Решение по делу № 33-3560/2024 от 19.01.2024

Судья Галиуллин А.Р.            УИД 16RS0046-01-2023-004521-09

                                                                 Дело № 2-4117/2023

№ 33-3560/2024

Учёт № 027г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 марта 2024 года                                                     г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Моисеевой Н.Н.,

судей Зариповой Р.Н., Гилманова Р.Р.,

с участием прокурора Фатхутдиновой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зариповой Р.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича на решение Вахитовского районного суда города Казани от 26 сентября 2023 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Нигматуллину Амилю Октаевичу, <дата>, по месту его жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Зиннатуллина Р.Р., поддержавшего доводы жалобы, заслушав объяснения прокурора Фатхутдиновой А.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор города Альметьевска Республики Татарстан в интересах Нигматуллина Амиля Октаевича обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Нигматуллин А.О., <дата>, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Решением жилищной комиссии при Министерстве образования и науки Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года № 89 Нигматуллин А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Нигматуллин А.О. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает по адресу: <адрес> До настоящего времени Нигматуллин А.О. жилым помещением не обеспечен. Поскольку бездействие уполномоченного органа нарушает жилищные права Нигматуллина А.О., прокурор просил обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Нигматуллин А.О., прокурор в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика с иском не согласился, просил отказать в его удовлетворении.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллин Р.Р. просит решение суда отменить, указывая о необходимости рассмотрения настоящего дела в порядке административного судопроизводства, в связи с чем просил направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Помимо этого, указывает, что в специализированном жилом фонде отсутствуют свободные жилые помещения, при наличии согласия, дети-сироты обеспечиваются временным жилым помещением в общежитии государственных образовательных учреждениях на время обучения либо же в общежитиях маневренного фонда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Фатхутдинова А.С. возражала доводам апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Представитель ответчика – Зиннатуллин Р.Р. доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить его апелляционную жалобу.

Поскольку участие в суде апелляционной инстанции является правом участвующих в деле лиц, а также с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Нигматуллина А.О.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного решения в апелляционном порядке.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.

Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.

В силу части 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года № 312 «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан» от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» Министерству образования и науки Республики Татарстан переданы полномочия по формированию списка детей-сирот и ведению реестра детей-сирот получателей жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Нигматуллин А.О. обладает статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно решению Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года № 89 Нигматуллин А.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд обоснованно исходил из того, что Нигматуллин А.О. поставлен на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и руководствовался положениями Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан», согласно которым на Министерство образования и науки Республики Татарстан возложена обязанность по предоставлению истцу специализированного жилого помещения, однако жилое помещение не предоставлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.

На основании пункта 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года № 8-ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» (далее - Закон Республики Татарстан № 8), жилые помещения предоставляются гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо по окончании срока пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги до достижения ими 18 лет.

Действующее законодательство не содержит требований о предоставлении жилых помещений только в порядке очередности постановки на учет детей-сирот в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года с 01 января 2013 года признан утратившим силу пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривавший право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при этом, Федеральным законом № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 109.1, из которой следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы относительно рассмотрения дела в порядке административного судопроизводства судебная коллегия считает ошибочными по следующим основаниям.

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 ноября 2014 года № 28-П, институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд.

Как следует из материалов дела, заявление прокурора, предъявленное в защиту жилищных прав Нигматуллина А.О., на основании определения судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 28 апреля 2023 года правомерно принято к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку исходя из обращения прокурора усматривается спор о праве истца на обеспечение его жильем за счет государственных средств. При таком положении заявленные требования не могли быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.

Ссылка в апелляционной жалобе на необходимость направления дела в суд первой инстанции по этим основаниям являются ошибочной, поскольку в соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия по направлению дела на новое рассмотрение в суд первой для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что требования не подлежали удовлетворению ввиду того, что истец с заявлением о предоставлении жилого помещения к ответчику не обращался, также являются несостоятельными.

В обоснование данного довода ответчик ссылается на положения статьи 3 Закона Республики Татарстан № 8-ЗРТ от 12 января 2013 года. Однако изменения, предусматривающие данный порядок, в указанные положения Закона внесены 1 марта 2019 года, тогда как истец включен в соответствующие списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на основании решения Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24 ноября 2016 года. Кроме того, данный довод опровергается ответом Министерства образования и науки Республики Татарстан на обращение истца от 02 марта 2021 года года за исх. № Н-1528/21 (л.д. 10).

По смыслу закона принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей само по себе означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, оснований для признания такого лица нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения. При этом, отсутствие указанного заявления при длительном ожидании обеспечения жилым помещением и подтверждение нуждаемости в ходе судебного разбирательства, а в данном конкретном случае такая нуждаемость подтверждена, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления прокурора.

Доводы апеллянта об отсутствии свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда в силу вышеизложенного не может служить основанием к ограничению права указанной категории лиц на своевременное обеспечение жилыми помещениями.

Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 26 сентября 2023 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан – Зиннатуллина Рустема Рушановича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 4 марта 2024 года

Председательствующий

Судьи

33-3560/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
19.01.2024Передача дела судье
04.03.2024Судебное заседание
13.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Передано в экспедицию
04.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее