Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 декабря 2017 года г.Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Юлбарисовой С.А., при секретаре Царакаеве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курик Ритты Алексеевны к Военному комиссариату Приморского края о назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Курик Р.А. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Приморского края (далее ВК по Приморскому краю), указав, что является вдовой контр-адмирала К.А.Г., имеет трудовой стаж 50 лет, звание Ветерана труда. В период с 11.05.1987 по 31.05.1987, будучи в должности контр-адмирала, заместителя командующего КТОФ по гражданской обороне, К.А.Г. принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС в третьей (особой) зоне с очень высокой радиацией (официальная доза радиоактивного облучения – 10.0 рентген, не официальная – 26 рентген). На 16-й день пребывания в зоне ликвидации аварии у него закружилась голова, наблюдалась тошнота, в связи с чем он на три дня был госпитализирован в г.Киеве. В результате получения такой дозы радиации К.А.Г. через полгода после указанных событий перенес обширный инфаркт миокарда, лучевую болезнь, с 22.12.1988 переведен в в/ч 26826 для дальнейшего лечения и реабилитации. 28.10.1987 К.А.Г. был взят на учет как участник ликвидации аварии на ЧАЭС и б.Чажма. Диагностирована катаракта обеих глаз. Умер 10.08.1998. Согласно выписке из медицинской книжки контр-адмирал запаса К.А.Г. получил заболевание при исполнении обязанностей военной службы. У К.А.Г. имелись проблемы со здоровьем, в том числе, с сердцем. В результате сильнейшего облучения его состояние здоровья резко ухудшилось, в дальнейшем ухудшалось еще больше, что привело к смерти. Считает, что имеет право на получение одновременно двух пенсий: по случаю потери кормильца и трудовую по старости, поскольку её муж К.А.Г. получил дозу радиоактивного облучения 10.0 рентген, соответственно, перенес лучевую болезнь при исполнении обязанностей военной службы. В назначении трудовой пенсии по старости, которую она получала на протяжении 10 лет, ВК по Приморскому краю ей отказал. Просит назначить ей трудовую пенсию по старости.
В судебном заседании Курик Р.А. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что при жизни её муж пользовался льготами, предусмотренными для участников ликвидации Чернобыльской аварии, в том числе, будучи военнослужащим. Она получала пенсию по старости, а когда К.А.Г. умер, то в военкомате ей предложили написать заявление на получение пенсии по случаю потери кормильца. Пенсию по старости выплачивать перестали по указанию военкомата. Полагает, что она имеет право на получение одновременно двух пенсий: пенсию по потере кормильца и трудовую пенсию по старости. С письменным заявлением в пенсионный фонд о назначении пенсии по старости не обращалась, так как на её устный вопрос о причине прекращения выплаты пенсии по старости ей ответили, что позвонили из военкомата и сказали прекратить платить пенсию по старости. Считает, что ВК по Приморскому краю является надлежащим ответчиком по настоящему спору. Просит назначить ей трудовую пенсию по старости.
Представитель ответчика по доверенности Каленская Л.Д. с иском не согласилась, пояснив, что истица является пенсионером по линии Министерства обороны РФ, получает пенсию по случаю потере кормильца на основании её заявления от 20.05.2015. Курик Р.А. обращалась в военный комиссариат, и по её заявлению пенсионное дело К.А.Г. было направлено в отдел военно-врачебной экспертизы для определения причинной связи смерти К.А.Г. с его участием в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. К.А.Г. умер, находясь в статусе военного пенсионера, а не действующего военнослужащего, поэтому в определении заболевания, приведшего к смерти, экспертным учреждением было отказано. Кроме того, заболевание К.А.Г. не входит в перечень заболеваний, которое может обостриться в результате воздействия радиации. Региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию (г.Новосибирск) не установил причинную связь смерти К.А.Г. с участием в ликвидации аварии. Военный комиссариат не устанавливает, и не является плательщиком пенсии по старости, а назначение пенсии по случаю потери кормильца истица не оспаривает.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий, определен в п. 3 ст. 3 указанного Закона.
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно пп. 5 п. 3 ст. 3 Федерального закона N 166-ФЗ такое право предоставляется гражданам, указанным в пп. 11 п. 1 ст. 10 Закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 3 (с применением п. 4) ст. 17 Закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 Закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В силу пп. 11 п. 1 ст. 10 Федерального закона N 166-ФЗ право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в пп. 1, 2, 3 настоящего пункта - граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Из материалов дела следует, что Курик Р.А. является вдовой военного пенсионера К.А.Г., участвовавшего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, умершего 11.08.1998.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона РФ от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.
Судом установлено, и не оспаривалось истцом, что она является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, и ей назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании её личного заявления о назначении пенсии по случаю потери кормильца от 20.05.2015 – по п. «б» ст. 21 Федерального закона № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
По правилам ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений п. 3 ст. 18 настоящего Федерального закона.
Как пояснила в судебном заседании Курик Р.А., в уполномоченный орган по реализации пенсионных прав граждан она не обращалась, поскольку считает, что по вине ВК по Приморскому краю ей была прекращена выплата пенсии по старости, которую она получала на протяжении 10 лет.
Таким образом, назначение трудовой пенсии, как и отказ от её получения, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Истец не представила доказательств нарушения ее прав действиями ВК по Приморскому краю, поскольку данное ведомство – Министерство обороны Российской Федерации не устанавливает такой вид пенсии, как пенсия по старости, а правильность назначения пенсии по случаю потери кормильца истица не оспаривает.
Таким образом, с вопросом о возобновлении выплаты трудовой пенсии по старости с сохранением выплаты пенсии по случаю потери кормильца Курик Р.А. необходимо обратиться в Пенсионный фонд соответствующего муниципального образования, и в случае отказа обжаловать его в судебном порядке, обратившись с иском о признании права на получение двух пенсий: трудовой по старости и по случаю потери кормильца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Курик Ритты Алексеевны к Военному комиссариату Приморского края о назначении трудовой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский Краевой суд через Советский районной суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 12.12.2017.
Судья С.А. Юлбарисова