Решение по делу № 2а-928/2020 от 02.07.2020

Дело № 2а-928/2020

УИД 58RS0008-01-2020-001828-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пенза                                  10 августа 2020 года

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Гореловой Е.В.,

при секретаре Сероглазовой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Михеевой Е.А., УФССП России по Пензенской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» обратилось в суд с названным административным иском к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Михеевой Е.А., указав, что на основании исполнительного документа – судебного приказа № 2-1606 от 08.05.2020, выданного мировым судьей судебного участка №4 Железнодорожного района г.Пензы, судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП г.Пензы УФССП России по Пензенской области Михеевой Е.А. возбуждено исполнительное производство № 5793462/20/58023-ИП.

15.06.2020 судебным приставом вынесено постановление №58023/20/476575 о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 10 000 рублей. Вынесенное постановление административный истец считает незаконным и необоснованным.

Судебный приказ, который послужил основанием для возбуждения исполнительного производства, вынесен в связи с несвоевременной выплатой административным истцом заработной платы работнику. Задолженность по заработной платы перед работниками образовалась в связи с изданием Постановления Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области», п.3.5 которого принято решение с 28.03.2020 по 30.06.2020 приостановить бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и гостиницах, расположенных в курортах федерального, регионального и местного значения, а также в иных санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках.

Вследствие приостановления деятельности административный истец понес убытки, связанные с приостановкой бронирования мест и приема отдыхающих, так как обязанность по выплате заработной платы работникам, оплаты по коммунальным платежам, расчетов с поставщиками продуктов питания (медикаментов) не была снята и ограничена. Начиная с момента введения на территории Пензенской области режима повышенной готовности, санаторием было осуществлено большое количество возвратов денежных средств по ранее забронированным путевкам, что привело к нарушению финансового баланса предприятия.

При этом, начиная с 01.04.2020 все поступающие в распоряжение санатория денежные средства направлялись только на выплату заработной платы, в обход оплаты коммунальных платежей и расчетов с поставщиками. Санаторием принимались все возможные меры к погашению задолженности, в том числе, были направлены обращения в банки с просьбами о выдаче льготных кредитов на выплату зарплаты, обращения в государственные органы о выдаче субсидий на оплату заработной платы.

Ссылаясь на положения ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 124 - 125, 218 - 220, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), административный истец просил признать недействительным постановление административного ответчика №58023/20/476575 от 15.06.2020 о взыскании с административного истца исполнительского сбора в рамках исполнительного производства, освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 5793462/20/58023-ИП.

10.08.2020 определением Железнодорожного районного суда г. Пензы производство по настоящему делу в части признания недействительным постановления № 58023/20/476575 от 15.06.2020 о взыскании исполнительского сбора прекращено в связи с отказом административного истца от иска в указанной части.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, о рассмотрении дела извещены. Явка обязательной не признавалась.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника - гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника - организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 рублей, с должника - организации - 50 000 рублей (ч. 3).

Должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112).

В силу положений ч. 7 ст. 112 названного Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Судом установлено, что 08.05.2020 Мировым судебный судебного участка № 4 Железнодорожного района г. Пензы вынесен судебный приказ о взыскании в пользу Бажановой Н.В. с должника ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» начисленной и не выплаченной заработной платы за апрель 2020 год (аванс) в размере 8 000 рублей. С ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» в доход государства взыскана госпошлина 200 рублей.

14.05.2020 постановлением судебного пристава – исполнителя Железнодорожного РОСП г. Пензы УФССП по Пензенской области Михеевой Е.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 5793462/20/58023-ИП в отношении ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» (должник). Должнику установлен 5-тидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника – гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника организации. Разъяснено, что при наличии чрезвычайных, объективных непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава – исполнителя.

Судебным приставом – исполнителем Железнодорожного РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Михеевой Е.А. установлено, что исполнительный документ должником ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу – исполнителю должником не представлено.

15.06.2020 вынесено постановление № 58023/20/476575 о взыскании с должника ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» исполнительского сбора в размре 10 000 рублей.

Постановление от 15.06.2020 в установленном законом порядке не обжалуется.

Из обстоятельств дела также следует, что на принудительном исполнении в Железнодорожном РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области, находилось сводное исполнительное производство № 5793397/20/58023-СД в состав которого входило 127 исполнительных производств о взыскании заработной платы на общую сумму долга в размере 1 418 695,25 рублей в пользу физических лиц, в состав которого входило исполнительное производство № 5793462/20/58023-ИП от 14.05.2020, возбужденное на основании судебного приказа 2-1606 от 08.05.2020 о взыскании в пользу Бажановой Н.В. задолженности в размере 8 000 рублей.

В материалы дела представлено постановление о распределении денежных средств от 20.05.2020, согласно которому взыскателям денежные средства по исполнительному производству перечислены.

Согласно заявлению Бажановой Н.В., поступившему 15.06.2020 в Железнодорожный РОСП г. Пензы задолженность по заработной плате должников погашена в полном объеме.

18.06.2020 постановлением судебного пристава – исполнителя Железнодорожного РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области Михеевой Е.А. исполнительное производство № 5793462/20/58023-ИП от 14.05.2020 окончено.

Разрешая требования искового заявления, суд учитывает правовую природу исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, представляющей собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Вместе с тем, ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляет должнику в случае несогласия с решением о взыскании с него исполнительского сбора право в установленном данным Законом порядке обратиться в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

По смыслу закона, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 19.01.2017 N 1-П, Определения от 02.04. 2015 N 654-О, от 27.02.2018 N 517-О, от 24.04.2018 N 1027-О).

Исходя из положений ст. 401 ГК РФ лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Судом исследованы Устав ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского», представленный в материалы дела, а также выписка из ЕГРЮЛ, в соответствии с которыми, Учреждение является некоммерческой организацией, не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели свой деятельности (п. 1.10 Устава), основным видом деятельности является согласно выписке из ЕГРЮЛ является деятельность санаторно-курортных организация (86.90.4).

Суд считает обоснованными доводы административного истца, приведенные в обоснование рассматриваемого искового заявления о том, что задолженность по заработной платы перед работниками образовалась в связи с изданием Постановления Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области», п. 3.5 которого принято решение с 28.03.2020 по 30.06.2020 приостановить бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия и гостиницах, расположенных в курортах федерального, регионального и местного значения, а также в иных санаторно-курортных организациях (санаториях), санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках; вследствие приостановления деятельности административный истец понес убытки, связанные с приостановкой бронирования мест и приема отдыхающих, так как обязанность по выплате заработной платы работникам, оплаты по коммунальным платежам, расчетов с поставщиками продуктов питания (медикаментов) не была снята и ограничена. Начиная с момента введения на территории Пензенской области режима повышенной готовности, санаторием было осуществлено большое количество возвратов денежных средств по ранее забронированным путевкам, что привело к нарушению финансового баланса предприятия; начиная с 01.04.2020 все поступающие в распоряжение санатория денежные средства направлялись только на выплату заработной платы, в обход оплаты коммунальных платежей и расчетов с поставщиками. Санаторием принимались все возможные меры к погашению задолженности, в том числе, были направлены обращения в банки с просьбами о выдаче льготных кредитов на выплату зарплаты, обращения в государственные органы о выдаче субсидий на оплату заработной платы.

Кроме того, судом исследованы представленные административным истцом в обоснование административного иска: письменное обращение Вице – губернатору – руководителю аппарата Губернатора и Правительства Пензенской области о выплате государственного пособия для работников через органы соцзащиты населения; рассмотрении возможности отсрочки платежей по кредитам для сотрудников санатория; установлении отсрочки по уплате страховых взносов до конца 2020 года, без начисления пеней и штрафов за этот период; предусмотреть возможность беспроцентного кредитования или кредитования на особольготных условиях для выплаты заработной платы работникам и т.д.; письменные обращения ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» в Банки по вопросу льготного кредитования с целью выплаты заработной платы сотрудникам; документы, свидетельствующие о кредитных обязательствах ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» (заявление о присоединении к общим условиям кредитования от 06.07.2020, где лимит кредитной линии 10 000 0000 руб.) для своевременного исполнения обязанности по выплате заработной плате работникам.

В ходе рассмотрения дела установлено, что должник (ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского») принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, суду представлены доказательства совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, кроме того, установлено наличие уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения требования судебного пристава - исполнителя о выплате взысканной судебным приказом заработной платы взыскателю (установление ограничительных мер, в частности запретом определенной деятельности).

Судом подробно исследованы доводы административных ответчиков, содержащиеся в письменных возражениях, представленных в материалы дела, суд считает их несостоятельными.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что требования административного искового заявления ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» об освобождении от взыскания исполнительского сбора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Административный иск - удовлетворить.

Освободить ЛПУ «Санаторий им. В.В. Володарского» от исполнительского сбора в размере 10 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя Железнодорожного РОСП г. Пензы УФССП России по Пензенской области от 15.06.2020 № 58023/20/476575.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2020 г.

Судья Горелова Е.В.

2а-928/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ЛПУ "Санаторий им. В.В. Володарского"
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП г. Пензы Михеева Евгения Александровна
Железнодорожный РОСП г. Пензы
УФССП России по Пензенской области
Другие
Бажанова Надежда Владимировна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Пенза
Судья
Горелова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhnii.pnz.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация административного искового заявления
03.07.2020Передача материалов судье
06.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.07.2020Предварительное судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
19.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее