Дело № 2-43/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Александровский Завод 27 июня 2023 года
Александрово-Заводский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Маншеева Н.Н., при секретаре Дракуновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края в интересах Костериной ФИО9 к МОУ Бутунтайская ООШ, Администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края, Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Александрово-Заводского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с февраля 2022 года по февраль 2023 года в размере <данные изъяты> руб., мотивируя тем, что Костерина Г.И. работает в МОУ Бутунтайская ООШ учителем русского языка и литературы, стаж педагогической работы составляет более 36 лет, в ходе прокурорской проверки выявлено, что учителю выплата надбавки за выслугу лет 25 % производилась только исходя из нормируемой части педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 18 часов в неделю, а не фактической нагрузки нормы часов преподавательской работы, составляющей 31,5 часов в неделю в 2021-2022 учебному году и 28,5 часов в неделю в 2022-2023 учебном году. Установленный размер заработной платы нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет образования, молодежной политики и спорта администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
В судебном заседании помощник прокурора Александрово-Заводского района Забайкальского края Данилов М.Ю. дал пояснения согласно исковому заявлению, с учетом уточнения размера задолженности по выплате заработной платы просил взыскать <данные изъяты> руб. за период с марта 2022 года по февраль 2023 года.
В судебное заседание истец Костерина Г.И. не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель МОУ Бутунтайская ООШ не явился, о дате и времени рассмотрения дела ответчик уведомлен надлежащим образом, директор школы представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель администрации Александрово- Заводского муниципального округа Забайкальского края и Комитета образования, молодежной политики и спорта администрации Александрово- Заводского муниципального округа Забайкальского края ФИО5 по доверенности не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила суду письменные пояснения об удовлетворении исковых требований только в случае предоставления Министерством образования и науки Забайкальского края субвенции бюджету Александрово-Заводского муниципального округа, также просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель Министерства образования и науки Забайкальского края ФИО6 по доверенности не явилась, о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, представила суду возражение на исковое заявление об отказе в удовлетворении заявленных требований к Министерству образования и науки Забайкальского края, так как Министерство не занимается начислением заработной платы учителям, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель Министерства финансов Забайкальского края не явился, о дате и времени рассмотрения дела третье лицо уведомлено надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Исходя из положений статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка является фиксированным размером оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) является фиксированным размером оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (части 3,4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение, или трудовой договор, то они не подлежат применению (статья 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Аналогичные Единые рекомендации на 2023 год утверждены Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ.
Данные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций на 2022 год в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Аналогичные разъяснения содержатся в разделе IX Единых рекомендаций на 2023 год.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Костерина Г.И. со ДД.ММ.ГГГГ работает в МОУ Бутунтайская ООШ учителем русского языка и литературы.
Согласно заключенному с истцом дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, истец принята на должность учителя русского языка и литературы с установлением базового оклада в размере <данные изъяты> руб., должностного оклада в размере <данные изъяты> руб. за установленную педагогическую нагрузку в количестве 28,5 часа в неделю и ежемесячной стимулирующей выплаты за стаж работы по профилю в размере 25 % от должностного оклада (п.п. 4.1, 4.2.1, 4.4.1).
Согласно заключенному с истцом трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, истец принята на должность учителя русского языка и литературы с установлением по занимаемой должности учебной нагрузки в объеме 31,5 часа (п.п. 1,2). Работнику устанавливается ставка заработной платы в размере <данные изъяты> руб., оклад с учетом доплаты за работу в сельской местности, обеспечение мет. литературы в размере <данные изъяты> руб. (п.п. 13, 14), кроме того, установлена ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 25 %, то есть <данные изъяты> руб. (п. 15).
В соответствии с Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, утв. Постановлением и.о. главы администрации муниципального района «Александрово-Заводский район» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение), заработная плата работников Организации за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает:
- базовые оклады (базовые должностные ставки), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп;
компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты (п. 2.1.1).
Согласно п. 2.3.1 Положения стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
К числу стимулирующих выплат относится, в том числе надбавка за выслугу лет (п. 2.3.3 Положения).
Согласно п. 2.3.5 Положения размеры, условия и порядка выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам образовательных организаций утверждается локальным актом в соответствии с нормами действующего законодательства.
Ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу предусмотрена в том числе педагогическимдэаботникам (п. 2.3.5.1 Положения).
Согласно п. 2.3.5.2.1 Положения ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу всем работникам муниципальной образовательной организации производится дифференцировано в зависимости от стажа работы, дающего право на получение этой стимулирующей выплаты и устанавливается локальным актом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в следующих размерах: за стаж работы от 1 до 5 лет размер надбавки к должностному окладу составляет 5 %, от 5 до 10 лет - 10%, от 10 до 15 лет - 15%, от 15 и более лет - 25%.
Согласно материалам дела и сторонами не оспаривается, на 2021-2022 учебные годы Костериной Г.И. установлена учебная нагрузка 31,5 часов в неделю, на 2022-2023 учебные годы - 28,5 часов в неделю, вместе с тем, ежемесячная стимулирующая надбавка за выслугу лет 25 % к должностному окладу, за указанный период времени была выплачена не от фактически отработанного времени, в данном случае 31,5 часов и 28,5 часов в неделю за учебные годы, а с учетом нормируемой части педагогической работы, составляющей 18 часов в неделю, соответственно за оставшиеся фактически отработанные норма часы стимулирующая надбавка за выслугу лет к должностному окладу не производилась.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
По существу порядок начисления надбавки за выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций, противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании со школы недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавки за выслугу лет, начисленной на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно уточненному расчету, произведенному Комитетом образования, молодежной политики и спорта администрации Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края, представленному помощником прокурора в суде, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. Ответчиками указанный расчет не оспорен.
Суд, проверив представленный расчет, признает его правильным, подтвержденным материалами дела и принимает за основу решения.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым взыскать с МОУ Бутунтайская 00111 в пользу истца недоначисленную и невыплаченную заработную плату за спорный период времени в размере <данные изъяты> руб.
Рассмотрев требования о возложении обязанности на Администрацию Александрово-Заводского муниципального округа по финансированию школы для выплаты истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период времени, а также требования о возложении обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края предоставить субвенцию бюджету Александрово-Заводского муниципального округа в целях обеспечения выплаты заработной платы с учетом надбавки за выслугу лет в размере 25 % от фактического объема учебной нагрузки до прекращения с истцом трудовых отношений суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-Ф3, как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцу, как работнику образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, МОУ Бутунтайская ООШ является общеобразовательным бюджетным учреждением (п. 1.1 Устава).
Учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование - муниципальный район «Александрово-Заводский район» в лице его администрации (п. 1.3 Устава), в настоящий момент его полномочия переданы администрации Александрово-Заводского муниципального округа. Источниками формирования финансовых средств учреждения являются в частности бюджетные средства Александрово- Заводского муниципального округа (пункт 6.9 Устава).
Поскольку функции и полномочия учредителя школы осуществляет Администрация Александрово-Заводского муниципального округа, и из системного толкования приведенных норм следует, что указанная Администрация принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников, то данный ответчик должен нести дополнительную ответственность по обязательствам школы по выплате истцу недоначисленной и невыплаченной заработной платы за спорный период времени.
Исходя из пункта 1 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство образования и науки Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, оказанию государственных услуг, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, а также переданных Российской Федерацией полномочий.
Министерство образования и науки Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. "
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абз. 3 п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абз. 3 п. 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном ст. 140 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Как установлено ранее, Министерство образования и науки Забайкальского края является главным распорядителем бюджетных средств, предоставляет субвенции в муниципалитет на обеспечение расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников.
Изменение объемов субвенции для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в отношении истца, как того хочет прокурор, является полномочием законодательного собрания Забайкальского края, поскольку заявки о предоставлении субвенции, поданные муниципалитетами, рассматриваются в рамках Закона Забайкальского края «О бюджете». Какие - либо заявки в этой части от администрации Александрово-Заводского муниципального округа в Министерство образования и науки Забайкальского края не подавались. Доказательства того, что Министерство образования и науки Забайкальского края ненадлежащим образом исполняет свои полномочия по доведению субвенций в бюджет Александрово-Заводского муниципального округа в соответствии с установленными нормативами суду не представлены.
Таким образом правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования и науки Забайкальского края не имеется, в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случае, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с удовлетворением исковых требований, подлежат взысканию с ответчика МОУ Бутунтайская ООШ в доход местного бюджета госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с МОУ Бутунтайская ООШ (<данные изъяты> в пользу Костериной <данные изъяты> (<данные изъяты>) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей.
Возложить на Администрацию Александрово-Заводского муниципального округа Забайкальского края (<данные изъяты>) обязанность произвести финансирование МОУ Бутунтайская ООШ для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Костериной <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с МОУ Бутунтайская ООШ (<данные изъяты>) государственную пошлину в доход Александрове - Заводского муниципального округа в размере 885 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Александрово- Заводский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2023 года.
Судья Н.Н. Маншеев