Решение по делу № 33-4095/2022 от 16.09.2022

Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-4095/2022

Судья Петров С.Г. Дело №2-496/2022

УИД 21RS0015-01-2022-000585-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Карлинова С.В.,

судей Степановой З.А., Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Яшине В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о понуждении Министерства здравоохранения Чувашской Республики обеспечить финансирование для оборудования систем видеонаблюдения за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР и привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны объекта, обязании БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР оборудовать систему видеонаблюдения за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР, а также заключить договор на охрану объекта с охранной организацией, поступившее по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года,

установила:

прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ ЧР «Цивильская ЦРБ») об обеспечении и проведении мероприятий направленных на предупреждение терроризма.

Исковые требование мотивированы тем, что во исполнение п.3 протокола от 28 декабря 2021 года межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия терроризму в БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности. В соответствии с паспортом безопасности, учреждение имеет 3 категорию безопасности и согласно приложению к контракту ДЭА от 18 сентября 2017 года, располагало 7 видеокамерами. Однако в нарушение п. «б» ч.16 Требований к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 , по состоянию на 27 января 2022 года установлены лишь 4 функционирующие видеокамеры, не обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за критическими элементами объекта, с отсутствием на них обзора. В связи с этим 28 января 2022 года прокуратурой в адрес БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» внесено представление. В настоящий момент нарушения по установке видеокамер выполнены не в полном объеме, обзором видеокамер не охвачена газовая котельная, расположенная на территории хозяйственного двора учреждения. В нарушение п. «г» ч.16.1 Требований, охрану объекта осуществляют сторожа на основании трудовых договоров, не относящиеся к деятельности охранных организаций. Выявленные нарушения ухудшают состояние защищенности БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» от актов незаконного вмешательства, а также составляют потенциальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе незащищенной категории граждан, которым на территории учреждения оказывается медицинская помощь. Просит обязать Министерство здравоохранения Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование из средств бюджета Чувашской Республики для оборудования системы видеонаблюдения, позволяющей обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а также для привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны в БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня выделения средств финансирования Министерством здравоохранения Чувашской Республики обязать оборудовать систему видеонаблюдения, позволяющую обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а также заключить в целях охраны объекта договор с охранной организацией.

В ходе рассмотрения дела по существу спора помощник прокурора поддержал заявленные исковые требования.

Представитель Министерства здравоохранения по Чувашской Республике по доверенности Жидкова И.Ю. иск не признала, суду пояснила, что с заявкой о финансировании к ним МУЗ «Цивильская ЦРБ» не обращалась, и об этом стало известно только в ходе судебного рассмотрения дела.

Представитель БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР по доверенности Яковлева В.Е. иск признала частично и суду пояснила, что в настоящее время учреждение обратилась в МЗ ЧР с заявлением о профинансировании системы видеонаблюдения на сумму 365662 рубля.

Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года на Министерство здравоохранения Чувашской Республики возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование из средств бюджета Чувашской Республики для оборудования систем видеонаблюдения за газовой котельной Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики; на Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Цивильская Центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения средств финансирования Министерством здравоохранения Чувашской Республики оборудовать систему видеонаблюдения, позволяющая обеспечить непрерывное видеонаблюдение за газовой котельной Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а также заключить в целях охраны объекта договор с охраной организацией.

Не согласившись с решением суда, представитель Министерства здравоохранения Чувашской Республики Жидкова И.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное решение в части обеспечения финансирования из средств бюджета Чувашской Республики для привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии ввиду нарушения судом норм материального права и неполного исследования материалов дела и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. Автор жалобы указывает, что БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования и республиканского бюджета Чувашской Республики; приводит описание расходов медицинского учреждения в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2020 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года №2505 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», пункта 3.16 раздела 3 Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике на 2022 год в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС. В связи с этим считает, что привлечение сотрудников охранников организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии должно осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Чувашской Республики Жидкова И.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Помощник прокурора Овчинникова Н.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Чувашской Республики отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда соответствует.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является юридическим лицом, действующим на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, а также Устава, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 21.12.2011 №1553.

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики принято из муниципальной собственности Цивильского района Чувашской Республики в государственную собственность Чувашской Республики переименовано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2011 г. № 578 «О приеме из муниципальной собственности Цивильского района в государственную собственность Чувашской Республики муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Цивильская центральная районная больница» Цивильского района Чувашской Республики как имущественного комплекса».

Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения (пункт 1.1 Устава).

Учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения является Чувашская Республика. Полномочия учредителя Бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (пункты 1.4, 1.5, 1.6 Устава).

Прокуратурой района во исполнение протокола межведомственной рабочей группы при прокуроре Цивильского района по вопросам противодействия терроризму от 28 декабря 2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения в деятельности бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

Согласно паспорту безопасности Учреждение имеет 3 категорию опасности.

Паспорт безопасности Учреждения определяет перечень критических элементов объекта, к которым относятся: газовая котельная; теплоснабжение; газификатор (установка для хранения кислородных баллонов) и подстанция, расположенные на территории больницы.

Учреждение, согласно приложению к контракту ДЭА от 18.09.2017, располагало 7 видеокамерами: <данные изъяты>.

В нарушение вышеуказанных пунктов требований, по состоянию на 27 января 2022 года учреждение имело лишь 4 функционирующие видеокамеры, 3 видеокамеры вышли из строя.

Прокуратурой района проверкой также выявлено, что в нарушение вышеуказанного пункта установленные видеокамеры не обеспечивали непрерывное видеонаблюдение за критическими элементами объекта, обзор на них отсутствовал.

По результатам проверки прокуратурой района 28 января 2022 года в адрес учреждения в целях устранения нарушений по не установке камер видеонаблюдения за критическими элементами объекта внесено представление.

Однако согласно ответу, предоставленному учреждением 28 февраля 2022 года, а также по результатам проверки, проведенной 2.06.2022 года, выявлено, что на настоящий момент требования по установке видеокамер выполнены не в полном объеме. Так, обзором камер видеонаблюдения не охвачена газовая котельная, расположенная на территории хозяйственного двора учреждения.

Кроме того в ходе проверки установлено, что в учреждении договор на охрану со специализированными охранными организациями не заключен, охрану объекта осуществляют не относящиеся к деятельности охранных организаций сторожа на основании трудовых договоров.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлением Кабинета Министров ЧР от 14.10.2015 №365 Министерство здравоохранения Чувашской Республики», требованиями к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 , Уставом БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР, утвержденным ого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 21.12.2011 г. пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора, при этом исходил из того, что в БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии состояние антитеррористической защищенности бюджетного учреждения находится не на должном уровне, несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на установленных по делу фактических обстоятельствах и положениях норм материального права.

Доводы жалобы о том, что привлечение сотрудников охранников организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии должно осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования, судебная коллегия находит не состоятельными.

Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (п.п. 1, 7 ст. 2) (далее Закон № 35-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Конституцией Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что корреспондирует в обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья (статьи 2, 20, 41 Конституции РФ).

Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях медицинских организаций должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

При этом медицинские учреждения и аптеки руководствуются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минздрава.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий»" (далее - Требований) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований).

В соответствии с п. «б» ч.16 Требований антитеррористическая защищенность объекта независимо от его категории обеспечивается путем оборудования системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.

Пункт «г» ч. 16.1 требований устанавливает, что в целях антитеррористической защищенности объекта, которому присвоена 3 категория опасности, дополнительно осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Часть 3 статьи 5 Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст. 5.1 Закона о противодействии терроризму закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области противодействия терроризму (введен Федеральным законом от 05 мая 2014 года N 130-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 и пунктом 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В силу п.п. 1.4. и 1.5 Устава БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 21.12.2011 г. №1553, учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является Чувашская Республика.

При этом, полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения Чувашской Республики.

Согласно ст.4.6. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов бюджетного учреждения являются, среди прочих, бюджетные ассигнования.

В соответствии со ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Так, пунктами 1,51.1 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Кроме того, согласно п.3.18. Постановления Кабинета Министров ЧР от 14.10.2015 №365 Министерство здравоохранения Чувашской Республики», реализует установленное бюджетным законодательством Российской Федерации право главного распорядителя средств республиканского бюджета Чувашской Республики по отношению к подведомственным получателям средств Министерства, в силу п. 3.22.10 Постановления Кабинета Министров ЧР от 14.10.2015 № 365 исполняет функции организатора по поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, находящихся в ведении Министерства, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы к полномочиям Министерства здравоохранения Чувашской Республики как учредителя БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР относится финансовое обеспечение мероприятий, направленных на предупреждение терроризма, в том числе на привлечение сотрудников охранников организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии.

Поскольку на момент разрешения спора судом первой инстанции антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) ответчиками надлежащим образом не были проведены, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

В целом апелляционная жалоба не содержит каких-либо новых доводов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Несогласие апеллянта с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены либо изменения судебного решения.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта либо являющихся безусловным основанием для его отмены при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Чувашской Республики- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи З.А. Степанова

И.В. Филимонова

Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-4095/2022

Судья Петров С.Г. Дело №2-496/2022

УИД 21RS0015-01-2022-000585-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Карлинова С.В.,

судей Степановой З.А., Филимоновой И.В.,

при секретаре судебного заседания Яшине В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики о понуждении Министерства здравоохранения Чувашской Республики обеспечить финансирование для оборудования систем видеонаблюдения за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР и привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны объекта, обязании БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР оборудовать систему видеонаблюдения за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР, а также заключить договор на охрану объекта с охранной организацией, поступившее по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Чувашской Республики на решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года,

установила:

прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения Чувашской Республики и Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее – БУ ЧР «Цивильская ЦРБ») об обеспечении и проведении мероприятий направленных на предупреждение терроризма.

Исковые требование мотивированы тем, что во исполнение п.3 протокола от 28 декабря 2021 года межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия терроризму в БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности. В соответствии с паспортом безопасности, учреждение имеет 3 категорию безопасности и согласно приложению к контракту ДЭА от 18 сентября 2017 года, располагало 7 видеокамерами. Однако в нарушение п. «б» ч.16 Требований к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 , по состоянию на 27 января 2022 года установлены лишь 4 функционирующие видеокамеры, не обеспечивающие непрерывное видеонаблюдение за критическими элементами объекта, с отсутствием на них обзора. В связи с этим 28 января 2022 года прокуратурой в адрес БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» внесено представление. В настоящий момент нарушения по установке видеокамер выполнены не в полном объеме, обзором видеокамер не охвачена газовая котельная, расположенная на территории хозяйственного двора учреждения. В нарушение п. «г» ч.16.1 Требований, охрану объекта осуществляют сторожа на основании трудовых договоров, не относящиеся к деятельности охранных организаций. Выявленные нарушения ухудшают состояние защищенности БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» от актов незаконного вмешательства, а также составляют потенциальную угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, в том числе незащищенной категории граждан, которым на территории учреждения оказывается медицинская помощь. Просит обязать Министерство здравоохранения Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование из средств бюджета Чувашской Республики для оборудования системы видеонаблюдения, позволяющей обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а также для привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны в БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня выделения средств финансирования Министерством здравоохранения Чувашской Республики обязать оборудовать систему видеонаблюдения, позволяющую обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за газовой котельной БУ ЧР «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а также заключить в целях охраны объекта договор с охранной организацией.

В ходе рассмотрения дела по существу спора помощник прокурора поддержал заявленные исковые требования.

Представитель Министерства здравоохранения по Чувашской Республике по доверенности Жидкова И.Ю. иск не признала, суду пояснила, что с заявкой о финансировании к ним МУЗ «Цивильская ЦРБ» не обращалась, и об этом стало известно только в ходе судебного рассмотрения дела.

Представитель БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР по доверенности Яковлева В.Е. иск признала частично и суду пояснила, что в настоящее время учреждение обратилась в МЗ ЧР с заявлением о профинансировании системы видеонаблюдения на сумму 365662 рубля.

Решением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года на Министерство здравоохранения Чувашской Республики возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование из средств бюджета Чувашской Республики для оборудования систем видеонаблюдения за газовой котельной Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики и привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики; на Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Цивильская Центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики возложена обязанность в течение 6 (шести) месяцев со дня выделения средств финансирования Министерством здравоохранения Чувашской Республики оборудовать систему видеонаблюдения, позволяющая обеспечить непрерывное видеонаблюдение за газовой котельной Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, а также заключить в целях охраны объекта договор с охраной организацией.

Не согласившись с решением суда, представитель Министерства здравоохранения Чувашской Республики Жидкова И.Ю. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное решение в части обеспечения финансирования из средств бюджета Чувашской Республики для привлечения сотрудников охранных организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии ввиду нарушения судом норм материального права и неполного исследования материалов дела и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора. Автор жалобы указывает, что БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии является бюджетным учреждением, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования и республиканского бюджета Чувашской Республики; приводит описание расходов медицинского учреждения в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29 ноября 2020 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года №2505 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», пункта 3.16 раздела 3 Тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию в Чувашской Республике на 2022 год в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС. В связи с этим считает, что привлечение сотрудников охранников организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии должно осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Чувашской Республики Жидкова И.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Помощник прокурора Овчинникова Н.А. просила в удовлетворении апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Чувашской Республики отказать.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст. ст. 167, 327 ГПК Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда соответствует.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики является юридическим лицом, действующим на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики, а также Устава, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 21.12.2011 №1553.

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики принято из муниципальной собственности Цивильского района Чувашской Республики в государственную собственность Чувашской Республики переименовано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.12.2011 г. № 578 «О приеме из муниципальной собственности Цивильского района в государственную собственность Чувашской Республики муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Цивильская центральная районная больница» Цивильского района Чувашской Республики как имущественного комплекса».

Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения (пункт 1.1 Устава).

Учредителем и собственником имущества Бюджетного учреждения является Чувашская Республика. Полномочия учредителя Бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Полномочия собственника имущества бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (пункты 1.4, 1.5, 1.6 Устава).

Прокуратурой района во исполнение протокола межведомственной рабочей группы при прокуроре Цивильского района по вопросам противодействия терроризму от 28 декабря 2021 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов здравоохранения в деятельности бюджетного учреждения Чувашской Республики «Цивильская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики.

Согласно паспорту безопасности Учреждение имеет 3 категорию опасности.

Паспорт безопасности Учреждения определяет перечень критических элементов объекта, к которым относятся: газовая котельная; теплоснабжение; газификатор (установка для хранения кислородных баллонов) и подстанция, расположенные на территории больницы.

Учреждение, согласно приложению к контракту ДЭА от 18.09.2017, располагало 7 видеокамерами: <данные изъяты>.

В нарушение вышеуказанных пунктов требований, по состоянию на 27 января 2022 года учреждение имело лишь 4 функционирующие видеокамеры, 3 видеокамеры вышли из строя.

Прокуратурой района проверкой также выявлено, что в нарушение вышеуказанного пункта установленные видеокамеры не обеспечивали непрерывное видеонаблюдение за критическими элементами объекта, обзор на них отсутствовал.

По результатам проверки прокуратурой района 28 января 2022 года в адрес учреждения в целях устранения нарушений по не установке камер видеонаблюдения за критическими элементами объекта внесено представление.

Однако согласно ответу, предоставленному учреждением 28 февраля 2022 года, а также по результатам проверки, проведенной 2.06.2022 года, выявлено, что на настоящий момент требования по установке видеокамер выполнены не в полном объеме. Так, обзором камер видеонаблюдения не охвачена газовая котельная, расположенная на территории хозяйственного двора учреждения.

Кроме того в ходе проверки установлено, что в учреждении договор на охрану со специализированными охранными организациями не заключен, охрану объекта осуществляют не относящиеся к деятельности охранных организаций сторожа на основании трудовых договоров.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлением Кабинета Министров ЧР от 14.10.2015 №365 Министерство здравоохранения Чувашской Республики», требованиями к антитеррористической защищенности объектов здравоохранения и формы паспорта безопасности этих объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 , Уставом БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР, утвержденным ого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 21.12.2011 г. пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора, при этом исходил из того, что в БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии состояние антитеррористической защищенности бюджетного учреждения находится не на должном уровне, несоблюдение ответчиками, на которых возложена прямая обязанность принятия мер по противодействию терроризму, требований указанных правовых актов создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, основанными на установленных по делу фактических обстоятельствах и положениях норм материального права.

Доводы жалобы о том, что привлечение сотрудников охранников организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии должно осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования, судебная коллегия находит не состоятельными.

Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (п.п. 1, 7 ст. 2) (далее Закон № 35-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Конституцией Российской Федерации гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что корреспондирует в обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья (статьи 2, 20, 41 Конституции РФ).

Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) является обязательным для физических и юридических лиц в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В силу части 13 статьи 30 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях медицинских организаций должны быть приняты меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

При этом медицинские учреждения и аптеки руководствуются положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минздрава.

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 года N 8 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий»" (далее - Требований) ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно пункту 5 указанных Требований в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Все объекты разделены на четыре категории с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения (п. 12 Требований).

В соответствии с п. «б» ч.16 Требований антитеррористическая защищенность объекта независимо от его категории обеспечивается путем оборудования системы видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.

Пункт «г» ч. 16.1 требований устанавливает, что в целях антитеррористической защищенности объекта, которому присвоена 3 категория опасности, дополнительно осуществляются мероприятия по обеспечению охраны объекта путем привлечения сотрудников охранных организаций.

Часть 3 статьи 5 Закона указывает на организационные основы противодействия терроризму, а именно на то, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В ст. 5.1 Закона о противодействии терроризму закреплены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ в области противодействия терроризму (введен Федеральным законом от 05 мая 2014 года N 130-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7.1 статьи 14 и пунктом 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В силу п.п. 1.4. и 1.5 Устава БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 21.12.2011 г. №1553, учредителем и собственником имущества бюджетного учреждения является Чувашская Республика.

При этом, полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Чувашской Республики осуществляет Министерство здравоохранения Чувашской Республики.

Согласно ст.4.6. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов бюджетного учреждения являются, среди прочих, бюджетные ассигнования.

В соответствии со ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Так, пунктами 1,51.1 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Кроме того, согласно п.3.18. Постановления Кабинета Министров ЧР от 14.10.2015 №365 Министерство здравоохранения Чувашской Республики», реализует установленное бюджетным законодательством Российской Федерации право главного распорядителя средств республиканского бюджета Чувашской Республики по отношению к подведомственным получателям средств Министерства, в силу п. 3.22.10 Постановления Кабинета Министров ЧР от 14.10.2015 № 365 исполняет функции организатора по поддержанию в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, находящихся в ведении Министерства, предназначенных для минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы к полномочиям Министерства здравоохранения Чувашской Республики как учредителя БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» МЗ ЧР относится финансовое обеспечение мероприятий, направленных на предупреждение терроризма, в том числе на привлечение сотрудников охранников организаций к осуществлению охраны БУ «Цивильская центральная районная больница» Минздрава Чувашии.

Поскольку на момент разрешения спора судом первой инстанции антитеррористические мероприятия по организации охраны объекта (территории) ответчиками надлежащим образом не были проведены, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.

В целом апелляционная жалоба не содержит каких-либо новых доводов, не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Несогласие апеллянта с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены либо изменения судебного решения.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта либо являющихся безусловным основанием для его отмены при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Цивильского районного суда Чувашской Республики от 15 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Чувашской Республики- без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий С.В. Карлинов

Судьи З.А. Степанова

И.В. Филимонова

33-4095/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Цивильскогго района ЧР
Ответчики
Министерство здравоохранения Чувашской Республики
БУ ЧР Цивильская центральная районная больница Министерства здравоохранения Чувашской Республики
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Степанова Зоя Анатольевна
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
16.09.2022Передача дела судье
17.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2022Передано в экспедицию
17.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее