стр. 134г, г/п 00 руб.
Судья Доильницын А.Ю. 14 мая 2019 года
Докладчик Пономарев Р.С. Дело № 33-2530/2019 город Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Пономарева Р.С., Поповой Т.В.,
при секретаре Осовской Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Каменеву Алексею Владимировичу и Зуеву Андрею Николаевичу о признании недействительными результатов межевания земельного участка, истребовании из чужого незаконного владения Каменева Алексея Владимировича части земельного участка в собственность Российской Федерации
по апелляционному представлению прокурора Плесецкого района Архангельской области, апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 22 января 2019 года, которым постановлено:
«в удовлетворении иска прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Каменеву Алексею Владимировичу и Зуеву Андрею Николаевичу о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером №, истребовании из чужого незаконного владения Каменева Алексея Владимировича в собственность Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 599468 квадратных метров – отказать».
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Каменеву А.В., Зуеву А.Н. о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером №, истребовании из незаконного владения Каменева А.В. в собственность Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 599 468 квадратных метров.
В обоснование требований указал, что в результате проведенной прокурорской проверки законности использования в Плесецком районе Архангельской области земель, покрытых лесной растительностью, установлено, что путем выделения из принадлежащего Каменеву А.В. на праве долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, в границах которого частично оказались земли лесного фонда с кадастровым номером № принадлежащие Российской Федерации на праве собственности. Кадастровые работы по формированию земельного участка с кадастровым номером № проведены ответчиками без учета сведений, содержащихся в лесоустроительной документации. На вновь образованном земельном участке в настоящее время осуществляется вырубка лесных насаждений, что наносит вред лесному фонду и окружающей среде.
Определениями суда от 09 июня 2018 года и от 17 июля 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального Управления Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Архангельского филиала.
Прокурор Ефимова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Каменев А.В., его представитель Спивак И.В., ответчик Зуев А.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились.
Третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального Управления Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Рослесинфорг» в лице Архангельского филиала в судебное заседание своих представителей не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласны прокурор Плесецкого района Архангельской области, третье лицо Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
В апелляционном представлении прокурор Плесецкого района Архангельской области, в апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области просят решение суда отменить, как незаконное. Указывают на неправильное применение судом норм земельного и лесного законодательства, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Не соглашаются с оценкой суда заключения судебной землеустроительной экспертизы. Ссылаясь на наличие в материалах дела всех необходимых доказательств, подтверждающих расположение участка ответчика на землях лесного фонда.
В представленных возражениях на апелляционное представление ответчик Зуев А.Н., приводя правовое обоснование, указывает на несостоятельность его доводов, просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями частей 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, рассмотрела гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Плесецкого района Архангельской области, апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 22 января 2019 года с участием представителя истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Архангельской области Подчередниченко О.С., представителя ответчика Каменева А.В. – Спивак И.В., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции. Риск неполучения поступившей судебной корреспонденции лежит на адресате.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, апелляционной жалобе и возражениях относительно апелляционного представления, заслушав прокурора, поддержавшего апелляционное представление, представителя ответчика, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Как установлено судом и следует из обстоятельств дела, на основании решения общего собрания работников совхоза «Федовский» от 29 февраля 1992 года и договора № от 31 марта 1992 года, заключенного Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам по Архангельской области с Архангельским филиалом Северо-Западного государственного проектного института по землеустройству (Севзапниигипрозем) проведены работы по землеустройству (перераспределению земель) совхоза «Федовский» Плесецкого района Архангельской области.
Материалы по разработке проекта землеустройства утверждены постановлением главы администрации Плесецкого района от 10 августа 1992 года №, земли совхоза «Федовский» перераспределены с утверждением площадей сельскохозяйственных угодий в разрезе Федовского сельского Совета, совхоза «Федовский», крестьянских хозяйств и спецфонда согласно приложению №. Акционерному обществу «Федовское» в коллективно-долевую собственность бесплатно передано 5165 га земель, в том числе сельхозугодий – 3139 га (пашни, сенокосы и выгоны).
21 апреля 1995 года на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, акционерное общество «Федовское», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на 31 октября 2018 года площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет 22779881 квадратных метров, сведения об указанном объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные». Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании договоров дарения земельной доли от 28 мая 2009 года, от 13 июля 2010 года, от 16 июля 2010 года и от 22 июля 2010 года Каменеву А.В. принадлежит доля в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № в размере 344,4 га.
Государственная регистрация права собственности Каменева А.В. на долю в размере 344,4 га в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № произведена 28 июля 2010 года.
30 ноября 2016 года Каменев А.В. обратился к кадастровому инженеру Зуеву А.Н. за проведением межевания, образования и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка сельскохозяйственного назначения.
31 декабря 2016 года Каменевым А.В. утвержден подготовленный кадастровым инженером Зуевым А.Н. проект межевания.
13 февраля 2017 года на основании проекта межевания на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 998238 квадратных метров с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Право собственности Каменева А.В. на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано 14 февраля 2017 года.
Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Плесецкого лесничества зарегистрировано 14 августа 2008 года с условным номером №.
В 2016 году перерегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером № (149640,835 га на 2018 год).
Земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет 01 января 2008 года, категория земель: земли лесного фонда, вид разрешенного использования: ведение лесного хозяйства.
Согласно представленным в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости на 31 октября 2018 года, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения для заполнения Раздела 3 – Описание местоположения земельного участка отсутствуют.
Федеральным государственным бюджетным учреждением «Рослесинфорг» в лице Архангельского филиала в материалы дела предоставлены: каталоги координат границ земельных участков с кадастровыми номерами № и №; каталог координат наложения границ земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок с кадастровым номером №; тематическая карта наложений.
В связи с возникшим спором относительно наличия наложения границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером № и площади наложения, судом по ходатайству прокурора назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью «Архземкадастр».
В распоряжение эксперта были предоставлены все материалы дела, исследованные им в ходе проведения экспертизы на предмет определения границ земель лесного фонда, на которые, по мнению истца, налагается участок ответчика.
Согласно экспертному заключению №, в ходе проведения землеустроительной экспертизы установлено, что имеется наложение границ земельного участка с кадастровым номером №, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежащего Каменеву А.В., на земельный участок с кадастровым номером №, относящегося к категории земель лесного фонда, вид разрешенного использования: ведение лесного хозяйства, находящегося в собственности Российской Федерации, площадь наложения составляет 599468 квадратных метров.
Руководствуясь нормами земельного и лесного законодательства, относящими лесные участки в составе земель лесного фонда к собственности Российской Федерации и признающими лесные участки, в отношении которых не осуществлялся государственный кадастровый учет, ранее учтенными объектами недвижимости, Федеральным законом от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2007 года № 139 «Об утверждении Правил установления местных систем координат», действовавшим до 13 октября 2017 года, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований, не приняв заключение судебной землеустроительной экспертизы в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку в нем не содержится указания о том, в какой системе координат определены координаты поворотных точек наложения спорных границ земельных участков. Судом указано, что представленные в дело материалы также не могут являться надлежащими доказательствами, с достоверностью подтверждающими наличие пересечения границ земельного участка ответчика и границ участка земель лесного фонда, которые на местности не определены. При этом суд исходил из того, что при постановке на кадастровый учет земельного участка ответчика, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в лице Межрегионального территориального Управления Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе не было выявлено пересечения границ образуемого земельного участка с границами иных земельных участков, сведения об описании месторасположения которых содержатся в государственном кадастре недвижимости, в то время как границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №, поставленного на кадастровый учет после введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, не определены.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда по доводам апелляционного представления прокурора и апелляционной жалобы третьего лица.
В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанные требования процессуального закона судом апелляционной инстанции выполнены не были.
Из материалов дела следует, что в собственности ответчика Каменева А.В. находится земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, границы которого определены при проведении кадастровых работ кадастровым инженером Зуевым А.Н. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 13 февраля 2017 года, право собственности Каменева А.В. на указанный земельный участок зарегистрировано 14 февраля 2017 года.
В собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к категории земель лесного фонда, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 01 января 2008 года как ранее учтенный, право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 14 августа 2008 года.
Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Таким образом, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом.
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Применительно к положениям части 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Согласно положениям статьи 7, части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного кодекса; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
В силу части 6 статьи 39 указанного Федерального закона согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
В соответствии с положениями части 6 статьи 47 этого Федерального закона участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Следовательно, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Таким образом, при проведении кадастровых работ в отношении земельных участков покрытых лесом, должны учитываться сведения, содержащиеся в лесоустроительной документации и в государственном лесном реестре, в связи с чем нельзя признать верными выводы суда об отсутствии выявленных пересечений при постановке земельного участка с кадастровым номером № на кадастровый учет, основанные лишь на данных Единого государственного реестра недвижимости, которые не содержат координат ранее учтенных лесных участков.
Необоснованно суд сослался в своем решении и на положения части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», предписывающие, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Вместе с тем право собственности на вновь сформированный земельный участок с кадастровым номером № возникло у истца 14 февраля 2017 года, то есть позже 01 января 2016 года.
Не может судебная коллегия согласиться и с выводами суда о непринятии в качестве допустимых доказательств заключения судебной землеустроительной экспертизы, а также иных представленных в дело письменных доказательств в подтверждение наличия наложения границ вновь сформированного земельного участка с кадастровым номером № на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером №, основанными на предположениях о неверно выбранной экспертом системе координат и объяснениях кадастрового инженера Зуева А.Н., являющегося ответчиком по делу, а, следовательно, заинтересованным лицом в разрешении спора.
В соответствии с заключением судебной землеустроительной экспертизы экспертом сделан однозначный вывод о частичном наложении границ земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № на земельный участок лесного фонда с кадастровым номером №, определена площадь наложения 599468 квадратных метров.
Данное экспертное заключение подготовлено с использованием сведений из Единого государственного реестра недвижимости и имеющихся в деле материалов лесоустройства, согласуется с представленными в дело доказательствами, соответствует требованиям действующего законодательства и у суда первой инстанции отсутствовали основания не доверять сделанным экспертом выводам.
Ходатайств о назначении по делу дополнительной или повторной судебной землеустроительной экспертизы ответчиками не заявлено.
Таким образом, вопреки выводам суда материалами дела нашел подтверждение факт наложения границ вновь сформированного земельного участка ответчика Каменева А.В. на земли лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации, площадью наложения 599468 квадратных метров, в связи с чем результаты межевания нельзя признать действительными.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В силу изложенного судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции и удовлетворяет исковые требования прокурора в полном объеме.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19, подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков в равных долях подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, по 150 рублей с каждого.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 22 января 2019 года отменить полностью и принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Плесецкого района Архангельской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Каменеву Алексею Владимировичу, Зуеву Андрею Николаевичу о признании недействительными результатов межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером №, истребовании из незаконного владения Каменева Алексея Владимировича в собственность Российской Федерации части земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 599 468 квадратных метров удовлетворить.
Признать недействительными результаты межевания по формированию и установлению границ земельного участка с кадастровым номером №.
Истребовать из незаконного владения Каменева Алексея Владимировича в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 599 468 квадратных метров.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости.
Взыскать с Каменева Алексея Владимировича в доход бюджета муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» государственную пошлину в размере 150 рублей.
Взыскать с Зуева Андрея Николаевича в доход бюджета муниципального образования «Плесецкий муниципальный район» государственную пошлину в размере 150 рублей.
Председательствующий | И.В. Гаркавенко |
Судьи | Т.В. Попова |
Р.С. Пономарев |