Решение по делу № 33-13707/2022 от 10.11.2022

Судья: Мордвинов А.П. Дело №33-13707/2022

24RS0034-01-2022-000181-63 А-2.171

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Елисеевой А.Л.

судей Гришиной В.Г., Левицкой Ю.В.

при ведении протокола помощником судьи Мироновой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.

гражданское дело по иску Грековой И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» о защите прав потребителей

по апелляционной жалобе Грековой И.Н.

на решение Манского районного суда Красноярского края от 11 августа 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Грековой И.Н., имеющей паспорт гражданина РФ (серия , выдан <дата>, код подразделения ) к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех», имеющему ИНН 2465240182, о признании незаконным бездействия по своевременному открытию лицевого счета по адресу: <адрес>, для внесения платы за обращения с ТКО и ограничивающее, тем самым права потребителей, на пользование данной услугой, о признании незаконным действий по зачислению на лицевой счет платы за обращение с ТКО за расчетный период - ноябрь 2021 г. в сумме 5577 руб. 05 коп. (согласно платежному документу за ноябрь 2021 г.), о возложении обязанности аннулировать незаконно начисленный перерасчет за сбор и вывоз ТКО за 2019 г., 2020 г., январь - октябрь 2021 г. в сумме 5362 руб. 82 коп. и произвести расчет платы с момента выставления платежного документа (ноябрь 2021 г.), о взыскании судебных расходов на представителя на сумму 32400 руб. 00 коп., о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп. - оставить без удовлетворения».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Грекова И.Н. обратилась в суд с иском к ООО «РостТех» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что с 2019 года у Грековой И.Н. не было возможности своевременно оплачивать услуги по вывозу твердых коммунальных отходов региональному оператору ООО «РостТех», в связи с тем, что ответчик не открыл для нее финансово-лицевого счета для оплаты услуг по вывозу ТКО. Начиная с 2019 года, она неоднократно в устной и письменной форме обращалась к ответчику, чтобы решить вопрос об открытии финансово-лицевого счета по ее адресу с целью оплаты указанных услуг, однако на ее письменные обращения ответчиком был дан ответ о том, что финансово-лицевой счет на имя истца будет открыт в следующем месяце, чего сделано не было. За период с 2019 года по 2020 год платежные документы по оплате услуг по обращению с ТКО по адресу проживания истца не направлялись, в связи с чем истец не могла своевременно оплачивать услуги ответчика. После очередного обращения истца к ответчику в 2021 году, был дан ответ о том, что лицевой счет будет открыт, в связи с чем в ноябре 2021 года истцом был получен платежный документ с указанием номера лицевого счета, в котором также была указана сумма платежа 5577,05 рублей, в том числе за предыдущие периоды, с чем истец не согласна. Полагает, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, его действия являются незаконными и нарушающими права истца. <дата> истец обратилась к ответчику с претензией, содержащей требование об аннулировании незаконно начисленной задолженности за сбор и вывоз ТКО, а также осуществлении перерасчета, однако претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения. Полагает, что неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в размере 50000 рублей.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просила признать незаконным бездействие ООО «РостТех» по своевременному открытию лицевого счета по адресу: <адрес>, для внесения платы за обращение с ТКО; признать незаконным действие ООО «РостТех» по начислению платы за обращение с ТКО за расчетный период - ноябрь 2021 года в сумме 5577,05 рублей; обязать ООО «РостТех» аннулировать незаконно начисленный в отношении истца и Титенко В.А. перерасчет за сбор и вывоз ТКО за 2019 год, 2020 год, а также за период с января 2021 года по октябрь 2021 года в сумме 5362,82 рубля и произвести перерасчет с момента выставления платежного документа (ноябрь 2021 год); взыскать с ООО «РостТех» в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в сумме 32400 рублей, а также компенсацию морального вреда 50000 рублей.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Грекова И.Н. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме. Ссылается на то, что в решении суда не отражена вся полнота действий истца в отношении ответчика, начиная с 2019 года. В частности, судом не принята к сведению электронная переписка истца с ПАО «Красноярскэнергосбыт», являющегося в период с <дата> по <дата> агентом ООО «РостТех» по вопросам, в том числе начисления платы по обращению с ТКО. Кроме того, официальное опубликование ООО «РостТех» оферты в газете «Наш Красноярский край» от 14 сентября 2018 года не содержит конкретное указание на территорию Манского района Красноярского края, а только на правобережную зону Красноярского края. Также судом, при вынесении оспариваемого решения не учтено недобросовестное исполнение обязанностей ответчиком, что привело к невозможности использования истцом услуги по обращению с ТКО и причинению морального вреда.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «РостТех» Коник В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о рассмотрении дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Грекову И.Н., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя ООО «РостТех» – Климова А.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от обязательства не допускается.

Согласно п.п. 1,3 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 786 ГК РФ. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.

Согласно п.п. 1,2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п.п 1, 4 и 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 641).

В соответствии с п. 4 Правил обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с подп. «б» п. 8(1) Правил, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном Разделом I(1) этих Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

Согласно п.п. 8(4), 8(8) Правил обращения с ТКО определено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В соответствии с п.п. 8(17) Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Как следует из материалов дела, Грекова И.Н. с <дата> является собственником вновь возведенного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно выписке из финансово-лицевого счета, в жилом доме по адресу: <адрес>, на регистрационном учете состоят: Грекова И.Н. (глава), Титенко В.А. (муж).

В соответствии с приказом Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края № 1/1576-од от 06 августа 2018 года ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Красноярской правобережной зоны Красноярского края сроком на 10 лет, при этом в состав указанной технологической зоны входит, в том числе и муниципальное образование «Манский район Красноярского края».

<дата> между ООО «РостТех» (принципал) и ПАО «Красноярскэнергосбыт» (агент) заключен агентский договор № 24-ЕА на оказание услуг агента по юридическим, техническим, организационным и иным действиям по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей ООО «РостТех», организации начисления платы потребителям за коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей за предоставленные услуги по обращению с ТКО на территории Красноярской Правобережной технологической зоны Красноярского края, по условиям которого агент принял на себя обязательство за вознаграждение совершать комплекс юридических, технических, организационных и иных фактических действий по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей ООО «РостТех», организации начисления платы потребителям за оказанные ООО «РостТех» коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей от потребителей за предоставленные ООО «РостТех» коммунальные услуги по обращению с ТКО на территории Красноярской Правобережной технологической зоны Красноярского края (далее по тексту договора «услуги»), а ООО «РостТех» обязуется выплачивать ПАО «Красноярскэнергосбыт» вознаграждение в размере и в порядке, предусмотренном этим договором.

Территория Красноярской Правобережной технологической зоны Красноярского края включает в себя территории городских округов, городских и сельских поселений муниципальных районов, в том числе муниципальное образование «Манский район».

Согласно п. 1.2 Договора, перечень оказываемых агентом по договору услуг определен Приложением № 1 к нему и включает в себя: сбор, автоматизированная обработка, хранение информации, сопровождение и ведение финансово-лицевых счетов потребителей ООО «РостТех»; осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных документов, информации, необходимой для расчета платы за предоставленные коммунальные услуги; ввод полученной от потребителей информации в базу данных; осуществление оперативного учета оплаты за коммунальные услуги; начисление потребителям платы за коммунальные услуги; осуществление расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Срок оказания услуг составляет 13 месяцев - с 01 января 2019 года по 31 января 2020 года, включая: период, за который ПАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляет услуги, предусмотренные Приложением № 1 к этому договору, в части начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные принципалом потребителям с 01 января 2019 года по 31 января 2020 года.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 25 января 2022 года №77-56од ООО «РостТех» лишено статуса регионального оператора Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края.

В соответствии с п. 41 Постановления Правительства от 12 ноября 2016 года №115641 юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.

Из материалов дела следует, что Грековой Н.И., начиная с января 2019 года, региональным оператором ООО «РостТех» оказывалась услуга по сбору и вывозу ТКО.

В ноябре 2021 года ответчиком в отношении жилого дома по указанному адресу впервые открыт лицевой счет на оплату услуг по обращению с ТКО и выставлен платежный документ для оплаты указанных услуг на общую сумму 5577,05 рублей за расчетный период с 2019, 2020 годы, январь-октябрь 2021 года.

<дата> Грековой И.Н. в адрес ООО «РостТех» направлена претензия, содержащая требование о перерасчете размера оплаты за вывоз ТКО, аннулировании незаконно начисленной задолженности за сбор и вывоз ТКО, возмещении расходов на оплату юридических услуг в сумме 32400 рублей, а также компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, в связи с несвоевременностью выставления данного платежного документа, однако данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Рассматривая требования истца о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за обращение с ТКО в сумме 5577,05 рублей, возложении обязанности на ответчика аннулировать начисленный в отношении истца перерасчет за сбор и вывоз ТКО за 2019 год, 2020 год, а также за период с января 2021 года по октябрь 2021 года в сумме 5362,82 рубля и произвести перерасчет с момента выставления платежного документа (ноябрь 2021 год), суд первой инстанции, установив, что ответчиком оказывались услуги по сбору и вывозу ТКО за указанный период, приведя расчет размера начисленной платы за указанную услуг, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку Грекова И.Н. с <дата> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и, вопреки доводам апелляционной жалобы, обязана нести расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе, по оплате услуг за обращение с ТКО, которые с января 2019 года оказывались ей региональным оператором ООО «РостТех» на основании заключенного договора в связи с его публикацией на официальном сайте ответчика.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным бездействия ответчика по своевременному открытию лицевого счета для внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с подп. «б» п. 148(23) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям.

Согласно приведенным положениям закона и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, обязанность по открытию лицевых счетов, а также выставлению и направлению платежных документов законодательством возложена на исполнителя коммунальных услуг. При этом, выставление платежного документа, должен представляться потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Привлечение же исполнителем коммунальных услуг организации или индивидуального предпринимателя для доставки платежных документов потребителям, для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям, не освобождает исполнителя коммунальных услуг от своевременного открытия лицевого счета на оплату ТКО как коммунальной услуги для отражения начисления и сбора оплаты данной коммунальной услуги, на основании которого выставляется платежный документ.

Как установлено выше, с 01 января 2019 года услуги по сбору и вывозу ТКО и сбор денежных средств за предоставление данной услуги на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, куда также входит муниципальное образование «Манский район Красноярского края» осуществляет ООО «РостТех».

Следовательно, на ООО «РостТех» лежит обязанность открыть лицевой счет по месту жительства истца и выставить истцу платежный документ для оплаты коммунальной услуги (либо осуществить контроль за лицом, принявшим на себя обязанность выставления платежных документов)

Как следует из объяснений Грековой И.Н., начиная с 2019 года, она неоднократно обращалась, как в ПАО «Красноярскэнергосбыт», так и к региональному оператору ООО «РостТех» с просьбой открыть лицевой счет и предоставлять платежные документы для внесения платы за обращение с ТКО.

Указанные истцом обстоятельства подтверждаются многочисленной перепиской истца, представленной в материалы дела.

Так, из материалов дела следует, что <дата> Грекова И.Н. через личный кабинет обращалась в ПАО «Красноярскэнергосбыт», в котором указывала об отсутствии данных на расчеты с ТКО, со ссылкой на то, что при обращении с данным вопросом в ООО «РостТех», была перенаправлена в ПАО «Красноярскэнергосбыт» (л.д.99).

В ответ на данное обращение ПАО «Красноярскэнергосбыт» сообщило о том, что начисления за коммунальную услугу по обращению с ТКО, производится на основании данных, согласованных с региональным оператором. Обращение Грековой И.Н. перенаправлено на рассмотрение региональному оператору по компетенции вопроса. В случае подтверждения оказания услуги ей будет произведен перерасчет (л.д.182).

Также <дата> Грекова И.Н. по электронной почте: shalinskoe@rosttech.online направила в ООО «РостТех» письмо, в котором просила открыть ей финансово-лицевой счет для начисления оплаты за ТКО по адресу <адрес>

В этот же день на электронную почту Грековой И.Н. ООО «РостТех» был направлен ответ, в котором сообщено, что для открытия финансово-лицевого счета и начисления коммунальной услуги по обращению с ТКО необходимо предоставить выписку из домовой книги о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете по указанному адресу, на что Грековой И.Н. был дан ответ, что она в данном населённом пункте проживает недавно и у них отсутствует домовая книга.

После получения от Грековой И.Н. необходимых документов для открытия финансово-лицевого счета, <дата> ООО «РостТех» сообщило Грековой И.Н. о том, что на основании представленных документов по адресу <адрес> будет открыт финансово-лицевой счет в следующем месяце.

<дата> Грековой И.Н. на адрес электронной почты ООО «РостТех» было направлено письмо о том, что до настоящего времени ей не открыт финансово-лицевой счет по оплате услуг за обращение с ТКО, на что <дата> ООО «РостТех» дан ответ о том, что Грековой И.Н. открыт финансово-лицевой счет для начисления платы за услуги по обращению с ТКО по адресу нахождения жилого дома и с ноября 2021 года ей будет выставляться отдельный платежный документ на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО от регионального оператора в лице ООО «РостТех».

Согласно платежному документу для внесения платы за обращение с ТКО за ноябрь 2021 года, по адресу <адрес> за услугу обращение с ТКО начислено к оплате 5577,05 рублей.

Таким образом, материалами дела установлено бездействие ответчика по открытию истцу финансово-лицевого счета, в котором должно отражаться начисление и сбор оплаты коммунальной услуги по вывозу ТБО, а также оформление платежных документов на основании данных, указанных в указанном лицевом счете.

Представление истцу, как потребителю коммунальной услуги, платежных документов позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, влечет нарушение установленного для оплаты коммунальных услуг десятидневного срока, и соответственно право истца на своевременную оплату указанной коммунальной услуги по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по открытию лицевых счетов, а также выставлению и направлению платежных документов законодательством возложена на исполнителя коммунальных услуг, в данном случае на ООО «РостТех», а открытие финансово-лицевого счета и выставление платежного документа последним осуществлено с нарушением срока, судебная коллегия полагает необходимым признать незаконным бездействие ответчика по своевременному открытию Грековой И.Н. лицевого счета для внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, на основании которого выставляется платежный документ.

На основании ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как следует из разъяснений, изложенных в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Так как в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нарушения прав Грековой И.Н. как потребителя на своевременную оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО, судебная коллегия в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», с учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, индивидуальных особенностей истца, руководствуясь принципом разумности и справедливости, считает необходимым определить к взысканию с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.

Исходя из положений ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой взыскание штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя является не правом, а обязанностью суда, учитывая, что в добровольном порядке требования истца ответчиком не удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 1 000 рублей (2000 руб. х 50%).

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 32 400 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от <дата>.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов.

Поскольку требования истца удовлетворены частично, следовательно, понесенные истцом судебные расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению пропорционально размеру пропорциональной удовлетворенных требований.

Учитывая фактический объем оказанных представителем услуг, сложность дела, принцип разумности и справедливости, судебная коллегия считает необходимым определить размер указанных расходов в сумме 10000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

При указанных выше обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требований Грековой И.Н. к ООО «РостТех» о признании незаконными бездействия, компенсации морального вреда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении указанных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Манского районного суда Красноярского края от 11 августа 2022 года в части отказа в удовлетворении требований Грековой И.Н. к ООО «РостТех» о признании незаконными бездействия, компенсации морального вреда отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым исковые требований Грековой И.Н. к ООО «РостТех» о признании незаконными бездействия, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО «РостТех» по своевременному открытию лицевого счета для внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Взыскать с ООО «РостТех» в пользу Грековой И.Н. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф 1 000 рублей, судебные расходы 10000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Грековой И.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 декабря 2022 года

Судья: Мордвинов А.П. Дело №33-13707/2022

24RS0034-01-2022-000181-63 А-2.171

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2022 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Елисеевой А.Л.

судей Гришиной В.Г., Левицкой Ю.В.

при ведении протокола помощником судьи Мироновой Н.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гришиной В.Г.

гражданское дело по иску Грековой И.Н. к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» о защите прав потребителей

по апелляционной жалобе Грековой И.Н.

на решение Манского районного суда Красноярского края от 11 августа 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Грековой И.Н., имеющей паспорт гражданина РФ (серия , выдан <дата>, код подразделения ) к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех», имеющему ИНН 2465240182, о признании незаконным бездействия по своевременному открытию лицевого счета по адресу: <адрес>, для внесения платы за обращения с ТКО и ограничивающее, тем самым права потребителей, на пользование данной услугой, о признании незаконным действий по зачислению на лицевой счет платы за обращение с ТКО за расчетный период - ноябрь 2021 г. в сумме 5577 руб. 05 коп. (согласно платежному документу за ноябрь 2021 г.), о возложении обязанности аннулировать незаконно начисленный перерасчет за сбор и вывоз ТКО за 2019 г., 2020 г., январь - октябрь 2021 г. в сумме 5362 руб. 82 коп. и произвести расчет платы с момента выставления платежного документа (ноябрь 2021 г.), о взыскании судебных расходов на представителя на сумму 32400 руб. 00 коп., о взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб. 00 коп. - оставить без удовлетворения».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Грекова И.Н. обратилась в суд с иском к ООО «РостТех» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что с 2019 года у Грековой И.Н. не было возможности своевременно оплачивать услуги по вывозу твердых коммунальных отходов региональному оператору ООО «РостТех», в связи с тем, что ответчик не открыл для нее финансово-лицевого счета для оплаты услуг по вывозу ТКО. Начиная с 2019 года, она неоднократно в устной и письменной форме обращалась к ответчику, чтобы решить вопрос об открытии финансово-лицевого счета по ее адресу с целью оплаты указанных услуг, однако на ее письменные обращения ответчиком был дан ответ о том, что финансово-лицевой счет на имя истца будет открыт в следующем месяце, чего сделано не было. За период с 2019 года по 2020 год платежные документы по оплате услуг по обращению с ТКО по адресу проживания истца не направлялись, в связи с чем истец не могла своевременно оплачивать услуги ответчика. После очередного обращения истца к ответчику в 2021 году, был дан ответ о том, что лицевой счет будет открыт, в связи с чем в ноябре 2021 года истцом был получен платежный документ с указанием номера лицевого счета, в котором также была указана сумма платежа 5577,05 рублей, в том числе за предыдущие периоды, с чем истец не согласна. Полагает, что ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, его действия являются незаконными и нарушающими права истца. <дата> истец обратилась к ответчику с претензией, содержащей требование об аннулировании незаконно начисленной задолженности за сбор и вывоз ТКО, а также осуществлении перерасчета, однако претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения. Полагает, что неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в размере 50000 рублей.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просила признать незаконным бездействие ООО «РостТех» по своевременному открытию лицевого счета по адресу: <адрес>, для внесения платы за обращение с ТКО; признать незаконным действие ООО «РостТех» по начислению платы за обращение с ТКО за расчетный период - ноябрь 2021 года в сумме 5577,05 рублей; обязать ООО «РостТех» аннулировать незаконно начисленный в отношении истца и Титенко В.А. перерасчет за сбор и вывоз ТКО за 2019 год, 2020 год, а также за период с января 2021 года по октябрь 2021 года в сумме 5362,82 рубля и произвести перерасчет с момента выставления платежного документа (ноябрь 2021 год); взыскать с ООО «РостТех» в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в сумме 32400 рублей, а также компенсацию морального вреда 50000 рублей.

Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Грекова И.Н. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме. Ссылается на то, что в решении суда не отражена вся полнота действий истца в отношении ответчика, начиная с 2019 года. В частности, судом не принята к сведению электронная переписка истца с ПАО «Красноярскэнергосбыт», являющегося в период с <дата> по <дата> агентом ООО «РостТех» по вопросам, в том числе начисления платы по обращению с ТКО. Кроме того, официальное опубликование ООО «РостТех» оферты в газете «Наш Красноярский край» от 14 сентября 2018 года не содержит конкретное указание на территорию Манского района Красноярского края, а только на правобережную зону Красноярского края. Также судом, при вынесении оспариваемого решения не учтено недобросовестное исполнение обязанностей ответчиком, что привело к невозможности использования истцом услуги по обращению с ТКО и причинению морального вреда.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО «РостТех» Коник В.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, уведомленных надлежащим образом о рассмотрении дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции в пределах, установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Грекову И.Н., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителя ООО «РостТех» – Климова А.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от обязательства не допускается.

Согласно п.п. 1,3 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных п. 4 ст. 786 ГК РФ. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ.

В соответствии с п.п. 1, 4 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.

Согласно п.п. 1,2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п.п 1, 4 и 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству РФ положениями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 641).

В соответствии с п. 4 Правил обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с подп. «б» п. 8(1) Правил, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном Разделом I(1) этих Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

Согласно п.п. 8(4), 8(8) Правил обращения с ТКО определено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

В соответствии с п.п. 8(17) Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Как следует из материалов дела, Грекова И.Н. с <дата> является собственником вновь возведенного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Согласно выписке из финансово-лицевого счета, в жилом доме по адресу: <адрес>, на регистрационном учете состоят: Грекова И.Н. (глава), Титенко В.А. (муж).

В соответствии с приказом Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края № 1/1576-од от 06 августа 2018 года ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Красноярской правобережной зоны Красноярского края сроком на 10 лет, при этом в состав указанной технологической зоны входит, в том числе и муниципальное образование «Манский район Красноярского края».

<дата> между ООО «РостТех» (принципал) и ПАО «Красноярскэнергосбыт» (агент) заключен агентский договор № 24-ЕА на оказание услуг агента по юридическим, техническим, организационным и иным действиям по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей ООО «РостТех», организации начисления платы потребителям за коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей за предоставленные услуги по обращению с ТКО на территории Красноярской Правобережной технологической зоны Красноярского края, по условиям которого агент принял на себя обязательство за вознаграждение совершать комплекс юридических, технических, организационных и иных фактических действий по сбору, автоматизированной обработке, хранению информации, сопровождению и ведению финансово-лицевых счетов потребителей ООО «РостТех», организации начисления платы потребителям за оказанные ООО «РостТех» коммунальные услуги, предпечатной подготовке, печати, доставке платежных документов потребителям, приему платежей от потребителей за предоставленные ООО «РостТех» коммунальные услуги по обращению с ТКО на территории Красноярской Правобережной технологической зоны Красноярского края (далее по тексту договора «услуги»), а ООО «РостТех» обязуется выплачивать ПАО «Красноярскэнергосбыт» вознаграждение в размере и в порядке, предусмотренном этим договором.

Территория Красноярской Правобережной технологической зоны Красноярского края включает в себя территории городских округов, городских и сельских поселений муниципальных районов, в том числе муниципальное образование «Манский район».

Согласно п. 1.2 Договора, перечень оказываемых агентом по договору услуг определен Приложением № 1 к нему и включает в себя: сбор, автоматизированная обработка, хранение информации, сопровождение и ведение финансово-лицевых счетов потребителей ООО «РостТех»; осуществление операций по приему, регистрации, сортировке и обработке первичных документов, информации, необходимой для расчета платы за предоставленные коммунальные услуги; ввод полученной от потребителей информации в базу данных; осуществление оперативного учета оплаты за коммунальные услуги; начисление потребителям платы за коммунальные услуги; осуществление расчета размера платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Срок оказания услуг составляет 13 месяцев - с 01 января 2019 года по 31 января 2020 года, включая: период, за который ПАО «Красноярскэнергосбыт» осуществляет услуги, предусмотренные Приложением № 1 к этому договору, в части начисления платы за коммунальные услуги, предоставленные принципалом потребителям с 01 января 2019 года по 31 января 2020 года.

Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 25 января 2022 года №77-56од ООО «РостТех» лишено статуса регионального оператора Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края.

В соответствии с п. 41 Постановления Правительства от 12 ноября 2016 года №115641 юридическое лицо, лишенное статуса регионального оператора, обязано исполнять обязанности регионального оператора до дня, определенного соглашением, заключенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации с новым региональным оператором по результатам конкурсного отбора.

Из материалов дела следует, что Грековой Н.И., начиная с января 2019 года, региональным оператором ООО «РостТех» оказывалась услуга по сбору и вывозу ТКО.

В ноябре 2021 года ответчиком в отношении жилого дома по указанному адресу впервые открыт лицевой счет на оплату услуг по обращению с ТКО и выставлен платежный документ для оплаты указанных услуг на общую сумму 5577,05 рублей за расчетный период с 2019, 2020 годы, январь-октябрь 2021 года.

<дата> Грековой И.Н. в адрес ООО «РостТех» направлена претензия, содержащая требование о перерасчете размера оплаты за вывоз ТКО, аннулировании незаконно начисленной задолженности за сбор и вывоз ТКО, возмещении расходов на оплату юридических услуг в сумме 32400 рублей, а также компенсации морального вреда в сумме 50000 рублей, в связи с несвоевременностью выставления данного платежного документа, однако данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.

Рассматривая требования истца о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за обращение с ТКО в сумме 5577,05 рублей, возложении обязанности на ответчика аннулировать начисленный в отношении истца перерасчет за сбор и вывоз ТКО за 2019 год, 2020 год, а также за период с января 2021 года по октябрь 2021 года в сумме 5362,82 рубля и произвести перерасчет с момента выставления платежного документа (ноябрь 2021 год), суд первой инстанции, установив, что ответчиком оказывались услуги по сбору и вывозу ТКО за указанный период, приведя расчет размера начисленной платы за указанную услуг, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения указанных требований истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку Грекова И.Н. с <дата> является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, и, вопреки доводам апелляционной жалобы, обязана нести расходы по оплате коммунальных услуг, в том числе, по оплате услуг за обращение с ТКО, которые с января 2019 года оказывались ей региональным оператором ООО «РостТех» на основании заключенного договора в связи с его публикацией на официальном сайте ответчика.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истца о признании незаконным бездействия ответчика по своевременному открытию лицевого счета для внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с подп. «б» п. 148(23) Правил исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право привлекать на основании соответствующего договора, содержащего условие об обеспечении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, организацию или индивидуального предпринимателя: для доставки платежных документов потребителям; для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям.

Согласно приведенным положениям закона и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, обязанность по открытию лицевых счетов, а также выставлению и направлению платежных документов законодательством возложена на исполнителя коммунальных услуг. При этом, выставление платежного документа, должен представляться потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Привлечение же исполнителем коммунальных услуг организации или индивидуального предпринимателя для доставки платежных документов потребителям, для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и подготовки доставки платежных документов потребителям, не освобождает исполнителя коммунальных услуг от своевременного открытия лицевого счета на оплату ТКО как коммунальной услуги для отражения начисления и сбора оплаты данной коммунальной услуги, на основании которого выставляется платежный документ.

Как установлено выше, с 01 января 2019 года услуги по сбору и вывозу ТКО и сбор денежных средств за предоставление данной услуги на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, куда также входит муниципальное образование «Манский район Красноярского края» осуществляет ООО «РостТех».

Следовательно, на ООО «РостТех» лежит обязанность открыть лицевой счет по месту жительства истца и выставить истцу платежный документ для оплаты коммунальной услуги (либо осуществить контроль за лицом, принявшим на себя обязанность выставления платежных документов)

Как следует из объяснений Грековой И.Н., начиная с 2019 года, она неоднократно обращалась, как в ПАО «Красноярскэнергосбыт», так и к региональному оператору ООО «РостТех» с просьбой открыть лицевой счет и предоставлять платежные документы для внесения платы за обращение с ТКО.

Указанные истцом обстоятельства подтверждаются многочисленной перепиской истца, представленной в материалы дела.

Так, из материалов дела следует, что <дата> Грекова И.Н. через личный кабинет обращалась в ПАО «Красноярскэнергосбыт», в котором указывала об отсутствии данных на расчеты с ТКО, со ссылкой на то, что при обращении с данным вопросом в ООО «РостТех», была перенаправлена в ПАО «Красноярскэнергосбыт» (л.д.99).

В ответ на данное обращение ПАО «Красноярскэнергосбыт» сообщило о том, что начисления за коммунальную услугу по обращению с ТКО, производится на основании данных, согласованных с региональным оператором. Обращение Грековой И.Н. перенаправлено на рассмотрение региональному оператору по компетенции вопроса. В случае подтверждения оказания услуги ей будет произведен перерасчет (л.д.182).

Также <дата> Грекова И.Н. по электронной почте: shalinskoe@rosttech.online направила в ООО «РостТех» письмо, в котором просила открыть ей финансово-лицевой счет для начисления оплаты за ТКО по адресу <адрес>

В этот же день на электронную почту Грековой И.Н. ООО «РостТех» был направлен ответ, в котором сообщено, что для открытия финансово-лицевого счета и начисления коммунальной услуги по обращению с ТКО необходимо предоставить выписку из домовой книги о количестве лиц, состоящих на регистрационном учете по указанному адресу, на что Грековой И.Н. был дан ответ, что она в данном населённом пункте проживает недавно и у них отсутствует домовая книга.

После получения от Грековой И.Н. необходимых документов для открытия финансово-лицевого счета, <дата> ООО «РостТех» сообщило Грековой И.Н. о том, что на основании представленных документов по адресу <адрес> будет открыт финансово-лицевой счет в следующем месяце.

<дата> Грековой И.Н. на адрес электронной почты ООО «РостТех» было направлено письмо о том, что до настоящего времени ей не открыт финансово-лицевой счет по оплате услуг за обращение с ТКО, на что <дата> ООО «РостТех» дан ответ о том, что Грековой И.Н. открыт финансово-лицевой счет для начисления платы за услуги по обращению с ТКО по адресу нахождения жилого дома и с ноября 2021 года ей будет выставляться отдельный платежный документ на оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО от регионального оператора в лице ООО «РостТех».

Согласно платежному документу для внесения платы за обращение с ТКО за ноябрь 2021 года, по адресу <адрес> за услугу обращение с ТКО начислено к оплате 5577,05 рублей.

Таким образом, материалами дела установлено бездействие ответчика по открытию истцу финансово-лицевого счета, в котором должно отражаться начисление и сбор оплаты коммунальной услуги по вывозу ТБО, а также оформление платежных документов на основании данных, указанных в указанном лицевом счете.

Представление истцу, как потребителю коммунальной услуги, платежных документов позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, влечет нарушение установленного для оплаты коммунальных услуг десятидневного срока, и соответственно право истца на своевременную оплату указанной коммунальной услуги по обращению с ТКО.

При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по открытию лицевых счетов, а также выставлению и направлению платежных документов законодательством возложена на исполнителя коммунальных услуг, в данном случае на ООО «РостТех», а открытие финансово-лицевого счета и выставление платежного документа последним осуществлено с нарушением срока, судебная коллегия полагает необходимым признать незаконным бездействие ответчика по своевременному открытию Грековой И.Н. лицевого счета для внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, на основании которого выставляется платежный документ.

На основании ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как следует из разъяснений, изложенных в п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Так как в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт нарушения прав Грековой И.Н. как потребителя на своевременную оплату коммунальной услуги по обращению с ТКО, судебная коллегия в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», с учетом фактических обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, индивидуальных особенностей истца, руководствуясь принципом разумности и справедливости, считает необходимым определить к взысканию с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.

Исходя из положений ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой взыскание штрафа за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя является не правом, а обязанностью суда, учитывая, что в добровольном порядке требования истца ответчиком не удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 1 000 рублей (2000 руб. х 50%).

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Как следует из материалов дела, истцом понесены расходы по оплате юридических услуг в размере 32 400 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг от <дата>.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов.

Поскольку требования истца удовлетворены частично, следовательно, понесенные истцом судебные расходы на оплату услуг представителя подлежат возмещению пропорционально размеру пропорциональной удовлетворенных требований.

Учитывая фактический объем оказанных представителем услуг, сложность дела, принцип разумности и справедливости, судебная коллегия считает необходимым определить размер указанных расходов в сумме 10000 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

При указанных выше обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении требований Грековой И.Н. к ООО «РостТех» о признании незаконными бездействия, компенсации морального вреда подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении указанных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Манского районного суда Красноярского края от 11 августа 2022 года в части отказа в удовлетворении требований Грековой И.Н. к ООО «РостТех» о признании незаконными бездействия, компенсации морального вреда отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым исковые требований Грековой И.Н. к ООО «РостТех» о признании незаконными бездействия, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО «РостТех» по своевременному открытию лицевого счета для внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Взыскать с ООО «РостТех» в пользу Грековой И.Н. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф 1 000 рублей, судебные расходы 10000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Грековой И.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 26 декабря 2022 года

33-13707/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Грекова Галина Николаевна
Ответчики
ООО РОСТТЕХ
Другие
Коник Вероника Викторовна
Титенко Виктор Андреевич
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Гришина Вера Геннадьевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
23.11.2022Судебное заседание
21.12.2022Судебное заседание
21.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее