Судья Старовойтова Н.Г. Дело № 33-438/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.М.,
при секретаре Мельниковой А.В.
рассмотрела в судебном заседании 24 января 2019 года дело по апелляционной жалобе ОАО «Российские железные дороги» на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 октября 2018 года, которым
исковые требования удовлетворены;
признано незаконным бездействие ОАО «Российские железные дороги» по исполнению требований п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 №87;
на ОАО «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить проведение в установленном порядке дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры- мост металлический (длина 50,70 м) через реку ...;
взыскана с ОАО «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснение представителя ОАО «РЖД» Т.., прокурора Ч.., поддержавшего исковые требования, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Воркутинский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о проведении в установленном порядке дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры - мост металлический (длина 50, 70 м) через ..., что предусмотрено п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87.
В судебном заседании представитель прокуратуры на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Проведенной транспортной прокуратурой проверкой установлено, что на балансе ответчика находится указанный в иске объект транспортной инфраструктуры, включенный Федеральным агентством железнодорожного транспорта в реестр категорированных объектов с присвоением второй категории, о чем субъекту транспортной инфраструктуры направлено уведомление <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Согласно заключению Федерального агентства железнодорожного транспорта <Дата обезличена> результат оценки уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры утвержден.
<Дата обезличена> ответчик направил в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры, который до настоящего времени не утвержден.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что после вступления в силу новых требований ответчик не исполнил возложенную на него законодательством обязанность по проведению дополнительной оценки уязвимости транспортной инфраструктуры- мост металлический (длина 50, 70 м) через реку ....
Судебная коллегия соглашается с выводами суда.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.
Оценка уязвимости транспортных средств от актов незаконного вмешательства, порядок ее проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ предусмотрено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно пункту 9 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» при изменении, в том числе, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые вступили в силу с 01.07.2017.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры при изменении положений Требований, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обязаны обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), приводящих к изменению присвоенной объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству) категории или изменению утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), обеспечиваются проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений или со дня получения уведомления об изменении присвоенной категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству).
На основе анализа приведенных норм права суд пришел к правильному выводу о том, что ответчик не исполнил возложенную на него обязанность по принятию мер к организации исполнения требований законодательства о транспортной безопасности, в частности, не провел дополнительную оценку уязвимости с учетом произошедших изменений объекта транспортной инфраструктуры.
По вышеизложенным основаниям, судебной коллегией признаются несостоятельными доводы жалобы представителя ОАО «РЖД» о незаконности судебного решения со ссылкой на отсутствие вины ответчика в неисполнения указанных выше требований законодательства.
Наряду с этим доводы апелляционной жалобы о том, что прокурором не проанализированы требования, изложенные в двух нормативно-правовых актах, на предмет их соответствия либо несоответствия друг другу, не имеют правового значения для настоящего дела.
Судебная коллегия также отклоняет как основанные на неверном толковании норм материального права доводы апелляционной жалобы о невозможности проведения дополнительной оценки уязвимости ОТИ до утверждения Плана транспортной безопасности. Исходя из содержания Требований, проведение дополнительной оценки не ставится в зависимость от наличия Плана обеспечения транспортной безопасности и должно быть исполнено субъектом транспортной инфраструктуры даже в его отсутствие.
Доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -