11RS0001-01-2020-016565-95
№2а-1458/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2021 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием заинтересованного лица Политова С.А.,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации МО ГО «Сыктывкар» к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с административным иском об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 02.11.2020 года в рамках исполнительного производства № 58251/20/11022-ИП, указав в обоснование заявленных требований на невозможность исполнения требований исполнительного документа к установленному сроку в связи с отсутствием в собственности МО ГО «Сыктывкар» жилого помещения, отвечающего требованиям, указанным в решении Сыктывкарского городского суда Республики Коми по гражданскому делу № 2-2041/2020. При этом администрация предпринимает все необходимые, зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований; содержащихся в исполнительном документе, в разумный срок. Вопрос предоставления жилых помещений гражданам во исполнение решений суда решается общественной комиссией по жилищным вопросам по мере освобождения жилых помещений муниципального жилищного фонда, приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии со списком взыскателей и под контролем МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административных соответчиков на рассмотрение дела не явился, в направленном отзыве просит отказать в удовлетворении требований, поскольку должником не представлено доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы. Просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заинтересованное лицо Политов С.А. в судебном заседании против заявленных требований не возражал.
Заинтересованные лица Политова А.И., Политова М.С., Филиппова Н.А. в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Заслушав заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25.08.2020 года на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить Политову Сергею Анатольевичу с учетом прав членов семьи – Политовой Антонины Ивановны, Политовой Маргариты Сергеевны вне очереди, на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории г.Сыктывкара, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 38,8 кв. м. взамен ранее занимаемого жилого помещения по адресу: ...
Решение суда вступило в законную силу 29.09.2020 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по РК от 22.10.2020 года возбуждено исполнительное производство № 58251/20/11022-ИП, где должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Данное постановление получено должником 23.10.2020 года, что подтверждается соответствующим входящим штампом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП.
Статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав - исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП по РК от 02.11.2020 года с Администрации МО ГО «Сыктывкар» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей по названному исполнительному производству.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 указанного Федерального закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Согласно пункту 2 резолютивной части названного Постановления максимальный размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Данная мера - исполнительский сбор - является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Учитывая неудовлетворительное финансовое положение должника, не позволяющее исполнить требования исполнительного документа в установленный срок, степень вины должника, суд приходит к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора с 50 000 руб. до 37 500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 198, 199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ
Административное исковое заявление администрации МО ГО «Сыктывкар» к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Снизить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Республике Коми от 02 ноября 2020 года по исполнительному производству № 58251/20/11022-ИП на одну четверть, то есть до 37 500 рублей.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья А.П. Леконцев