Решение по делу № 2-261/2024 от 09.01.2024

11RS0009-01-2024-000008-33

Дело № 2-261/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,

при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,

представителя истца, действующего на основании доверенности Михайлов А.Б.,

представителя АМР «Княжпогостский» - Синица Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве 29 мая 2023 года гражданское дело по исковому заявлению ООО «Пионер» о признании имущества, отходы производства, отходы лома черных металлов, безхозяйным, признать право собственности на отходы производства, отходы лома черных металлов,

установил:

ООО «Пионер» обратилось с иском к АМР «Княжпогостский», АСП «Чиньяворык» о признании имущества, отходы производства, отходы лома черных металлов, безхозяйным, признать право собственности на отходы производства, отходы лома черных металлов.

В обоснование требований указано, что истец обладает лицензией на осуществление заготовки, хранения и реализации лома черных и цветных металлов <№> от 30.04.2019. В ноябре 2021 года на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> координаты: <№>. Истцом были выявлены объекты движимого имущества, имеющие признаки бесхозяиности или собственник от которых отказался. В частности, на указанном земельном участке на протяжении десятка лет были брошены, находились без надлежащего контроля и ухода отходы лома черных металлов и отходы производства (б/у автошины, отходы резины, пластика отходы лома в виде проволоки, стальных канатов (трос металлический), утратившие свои потребительские свойства кабины от полностью разукомплектованной автотранспортной техники, листы металла, топливные емкости).

Названные выше объекты движимого имущества по всем своим признакам являются бесхозяйными и/или собственник от которых отказался, не используются, не обслуживаются, надлежащим образом, теряют свои потребительские свойства, тем самым наносят вред окружающей среде.

Действуя в соответствии с требованиями действующего законодательства, Истец направил уведомления в адрес администрации СП «Чиньяворык» (исх. <№> от 30.11.2021), начальнику ОМВД России по Княжпогостскому району (исх. <№> от 30.11.2021) о намерении вступить в права собственности на брошенные вещи (недвижимое имущество, собственник от которого отказался) в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Названные выше вещи, имеющие все признаки бесхозяйности и/или брошенной вещи, обнаруженные Истцом на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> были Истцом собраны, инвентаризированы и перемещены на временное хранение на территорию производственной базы ООО «Пионер» по адресу: <адрес>, о чем также были уведомлены правоохранительные органы и органы местного самоуправления.

По итогам выполненных работ по сбору и инвентаризации отходов производства и отходов лома черных металлов, имеющих признаки бесхозяйности или собственник от которых отказался, найденных Истцом на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№>, Истцом комиссионно был установлен качественный и количественный состав отходов, категорий лома:12А; 5А; ЗА; 5АР. Наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс. Общий вес составил 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Земельный участок, расположенный в кадастровом квартале <№> на кадастровом учете не состоит, находится в границах населенного пункта <адрес> Фактически является земельным участком, собственность на который не разграничена, соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению земельными участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, принадлежат органам местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 названной статьи.

Однако, до настоящего времени (спустя два года) ни собственник (пользователь) земельного участка, ни иное лицо не заявили свое право на найденные Истцом отходы производства, не приступили к использованию брошенных вещей (объектов движимого имущества), тем самым подтвердили свой отказ от права собственности на них.

При этом, следует акцентировать внимание, что захламление земли несвойственными ей предметами является нарушением земельного законодательства. Это приводит к физическому захламлению земель, уплотнению плодородного слоя почвы, нарушению воздушной и водной проницаемости почв.

Подобная ситуация, связанная с грубым нарушением земельного и природоохранного законодательства, прослеживалась и в <адрес> с указанными выше объектами движимого имущества, имеющего явные признаки брошенных вещей и/или вещей, собственник от которых отказался.

На основании ст. 4, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, а граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Более того, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, для собственников и пользователей земельных участков предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 3 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п 1 ст 225 статьи 218 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 1 ст. 226 статьи 218 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные веши), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ другие брошенные вещи, помимо указанных в абзаце первом данного пункта, поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие- либо права на это имущество.

По правилам ч. 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

С учетом вышеизложенного истец просит признать бесхозяйными отходы производства и отходы лома черных металлов: категория лома: 12А; 5А; ЗА; 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн. Признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Пионер» на отходы лома черных металлов: категория лома. 12А, 5А, ЗА, 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: 63.028478, 52.290096 общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОМВД России по Княжпогостскому району, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми.

На основании определения суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена АПС «Иоссер», Управление муниципального хозяйства АМР «Княжпогостский», УФСИН России по Республике Коми.

Также на основании определения суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, указанные в иске.

Представитель АМР «Княжпогостский» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель АСП «Чиньяворык» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель АСП «Иоссер» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Управления муниципального хозяйства АМР «Княжпогостский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель УФСИН России по Республике Коми в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве указано, что в соответствии с информацией представленной конечным правопреемником ликвидированных лесных исправительных учреждений – ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН Росси по Республике Коми на балансе учреждения металлома за <адрес> не числится.

Представитель Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ОМВД России по Княжпогостскому району в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указано, что сообщений о краже отходов производства и отходов лома черных металлов с территории <адрес> в дежурную часть ОМВД России по Княжпогостскому району не поступало.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснение представителя истца, представителя АМР «Княжпогостский», изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

При этом, согласно пункту 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Положениями статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно статье 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Из приведенных нормативных положений следует, что действующий правопорядок предусматривает возможность признания движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение, только в отношении брошенных вещей, если будет установлено, что собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Пионер» (ООО «Пионер»), ОГРН 1181121002105, ИНН 1121027070, обладает лицензией на осуществление заготовки, хранения и реализации лома черных и цветных металлов <№> от 30.04.2019 (серия <№>).

Истец в иске указал, что в ноябре 2021 года на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> обнаружил объекты движимого имущества (категория лома:12А; 5А; 3А; 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс), имеющие признаки бесхозяйности или собственник от которых отказался.

Истец направил уведомления в адрес администрации СП «Чиньяворык» (исх. <№> от 30.11.2021), начальнику ОМВД России по Княжпогостскому району (исх. <№> от 30.11.2021) о намерении вступить в права собственности на брошенные вещи (недвижимое имущество, собственник от которого отказался) в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Вышеуказанное движимое имущество истцом собрано, инвентаризировано и перемещено на временное хранение на территорию производственной базы ООО «Пионер» по адресу: <адрес>, о чем также были уведомлены правоохранительные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признают вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Отходами от использования товаров (далее - ОИТ) закон называет отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Этой же статьей Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано определение понятию «лом и отходы цветных и (или) черных металлов»: это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Следовательно, «лом и отходы черных и (или) цветных металлов» - это:

- изделия из черных и (или) цветных металлов, утратившие свои потребительские свойства или пришедшие в негодность (по своей сути ОИТ);

- отходы, образовавшие в процессе производства изделий из черных и (или) цветных металлов и их сплавов;

- неисправимый брак, возникший в процессе производства изделий из черных и (или) цветных металлов и их сплавов.

Согласно Федеральному закону от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающему в законную силу с 1 марта 2023 г., лом и отходы цветных и (или) черных металлов (ст. 4) являются вторичными ресурсами и передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом под вторичными ресурсами понимаются отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Таким образом, из анализа действующих определений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также новых определений и положения Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что лом и отходы черных и цветных металлов - это отходы производства и потребления (ОИТ) и/или вторичные ресурсы (отходы).

Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам (ст. 209 ГК РФ)), а с другой - обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Отходы, которые образуются в результате производства или потребления, не являются новой вещью, а являются результатом использования вещей (материалов, сырья, продукции и т.п.). Поэтому собственник вещей, из которых получились отходы (мусор), остается и собственником этих отходов. Это вытекает из совокупного толкования норм ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 209, 210, 218, 235 ГК РФ.

Если отходы образовались в ходе выполнения работ, оказания услуг, то по тому же принципу собственником остатков (а значит, и отходов) материалов, использованных в работе, считается собственник этих материалов (например, это следует из п. 1 ст. 713 ГК РФ). Стороны договора могут иным образом урегулировать вопрос о собственности на отходы, в том числе определить, кто выполняет обязанности, связанные с их обращением (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Возможность решить этот вопрос в договорном порядке допускает и Росприроднадзор (Письмо от 25.05.2016 № РН-03-03-31/9771).

Перечень видов деятельности на которые необходима лицензия установлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), а также иными федеральными законами.

В соответствии с пунктами 30 и 34 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ к лицензированию вида деятельности относятся:

деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов;

деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 5 ноября 2020 г. № 542, Министерство осуществляет лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и цветных металлов на территории Республики Коми.

Порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в том числе с определением понятий видов работ установлен Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980, в котором не содержится понятие «сбор металла».

Кроме того, пунктом 3 Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

В случае, если на имущество (а в данном ситуации — это лом и отходы металла) отсутствуют правоустанавливающие документы, то порядок их оформления закреплен Гражданским законодательством.

Дополнительно информируем, что Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) установлены основные понятия такие как, отходы производства и потребления; лом и отходы цветных и (или) черных металлов; обращение с отходами; сбор отходов; транспортирование отходов; размещение отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что ранее (2005-2010 г.г.) практика взаимоотношений в области обращения отходов производства практиковалась путем заключения соответствующих договоров очистки территорий между органами местного самоуправления Княжпогостского района и предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в данной области.

При установленных обстоятельствах, представленные истцом доказательства подтверждают, что в отношении спорного движимого имущества собственник отказался от права собственности на него, и что истцом предпринимались все необходимые меры к установлению владельца имущества или того факта, что этот владелец от имущества отказался.

В соответствии с пунктом 3 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.225, 226 ГК РФ, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания права собственности на спорное движимое имущество.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ООО «Пионер» о признании имущества, отходы производства, отходы лома черных металлов, безхозяйным, признать право собственности на отходы производства, отходы лома черных металлов удовлетворить.

Признать бесхозяйными отходы производства и отходы лома черных металлов: категория лома: 12А; 5А; ЗА; 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Пионер» на отходы лома черных металлов: категория лома. 12А, 5А, ЗА, 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 4 июня 2024 года.

Судья О.Н. Мишина

11RS0009-01-2024-000008-33

Дело № 2-261/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,

при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,

представителя истца, действующего на основании доверенности Михайлов А.Б.,

представителя АМР «Княжпогостский» - Синица Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве 29 мая 2023 года гражданское дело по исковому заявлению ООО «Пионер» о признании имущества, отходы производства, отходы лома черных металлов, безхозяйным, признать право собственности на отходы производства, отходы лома черных металлов,

установил:

ООО «Пионер» обратилось с иском к АМР «Княжпогостский», АСП «Чиньяворык» о признании имущества, отходы производства, отходы лома черных металлов, безхозяйным, признать право собственности на отходы производства, отходы лома черных металлов.

В обоснование требований указано, что истец обладает лицензией на осуществление заготовки, хранения и реализации лома черных и цветных металлов <№> от 30.04.2019. В ноябре 2021 года на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> координаты: <№>. Истцом были выявлены объекты движимого имущества, имеющие признаки бесхозяиности или собственник от которых отказался. В частности, на указанном земельном участке на протяжении десятка лет были брошены, находились без надлежащего контроля и ухода отходы лома черных металлов и отходы производства (б/у автошины, отходы резины, пластика отходы лома в виде проволоки, стальных канатов (трос металлический), утратившие свои потребительские свойства кабины от полностью разукомплектованной автотранспортной техники, листы металла, топливные емкости).

Названные выше объекты движимого имущества по всем своим признакам являются бесхозяйными и/или собственник от которых отказался, не используются, не обслуживаются, надлежащим образом, теряют свои потребительские свойства, тем самым наносят вред окружающей среде.

Действуя в соответствии с требованиями действующего законодательства, Истец направил уведомления в адрес администрации СП «Чиньяворык» (исх. <№> от 30.11.2021), начальнику ОМВД России по Княжпогостскому району (исх. <№> от 30.11.2021) о намерении вступить в права собственности на брошенные вещи (недвижимое имущество, собственник от которого отказался) в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Названные выше вещи, имеющие все признаки бесхозяйности и/или брошенной вещи, обнаруженные Истцом на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> были Истцом собраны, инвентаризированы и перемещены на временное хранение на территорию производственной базы ООО «Пионер» по адресу: <адрес>, о чем также были уведомлены правоохранительные органы и органы местного самоуправления.

По итогам выполненных работ по сбору и инвентаризации отходов производства и отходов лома черных металлов, имеющих признаки бесхозяйности или собственник от которых отказался, найденных Истцом на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№>, Истцом комиссионно был установлен качественный и количественный состав отходов, категорий лома:12А; 5А; ЗА; 5АР. Наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс. Общий вес составил 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Земельный участок, расположенный в кадастровом квартале <№> на кадастровом учете не состоит, находится в границах населенного пункта <адрес> Фактически является земельным участком, собственность на который не разграничена, соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации полномочия по распоряжению земельными участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, принадлежат органам местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 названной статьи.

Однако, до настоящего времени (спустя два года) ни собственник (пользователь) земельного участка, ни иное лицо не заявили свое право на найденные Истцом отходы производства, не приступили к использованию брошенных вещей (объектов движимого имущества), тем самым подтвердили свой отказ от права собственности на них.

При этом, следует акцентировать внимание, что захламление земли несвойственными ей предметами является нарушением земельного законодательства. Это приводит к физическому захламлению земель, уплотнению плодородного слоя почвы, нарушению воздушной и водной проницаемости почв.

Подобная ситуация, связанная с грубым нарушением земельного и природоохранного законодательства, прослеживалась и в <адрес> с указанными выше объектами движимого имущества, имеющего явные признаки брошенных вещей и/или вещей, собственник от которых отказался.

На основании ст. 4, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, а граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Более того, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, для собственников и пользователей земельных участков предусмотрена административная ответственность.

В соответствии с пунктом 3 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п 1 ст 225 статьи 218 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно п. 1 ст. 226 статьи 218 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные веши), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 226 ГК РФ.

В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ другие брошенные вещи, помимо указанных в абзаце первом данного пункта, поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие- либо права на это имущество.

По правилам ч. 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

С учетом вышеизложенного истец просит признать бесхозяйными отходы производства и отходы лома черных металлов: категория лома: 12А; 5А; ЗА; 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн. Признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Пионер» на отходы лома черных металлов: категория лома. 12А, 5А, ЗА, 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: 63.028478, 52.290096 общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОМВД России по Княжпогостскому району, Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми.

На основании определения суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена АПС «Иоссер», Управление муниципального хозяйства АМР «Княжпогостский», УФСИН России по Республике Коми.

Также на основании определения суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования и доводы, указанные в иске.

Представитель АМР «Княжпогостский» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель АСП «Чиньяворык» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель АСП «Иоссер» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель Управления муниципального хозяйства АМР «Княжпогостский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель УФСИН России по Республике Коми в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве указано, что в соответствии с информацией представленной конечным правопреемником ликвидированных лесных исправительных учреждений – ФКУ КП-38 ОУХД УФСИН Росси по Республике Коми на балансе учреждения металлома за <адрес> не числится.

Представитель Территориального Управления Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель ОМВД России по Княжпогостскому району в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указано, что сообщений о краже отходов производства и отходов лома черных металлов с территории <адрес> в дежурную часть ОМВД России по Княжпогостскому району не поступало.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснение представителя истца, представителя АМР «Княжпогостский», изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

При этом, согласно пункту 2 статьи 226 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Положениями статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно статье 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Из приведенных нормативных положений следует, что действующий правопорядок предусматривает возможность признания движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, вступившего во владение, только в отношении брошенных вещей, если будет установлено, что собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.

Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью «Пионер» (ООО «Пионер»), ОГРН 1181121002105, ИНН 1121027070, обладает лицензией на осуществление заготовки, хранения и реализации лома черных и цветных металлов <№> от 30.04.2019 (серия <№>).

Истец в иске указал, что в ноябре 2021 года на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> обнаружил объекты движимого имущества (категория лома:12А; 5А; 3А; 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс), имеющие признаки бесхозяйности или собственник от которых отказался.

Истец направил уведомления в адрес администрации СП «Чиньяворык» (исх. <№> от 30.11.2021), начальнику ОМВД России по Княжпогостскому району (исх. <№> от 30.11.2021) о намерении вступить в права собственности на брошенные вещи (недвижимое имущество, собственник от которого отказался) в соответствии с требованиями гражданского законодательства.

Вышеуказанное движимое имущество истцом собрано, инвентаризировано и перемещено на временное хранение на территорию производственной базы ООО «Пионер» по адресу: <адрес>, о чем также были уведомлены правоохранительные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления признают вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Отходами от использования товаров (далее - ОИТ) закон называет отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

Этой же статьей Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано определение понятию «лом и отходы цветных и (или) черных металлов»: это пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.

Следовательно, «лом и отходы черных и (или) цветных металлов» - это:

- изделия из черных и (или) цветных металлов, утратившие свои потребительские свойства или пришедшие в негодность (по своей сути ОИТ);

- отходы, образовавшие в процессе производства изделий из черных и (или) цветных металлов и их сплавов;

- неисправимый брак, возникший в процессе производства изделий из черных и (или) цветных металлов и их сплавов.

Согласно Федеральному закону от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающему в законную силу с 1 марта 2023 г., лом и отходы цветных и (или) черных металлов (ст. 4) являются вторичными ресурсами и передаются в целях утилизации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При этом под вторичными ресурсами понимаются отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Таким образом, из анализа действующих определений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также новых определений и положения Федерального закона от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что лом и отходы черных и цветных металлов - это отходы производства и потребления (ОИТ) и/или вторичные ресурсы (отходы).

Отходы, как и любые другие предметы и иные вещи, обладающие относительной независимостью и устойчивостью существования, являются (в отличие от загрязняющих веществ, выбрасываемых с отходящими газами или сбрасываемых со сточными водами) объектом права собственности, которое регулируется преимущественно нормами гражданского законодательства (ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Эти нормы определяют, с одной стороны, права собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом (в т.ч. право по своему усмотрению совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам (ст. 209 ГК РФ)), а с другой - обязанность собственника нести бремя содержания своего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

Отходы, которые образуются в результате производства или потребления, не являются новой вещью, а являются результатом использования вещей (материалов, сырья, продукции и т.п.). Поэтому собственник вещей, из которых получились отходы (мусор), остается и собственником этих отходов. Это вытекает из совокупного толкования норм ст. ст. 1, 4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 209, 210, 218, 235 ГК РФ.

Если отходы образовались в ходе выполнения работ, оказания услуг, то по тому же принципу собственником остатков (а значит, и отходов) материалов, использованных в работе, считается собственник этих материалов (например, это следует из п. 1 ст. 713 ГК РФ). Стороны договора могут иным образом урегулировать вопрос о собственности на отходы, в том числе определить, кто выполняет обязанности, связанные с их обращением (п. 4 ст. 421 ГК РФ). Возможность решить этот вопрос в договорном порядке допускает и Росприроднадзор (Письмо от 25.05.2016 № РН-03-03-31/9771).

Перечень видов деятельности на которые необходима лицензия установлен Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), а также иными федеральными законами.

В соответствии с пунктами 30 и 34 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ к лицензированию вида деятельности относятся:

деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов;

деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития, промышленности и транспорта Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 5 ноября 2020 г. № 542, Министерство осуществляет лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и цветных металлов на территории Республики Коми.

Порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов в том числе с определением понятий видов работ установлен Положением о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980, в котором не содержится понятие «сбор металла».

Кроме того, пунктом 3 Правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. № 980 предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы.

В случае, если на имущество (а в данном ситуации — это лом и отходы металла) отсутствуют правоустанавливающие документы, то порядок их оформления закреплен Гражданским законодательством.

Дополнительно информируем, что Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) установлены основные понятия такие как, отходы производства и потребления; лом и отходы цветных и (или) черных металлов; обращение с отходами; сбор отходов; транспортирование отходов; размещение отходов.

Согласно статье 1 Федерального закона № 89-ФЗ сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. № 2290.

Представитель истца в судебном заседании пояснил, что ранее (2005-2010 г.г.) практика взаимоотношений в области обращения отходов производства практиковалась путем заключения соответствующих договоров очистки территорий между органами местного самоуправления Княжпогостского района и предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность в данной области.

При установленных обстоятельствах, представленные истцом доказательства подтверждают, что в отношении спорного движимого имущества собственник отказался от права собственности на него, и что истцом предпринимались все необходимые меры к установлению владельца имущества или того факта, что этот владелец от имущества отказался.

В соответствии с пунктом 3 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст.225, 226 ГК РФ, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания права собственности на спорное движимое имущество.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ООО «Пионер» о признании имущества, отходы производства, отходы лома черных металлов, безхозяйным, признать право собственности на отходы производства, отходы лома черных металлов удовлетворить.

Признать бесхозяйными отходы производства и отходы лома черных металлов: категория лома: 12А; 5А; ЗА; 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Признать право собственности общества с ограниченной ответственностью «Пионер» на отходы лома черных металлов: категория лома. 12А, 5А, ЗА, 5АР, наименование лома: проволока, трос, трубы, листы, уголки, рессоры, куски рельс, собранных ООО «Пионер» на территории <адрес>, на земельном участке в кадастровом квартале <№> (в границах населенного пункта <адрес>), координаты: <№> общим весом 28,6 (двадцать восемь целых шесть десятых) тонн.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – 4 июня 2024 года.

Судья О.Н. Мишина

2-261/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Пионер"
Ответчики
Управление муниципального хозяйства администрации муниципального района "Княжпогостский"
УФСИН России по Республике Коми
Администрация муниципального района "Княжпогостский"
АСП "Иоссер"
администрация сельского поселения "Чиньяворык"
Другие
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
ОМВД России по Княжпогостскому району
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Мишина Ольга Николаевна
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
15.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2024Судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее