Решение по делу № 33а-4490/2021 от 06.12.2021

6



ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Дробышева Т.В. Дело № 33а-4490/2021

Докладчик: Киселева О.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 декабря 2021 г. судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Долбнина А.И.,

судей Киселевой О.М. и Захарова Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Болдыревой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца администрации Липецкой области на решение Правобережного районного суда г.Липецка от 12 октября 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении административного иска администрации Липецкой области о признании незаконным предписания руководителя Управления Роспотребнадзора по Липецкой области от 24 июня 2021 г. отказать.

Заслушав доклад судьи Киселевой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Липецкой области обратилась в суд с административным иском к Управлению Роспотребнадзора по Липецкой области о признании незаконным и отмене предписания №1849 от 24 июня 2021г. В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что 24.06.2021г. руководителем Управления Роспотребнадзора по Липецкой области администрации Липецкой области было выдано предписание № о запрете проведения планируемого ООО «РИФФ» фестиваля «FOX ROCK FEST» на территории города Липецка 26-27 июня 2021 г. В обоснование незаконности оспариваемого предписания администрация Липецкой области ссылалась на то, что являются ненадлежащим субъектом, на рекомендательный характер предписания, превышение Управлением Роспотребнадзора своих полномочий, невыполнимость предписания исходя из времени его получения, отсутствие в нем указания на конкретные действия, которые необходимо совершить.

В судебном заседании представители административного истца администрации Липецкой области Сарафанова Н.Н. и Исаева Я.С. поддержали требования заявленные в иске.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (далее Управления Роспотребнадзора) Николаева Ю.О. административный иск не признала, ссылаясь на то, что предписание выдано в соответствии с положениями Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предписанная необходимость на введение запрета является ограничительным мероприятием, направленным на разрыв механизма передачи инфекции.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с решением суда, администрация Липецкой области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме, считая, что суд не дал надлежащей оценки доводам административного истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Как следует из материалов дела, руководителем Управления Роспотребнадзора по Липецкой области администрации Липецкой области было выдано предписание № 1849 от 24.06.2021г., в котором указано, что по состоянию на 24.06.2021г. в области отмечается рост заболеваемости новой короновирусной инфекции (COVID-19), прогноз развития ситуации неблагоприятный. Также сообщалось, что на данный момент значения показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемиологического распространения COVID-19, не соответствует 3 этапу снятия ограничительных мероприятий и не позволяют проводить массовые развлекательные мероприятия, в том числе фестивали. ООО «РИФФ» планирует проведение фестиваля «FOX ROCK FEST» на территории города Липецка 26-27 июня 2021г.

В связи с изложенным, руководителем Управления Роспотребнадзора по Липецкой области администрации Липецкой области было предписано запретить проведение фестиваля «FOX ROCK FEST» на территории г. Липецка 26-27 июня 2021г.

Согласно статье 10 Устава Липецкой областиот 9 апреля 2003 года N 46-ОЗ (далее Устав Липецкой области)систему органов государственной власти Липецкой области составляют: высший законодательный (представительный) орган государственной власти области - Липецкий областной Совет депутатов (далее - областной Совет); высший исполнительный орган государственной власти области - администрация области, возглавляемая высшим должностным лицом области - главой администрации области.

В соответствии со ст. 39 Устава Липецкой области администрация области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области.

Администрация области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения. Нормативные правовые акты администрации области издаются исключительно в форме постановлений.

Статьей 2 Закона Липецкой области от 08.06.2006 г. N 293-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Липецкой области" предусмотрено, что администрация области является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти области, возглавляющим и обеспечивающим единую систему исполнительной власти области.

Администрация области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Липецкой области Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов области на территории области.

В пункте 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" предписано в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Постановлением администрации Липецкой области от 26.03.2020 года № 159 «О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области» с изменениями, внесенными постановлениями администрации Липецкой области приняты дополнительные меры по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (по состоянию на 26-27 июня 2021 года - даты проведения фестиваля): 1.1. Запрет по 30 июня 2021 года включительно проведения зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий (Постановление администрации Липецкой области в редакции от 25.05.2021 N 198); 1.2.2. Действие пункта 1.1, абзацев первого и второго подпункта 1 пункта 1.2 не распространяется на: проведение на открытом воздухе мероприятий, указанных в пунктах 1.1, 1.2 настоящего постановления (с числом участников не более 20% от вместимости площадки), при условии соблюдения гражданами социального дистанцирования и использования масок, предусмотренных пунктами 1.6, 1.6.5 настоящего постановления (абзац введен постановлением администрации Липецкой области от 25.06.2021 N 231); 1.6. Обязать: 1) граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; 1.6.5. с 9 мая 2020 года обязать граждан при нахождении в общественных местах использовать маски, закрывающие нос и рот.

В силу п. 2 ст. 50 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно пункту 2 статьи 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года № 529 предусмотрено, что в случае угрозы возникновения или распространения инфекционных заболеваний на территории субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании предписания территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в течение 24 часов обязан принять решение о введении необходимых ограничительных мероприятий (карантина) на всей территории соответствующего субъекта Российской Федерации или на территории отдельных районов, городов, населенных пунктов данного субъекта Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г. N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019" постановлено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) ограничить проведение массовых мероприятий (п. 1.6).

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" к ограничительным мероприятиям (карантину) относятся административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац 15 статьи 1).

Исходя из положений п. 2 ст. 50 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при наличии угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний на территории г.Липецка и Липецкой области, полномочным органом – Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области предписание «о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» администрации Липецкой области выдано правомерно.

Указанное в предписании требование о запрете проведения фестиваля «FOX ROCK FEST» на территории г. Липецка 26-27 июня 2021г., также является законным.

При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал административному истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы жалобы об отсутствии у Роспотребнадзора полномочий на выдачу предписания, являются несостоятельными.

Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322).

В соответствии с пунктом 5 Положении о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) (п. 5.1.1)

Согласно пункту 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникших правоотношений), Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, выдачу предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; систематическое наблюдение за исполнением требований санитарного законодательства, анализ и прогнозирование состояния исполнения требований санитарного законодательства, технических регламентов при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Таким образом, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области надело полномочиями по выдаче предписаний о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Доводы жалобы о том, что запрет проведения фестиваля на территории г.Липецка не относится к полномочиям администрации Липецкой области, являются несостоятельными.

Исходя из положений ч. 2 ст. 31 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 года N 529, Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13 марта 2020 г. N 6, администрация Липецкой области наделена правом на введение ограничительных мер по проведению массового мероприятия (фестиваля) на территории отдельного района города Липецка.

Законность оспариваемого предписания также являлась предметом проверки суда в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 ч.2 КоАП РФ, возбужденного в отношении администрации Липецкой области. Так, постановлением Советского районного суда г.Липецка от 04.08.2021г., оставленным без изменения решением Липецкого областного суда от 02.09.2021г., администрация Липецкой области была признана виновной в совершении указанного административного правонарушения. Установленный судебными инстанциями факт законности обжалуемого предписания очевиден исходя из объективной стороны вменяемого правонарушения – невыполнение законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Доводы жалобы о том, что предписание не содержит требования о введении ограничительных мероприятий (карантина), что ссылки суда на нормы законодательства, предусматривающие введение карантина, являются ошибочными, повлечь отмену решения суда не могут.

Из материалов дела следует, что администрации Липецкой области Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области выдано предписание «о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Данное предписание является законным и обоснованным, выдано полномочным органом, указанное в предписании требование о запрете проведения фестиваля, является законным.

Доводы жалобы о том, что Управление Роспотребнадзора по Липецкой области выдав предписание 24.06.2021 г., фактически лишило администрацию возможности его исполнить, также несостоятельны.

Из диспозиции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ следует, что установленная данной нормой административная ответственность наступает в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Из содержания предписания следует, что администрации Липецкой области предписано запретить проведение фестиваля «FOX ROCK FEST» на территории г. Липецка 26-27 июня 2021г.

Таким образом, получив предписание 24.06.2021, администрация Липецкой области не была лишена возможности запретить проведение указанного мероприятия в последующие установленные дни.

Доводы жалобы о том, что в предписании не указано, какой конкретно состав административного правонарушения повлечет неисполнение предписания, не разъяснено право на обжалование предписания, подачу возражений на предписание, являются несостоятельными.

Данные обстоятельства не свидетельствуют о незаконности вынесенного предписания, поскольку администрация Липецкой области обязана знать и соблюдать требования закона в соответствии с осуществляемой деятельностью.

Не указание в предписании состава административного правонарушения за неисполнение предписания, не разъяснение права на обжалование предписания, подачу возражений на предписание, не свидетельствует о том, что администрация Липецкой области в соответствии с осуществляемой деятельностью не обязана выполнять требования санитарного законодательства, а также предписание территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, указанные доводы направлены на переоценку установленных обстоятельств, верно установленных судом. С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Правобережного районного суда г.Липецка от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца администрации Липецкой области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 27.12.2021 года.

33а-4490/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Липецкой области
Ответчики
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Киселева О.М.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
27.12.2021Судебное заседание
28.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2021Передано в экспедицию
27.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее