Решение по делу № 2а-178/2020 от 27.01.2020

                  25RS0006-01-2020-000079-50

                                                                                                           Дело № 2а-178/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арсеньев                                                                                               16 июня 2020 года

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Белоусовой А.Г.,

при секретаре Сурневой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Приморскому краю к Степанюк А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пени,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Приморскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Степанюк А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и пени, в обоснование которого указав, что Степанюк А.В. на основании ст. 419 НК РФ является плательщиком указанных страховых взносов. В установленный законодательством срок Степанюк А.В. страховые взносы не уплачены, в связи с чем ему начислена пеня. Мировым судьей судебного участка № 101 судебного района г. Арсеньева Приморского края выносился судебный приказ о взыскании со Степанюк А.В. страховых взносов, который был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением от Степанюк А.В. возражений относительно исполнения судебного приказа. Вместе с тем у Степанюк А.В. имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в сумме 26545 рублей и пени в сумме 1985 рублей 32 копейки, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 5840 рублей и пени в сумме 389 рублей 44 копейки. Указанные суммы Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Приморскому краю просит взыскать со Степанюк А.В.

В судебном заседании представитель административного истца на административном иске настаивал по доводам, изложенным в иске, при этом указала, что административный истец просит взыскать задолженность по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование за 2018 год. Вместе с тем, пеня, которую просит взыскать административный истец с административного ответчика, начислена на задолженность по страховым взносам на пенсионное страхование за 2018 год в сумме 54 рубля 86 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и на задолженность по страховым взносам на медицинское страхование за 2018 год в сумме 12 рублей 07 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указанные размеры пени, как и основной долг за 2018 год, отражены в налоговом требовании от ДД.ММ.ГГГГ. Остальные суммы пени, которые просит взыскать административный истец, начислены на задолженность по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование за 2017 год, при этом задолженность по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование за 2017 год Степанюк А.В. добровольно не оплачивалась, Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю меры по принудительному взысканию указанной задолженности за 2017 год не принимались, заявление о выдаче судебного приказа либо исковое заявление о взыскании задолженности по страховым взносам на пенсионное и медицинское страхование за 2017 год Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю в суд не предъявлялись.

Административный ответчик Степанюк А.В., будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, представил заявление о проведении судебного заседания в его отсутствие. Вместе с тем ранее Степанюк А.В. в судебных заседаниях по делу возражал против удовлетворения административного иска Межрайонной ИФНС № 4 по Приморском краю, ссылаясь на пропуск Межрайонной ИФНС № 4 по Приморском краю срока на обращение в суд.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются в том числе адвокаты.

Согласно ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Степанюк А.В. является адвокатом.

Вместе с тем, как следует из материалов дела Степанюк А.В. не уплачены страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование за 2018 год в установленный ст. 432 НК РФ срок, размер задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии, за 2018 г. составляет 26545 рублей, размер задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в бюджет Федерального обязательного медицинского страхования, за 2018 г. составляет 5840 рублей. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя административного истца в суде, расчетом Межрайонной ИФНС России № 4 по Приморскому краю и налоговым требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ .

Доказательства отсутствия задолженности у административного ответчика по указанным страховым взносам за 2018 г. в нарушение ст. 62 КАС РФ административным ответчиком суду не предоставлены. При этом суд учитывает и то, что административный ответчик в суде не оспаривал наличие у него задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2018 г., ссылаясь лишь на пропуск срока на обращение в суд административным истцом.

В силу ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с тем, что административным ответчиком не уплачены вышеуказанные страховые взносы за 2018 год, на задолженность по ним начислена пеня: на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за 2018 г., в сумме 54 рубля 86 копеек, на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год, в размере 12 рублей 07 копеек.

Между тем, суд отклоняет довод ответной стороны о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд по требованиям о взыскании страховых взносов за 2018 г. и начисленной на задолженность по страховым взносам за 2018 год пени. При этом суд исходит из следующего.

Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с ч. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно части 4 той же статьи НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что задолженность по вышеназванным взносам, которую просит взыскать административный истец с административного ответчика, возникла за 2018 г., срок для добровольной уплаты указанных взносов – ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате указанных взносов от ДД.ММ.ГГГГ направлено Степанюк А.В. согласно реестру почтовых отправлений ДД.ММ.ГГГГ, срок гашения задолженности по указанному требованию установлен ДД.ММ.ГГГГ. Согласно определению мирового судьи об отмене судебного приказа судебный приказ о взыскании вышеуказанной задолженности со Степанюк А.В. вынесен ДД.ММ.ГГГГ, который отменен в связи с поступлением от Степанюк А.В. возражений ДД.ММ.ГГГГ. С настоящим административным иском Степанюк А.В. обратился в Арсеньевский городской суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю срок на обращение в суд с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за 2018 г., и пени, начисленной на данную задолженность в сумме 54 рубля 86 копеек, а также о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2018 год, и пени начисленной на данную задолженность в размере 12 рублей 07 копеек, не пропущен.

Вместе с тем, суд находит пропущенным Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю срок на обращение в суд по требованию о взыскании пени в остальной части, которая начислена на задолженность по страховым взносам, возникшую у Степанюк А.В. за 2017 г.

Так, из пояснений представителя административного истца в суде и материалов дела следует, что административным ответчиком не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2017 г. в размере 23400 рублей и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральной фонд ОМС за 2017 г. в размере 4590 рублей, в связи с чем на указанные суммы задолженности по страховым взносам начислена пеня. Между тем, налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по указанным страховым взносам за 2017 г. направлялось Степанюк А.В. ДД.ММ.ГГГГ, срок для уплаты задолженности по данному требованию установлен ДД.ММ.ГГГГ. Степанюк А.В. задолженность по названным страховым взносам за 2017 г. не уплачена до настоящего времени, вместе с тем Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю меры ко взысканию задолженности по страховым взносам за 2017 г. не принимались: заявление о выдаче судебного приказа, а равно административное исковое заявление о взыскании указанной задолженности Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю в суд не предъявлялись.

Принимая во внимания положения вышеприведенных ст.ст. 48, 69, 70 НК РФ, суд приходит к выводу, что Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю утрачена возможность взыскания со Степанюк А.В. в судебном порядка задолженности по указанным страховым взносам за 2017 год, поскольку срок на обращение в суд пропущен.

В силу п. 5 ст. 75 НК РФ обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного). Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. После истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут рассматриваться как способ обеспечения исполнения обязанности по его уплате.

Принимая во внимание то обстоятельство, что Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю срок на обращение в суд о взыскании задолженности со Степанюк А.В. страховых взносов за 2017 год пропущен, ею пропущен и срок на обращение в суд о взыскании со Степанюк А.В. пени, начисленной на указанную задолженность по страховым взносам за 2017 год.

Между тем, в соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Между тем, административным ответчиком уважительные причины пропуска срока обращения в суд с требованием о взыскании со Степанюк А.В. пени, начисленной на задолженность по страховым взносам за 2017 год, не приводились, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не заявлялось.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования Межрайонной ИФНС № 4 по Приморскому краю о взыскании со Степанюк А.В. пени, начисленной на задолженность по страховым взносам за 2017 год.

В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с указанным с административного ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная в соответствии со ст.333.19 НК РФ.

    руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Приморскому краю к Степанюк А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование и пени удовлетворить частично.

Взыскать со Степанюк А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в сумме 26545 рублей и пеню, начисленную на данную задолженность, в сумме 54 рубля 86 копеек.

Взыскать со Степанюк А.В. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в сумме 5840 рублей и пеню, начисленную на данную задолженность, в сумме 12 рублей 07 копеек.

В остальной части исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Приморскому краю отказать.

Взыскать со Степанюк А.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1174 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                        А.Г. Белоусова

Мотивированное решение составлено 18.06.2020 г.

2а-178/2020

Категория:
Гражданские
Ответчики
Степанюк Александр Викторович
Другие
МИФНС России №4 по ПК
Степанюк А.В.
Суд
Арсеньевский городской суд Приморского края
Судья
Белоусова А.Г.
Дело на сайте суда
arsenievsky.prm.sudrf.ru
27.01.2020Регистрация административного искового заявления
27.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2020Подготовка дела (собеседование)
17.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Судебное заседание
20.06.2020Регистрация административного искового заявления
20.06.2020Передача материалов судье
20.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2020Подготовка дела (собеседование)
20.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2020Судебное заседание
20.06.2020Судебное заседание
20.06.2020Судебное заседание
20.06.2020Производство по делу возобновлено
20.06.2020Судебное заседание
20.06.2020Судебное заседание
26.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее