Дело 12-734/2024
Р Е Ш Е Н И Е
18 октября 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Норбоева Б.Ж., при секретаре Бальжинимаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Хоборкова Б.С-Ж. на постановление заместителя начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от10.09.2024 года о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А.от 10.09.2024 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000,00 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель по доверенности Хоборков Б.С-Ж. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении ...-АП от 10.09.2024 г. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Жалоба мотивирована тем, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18.03.2021 года удовлетворены исковые требования ФИО4 к Министерству об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма. 20.12.2021 года судебным приставом - исполнителем УФССП по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Министерство самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Министерство не уклоняется от исполнения судебного решения в срок, поскольку требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены по независящим от Министерства обстоятельствам и с недостаточным финансированием формирования специализированного жилищного фонда для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодня в отношении Министерства возбуждено 771 исполнительное производство, в 2023 г. было вынесено 554 постановлений по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в случае развития практики принятии решений об отказе Министерству в отмене и прекращении административного правонарушения потребность в дополнительных расходах из республиканского бюджета на оплату административных штрафов в размере 30000,00 рублей, что, в общем составит более 20 млн.руб. Целесообразно данные средства направить на сертификаты или на исполнение решений судов об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда. Решения о признании Министерства виновным в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении штрафа затрагивает интересы и права лиц из числа детей-сирот, оттягивая на неопределенный срок предоставление сертификата и исполнение решений судов. Нельзя утверждать, что СОСП по Республике Бурятия доказан факт административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Представители Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Из материалов дела следует, что постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия от 20.12.2021 г. возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия с предметом исполнения: обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ФИО4 по месту его жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм взамен непригодных для проживания.
Копия постановления от 20.12.2021 г. направлена в адрес должника 13.01.2022 г., посредством почтовой связи.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ от 25.01.2022 г. с должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия взыскан исполнительский сбор в размере 50000,00 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 26.02.2022 г.
Копия постановления от 25.01.2022 г. получена должником 25.01.2022 г.
Из материалов дела следует, что постановлением Врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по ... межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Логиновой Д.Н. от 07.05.2024 г. Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей.
Постановление от 07.05.2024 г. вступило в законную силу 23.07.2024 г.
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России от 23.05.2024 должнику Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 28.06.2024 г.
Основанием для привлечения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что с 00 часов 01 минут 29.06.2024 г. по 23 часа 59 минут 04.09.2024 г. должник Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не исполнило требования исполнительного документа неимущественного характера, установленный постановлением о назначении нового срокаисполнения от 23.05.2024 г., а именно не предоставило ФИО4 по месту его жительства благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм взамен непригодных для проживания, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение должником, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновьустановленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
В данном случае, основанием привлечения Министерства к административной ответственности послужил факт неисполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования в срок до 28.06.2024 г., установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении от 23.05.2024 г. об установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вместе с тем, при принятии решения о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, должностным лицом не принято во внимание, что постановление ...-АП от 07.05.2024 г., которым Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, вступило в законную силу лишь 23.07.2024 г.
Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления об административном правонарушении Министерство социальной защит населения Республики Бурятия не являлось лицом, ранее подвергнутым наказанию по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного нельзя согласиться с выводом о наличии в действиях Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
В данном случае действия Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия подлежали квалификации по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 названного Кодекса, составляет один год.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае срок привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не истек.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» несмотря на обязательность указания в протоколе об административном правонарушении наряду с другими сведениями, перечисленными в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, конкретной статьи КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающей административную ответственность за совершенное лицом правонарушение, право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Обе санкции за совершение административных правонарушениях по ч. 1 и ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривают наказание в виде наложения административного штрафа (при том, что по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ составляет от 30000 до 50000 рублей, тогда как по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ от 50000 руб. до 70000 руб.), соответственно, переквалификация действия (бездействия) Министерства, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, на другую статью - ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ не ухудшают его положение.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности вины Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, а именно неисполнения должником содержащиеся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица подлежит изменению в части квалификации наказания и размера назначенного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 10.09.2024 года ...-АП в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ изменить, переквалифицировать действия Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ на ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня получения копии решения через Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева