Дело № 2-1541/2024
УИД: 51RS0001-01-2024-001006-52
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2024 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2024 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Зиминой Ю.С.,
при помощнике судьи Решетове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корнеевой Василисы Евгеньевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии,
установил:
Корнеева Е.Е. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Мурманской области о назначении пенсии.
В обоснование иска указано, что 28 декабря 2023 года истец обратилась в ОСФР по Мурманской области с заявлениями о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 11 января 2024 года истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по следующим причинам:
- отсутствует право на назначение страховой пенсии, так как один из детей рожден на территории Республики Узбекистан;
- не достижение установленного законом возраста.
Указывает, что решение ОСФР по Мурманской области не законно, поскольку истцом соблюдены все условия, указанные в п.2 ч.1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях».
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, уточнив исковые требования, просит суд обязать ответчика включить в страховой стаж Корнеевой В.Е. периоды работы с 27 августа 1991 года по 31 декабря 2001 года на территории Республики Узбекистан, обязать ответчика учесть для определения права на пенсию ребенка истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать ОСФР по <адрес> назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 32 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Корнеева В.Е. в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом о рассмотрении дела, направила в суд представителя.
Представитель истца Гежа Е.С. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований. Пояснила, что факт рождения ребенка в другой стране не является основанием для отказа в назначении пенсии. Поскольку в спорные периоды Соглашение между Россией и Узбекистаном являлось действующим, периоды работы истца в Республике Узбекистан также подлежат включению в страховой стаж, а также подлежит учету ребенок, рожденный на территории Республики Узбекистан.
Представитель ответчика ОСФР по Мурманской области Лавренова Э.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст.ст.167 ГПК Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы выплатного дела Корнеевой В.Е., приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П).
В соответствии со статьей 12 ГПК Российской Федерации правосудие в Российской Федерации по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Частями 1 и 2 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 Закона № 400-ФЗ, засчитываются иные периоды, которые поименованы в статье 12 Закона № 400-ФЗ, в том числе согласно п. 3 указанной статьи период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам:
- женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
В силу статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», его вступление в силу предусмотрено с 1 января 2015 года.
Со дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
Республика Узбекистан является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года.
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Согласно пункту 2 статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года, в случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
В связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 года № 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» Соглашение СНГ прекратило свое действие с 01 января 2023 года.
В условиях денонсации Российской Федерации Соглашения Независимых Государств при переезде граждан из Украины на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получение вида на жительство, гражданства Российской Федерации) с 01 января 2023 года осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Корнеева В.Е. 28 декабря 2023 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По данному заявлению вынесено отказное решение от 11 января 2024 года № 306207/23. Причина отказа: отсутствие права на назначение страховой пенсии по старости (п.2 ч. 1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года), недостижение установленного законом возраста (п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ от 28 декабря 2013 года).
Дата регистрации Корнеевой В.Е. в системе государственного пенсионного страхования – 04 апреля 2006 года.
Документально подтвержденный стаж, учтенный по 27 декабря 2023 года:
- страховой стаж - 16 лет 05 месяцев 18 дней, при требуемом не менее 20 лет;
- стаж работы в районах Крайнего Севера — 12 лет 11 месяцев 07 дней, при требуемом не менее 12 лет.
Также судом установлено, подтверждено сведениями трудовой книжки истца, что в спорный период последняя была трудоустроена в Наманганской телефонной станции (<адрес>) на разных должностях. Указанные сведения не оспаривались стороной ответчика. Трудовая книжка заполнена надлежащим образом, имеются необходимые реквизиты, ссылки на документы, подтверждающие трудовую деятельность истца.
Кроме того, согласно свидетельства о рождении I-NA 0114757 от ДД.ММ.ГГГГ, истец имеет ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившуюся в <адрес> Республики Узбекистан, а также сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, родившегося на территории Российской Федерации.
Согласно отказному решению, а также пояснениям стороны ответчика в судебном заседании, поскольку в настоящее время международный договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Узбекистаном отсутствует, а также уплата страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации не производилась, при определении права на страховую пенсию по старости Корнеевой В.Е. период работы на территории Узбекистана с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен. Также не может быть учтен ребенок истца, родившийся ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Узбекистан.
Вместе с тем, с указанными доводами, суд не может согласиться ввиду следующего.
Согласно п. 11 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также ранее действовавшим п.6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 №555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», для установления страховых пенсий документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
До января 2023 года на индивидуальном лицевом счете истца период работы с 27.08.1991 по 31.12.2001 был учтен в страховой стаж, однако в настоящее время он исключен из объема стажа.
Как указывалось выше, до 1 января 2023 года порядок и условия назначения пенсий гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств и членам их семей в области пенсионного обеспечения определялся Соглашением от 13 марта 1992 года. Указанное соглашение основывалось на принципе территориальности, то есть пенсионное обеспечение осуществлялось по законодательству государства, на территории которого проживает гражданин одного из этих государств. При этом предусматривалось взаимное признание трудового стажа, в том числе льготного и специального, для установления права на пенсию, приобретенного на территории СССР за период до вступления в силу соглашений.
В связи с изменением пенсионного законодательства Российской Федерации, а также государств-участников Содружества Независимых Государств, в настоящее время нормы Соглашения от 13 марта 1992 года не позволяют гражданам указанных государств в полном объеме реализовать свое право на назначение пенсии.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 37 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» прекращение (в том числе денонсация) международных договоров Российской Федерации осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации.
В соответствии со статьей 38 указанного Закона, если договором не предусматривается иное или если не имеется иной договоренности с другими его участниками, прекращение международного договора освобождает Российскую Федерацию от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение Российской Федерации, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения.
Таким образом, основным последствием денонсации международного договора (одностороннего заявления государства об отказе от договора) является освобождение договаривающейся стороны, денонсировавшей договор, от исполнения обязательств по данному договору.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека денонсация не освобождает договаривающуюся сторону, заявившую о денонсации настоящей Конвенции, от взятых по ней обязательств в отношении любого действия, которое могло явиться нарушением таких обязательств и могло быть совершено ею до вступления денонсации в силу.
Согласно пункту 2 статьи 13 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями данного Соглашения, не теряют своей силы и в случае выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают, выплата пенсий, назначенных в соответствии с указанным Соглашением, должна быть продолжена.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при денонсации Российской Федерации Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться в соответствии с новыми заключенными соглашениями, либо в соответствии с национальным законодательством, однако выплата пенсий, назначенных в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года, определение стажа работы, приобретенного до 1 января 2023 года, Российской Федерацией будет продолжена. Иное бы приводило к нарушению прав граждан на пенсионное обеспечение.
Доводы ответчика о том, что в спорные периоды работы истца в Республике Узбекистан не производилась уплата страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования РФ, правового значения не имеет, поскольку требования заявлены до января 2002 года, при этом, замечаний к оформлению трудовой книжки истца со стороны ответчика не имеется, она принята последним.
Также судом принимается во внимание, что истец является матерью двоих детей, при этом, принцип территориальности применяется только к вопросам учета стажа и не охватывает иные элементы социально-демографического статуса лица, претендующего на назначение пенсии. Действующее пенсионное законодательство связывает вопрос с назначением досрочной пенсии, именно с фактом рождения у женщины двоих и более детей, а не с местом их рождения.
Проанализировав представленные по делу доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, суд находит исковые требования в части включения в страховой стаж Корнеевой Василисе Евгеньевне периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Узбекистан, а также в части учета рождения ребенка ФИО1 на территории Республики Узбекистан для определения права на пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 ФЗ-400, подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.
Таким образом, с учетом включения указанного выше периода в страховой стаж, и учета ребенка рожденного на территории Республики Узбекистан, согласно представленному стороной ответчика альтернативному расчету, у Корнеевой В.Е. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ наступило право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем суд находит исковые требованиями подлежащими удовлетворению, и полагает необходимым обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначить Корнеевой Василисе Евгеньевне, страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░