Дело № 2-1186/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2020 года г. Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.Ю.
при секретаре Емельяновой Е.В.
с участием прокурора Дудник Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Пойковскому МУП «Управление тепловодоснабжения» об обязании осуществлять добычу пресных подземных вод в соответствии с проектом зон санитарной охраны водозабора,
УСТАНОВИЛ:
Нефтеюганский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Пойковскому МУП «Управление тепловодоснабжения» (далее ПМУП «УТВС»), с учетом уточнений, об обязании ответчика в срок не позднее 01 января 2021 года осуществлять добычу пресных подземных вод скважина №ПУ - 85 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные)") и скважина №ПУ-86 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные) на основании лицензии № в соответствии с проектом зон санитарной охраны водозабора, получившим положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Требования мотивированы тем, что Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения ПМУП «УТВС» законодательства об охране и использовании недр, а также соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В рамках проведенной проверки установлено, что ПМУП «УТВС» являясь владельцем лицензии № на добычу пресных подземных вод для технического обеспечения водой объектов промышленности на территории сп.Салым скважина №ПУ-85 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные) и скважина №ПУ-86 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные) ведет добычу подземных пресных вод в отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации зон санитарной охраны.
В соответствии с п. 3.4 Условий пользования недрами (приложение к лицензии №) для сохранения природного состава и качества подземных вод, исключения попадания в водоносоный горизонт загрязняющих веществ, в радиусе 30 м от скважины Владелец лицензии обеспечивает выполнение мероприятий по соблюдению санитарных правил, предусмотренными документами.
При этом, проекты зон санитарной охраны водозаборов, эксплуатируемых в рамках лицензий № предприятием до настоящего времени не разработаны, в связи с чем, положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на них не получено.
Добыча пресных подземных вод ПМУП «УТВС» ведется в отсутствие согласованного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны водозабора, что свидетельствует о нарушении требований по рациональному использованию недр, является недопустимым, и затрагивающим интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, постоянно или временно проживающих на территории ХМАО-Югры.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, мотивируя доводами, изложенными в иске.
Представитель ПМУП «УТВС» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно- эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения организациями всех форм собственности требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу ст. 11 указанного Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно СанПиН 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 27 июля 1984 г. N 123 водоснабжение объектов надлежит проектировать на основе утвержденных схем развития, размещения отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности и схем развития и размещения производительных сил по союзным республикам, а также генеральных, бассейновых и территориальных схем комплексного использования и охраны вод, генеральных планов городов и сельских населенных пунктов, генеральных планов промышленных узлов. В проектах хозяйственно-питьевых и объединенных производственно-питьевых водопроводов необходимо предусматривать зоны санитарной охраны источников водоснабжения, водопроводных сооружений и водоводов.
В соответствии с пунктами 1.4, 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10) зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В силу п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон РФ «О недрах») недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
В силу п. 8 ст. 23 Закона РФ «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно требованиям ст.ст. 7, 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
На основании ст. 12 Закона РФ «О недрах» лицензия и её неотъемлемые составные части содержат условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока её действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В статье 22 указанного закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами. Обеспечение предотвращения загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с п. 8 ст. 23 Закона РФ «О недрах», является основным требованием по рациональному использованию недр.
Рациональное использование природных ресурсов в силу закона (ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды») является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в ходе проведенной Нефтеюганской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения ПМУП «УТВС» законодательства об охране и использовании недр, а также соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что ПМУП «УТВС» являясь владельцем лицензии № на добычу пресных подземных вод для технического обеспечения водой объектов промышленности на территории сп.Салым скважина №ПУ-85 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные) и скважина №ПУ-86 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные) ведет добычу подземных пресных вод в отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения на проект организации зон санитарной охраны.
В соответствии с п. 3.4 Условий пользования недрами (приложение к лицензии №) для сохранения природного состава и качества подземных вод, исключения попадания в водоносоный горизонт загрязняющих веществ, в радиусе 30 м от скважины Владелец лицензии обеспечивает выполнение мероприятий по соблюдению санитарных правил, предусмотренными документами.
При этом, проекты зон санитарной охраны водозаборов, эксплуатируемых в рамках лицензий № предприятием до настоящего времени не разработаны, в связи с чем, положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на них не получено.
Таким образом, добыча пресных подземных вод ПМУП «УТВС» ведется в отсутствие согласованного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны водозабора, что свидетельствует о нарушении требований по рациональному использованию недр, является недопустимым, и затрагивающим интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, постоянно или временно проживающих на территории ХМАО-Югры.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ПМУП «УТВС» в доход бюджета города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец, при подаче иска, был освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Нефтеюганского межрайонного прокурора в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Пойковское муниципальное унитарное предприятие «Управление тепловодоснабжения» в срок не позднее 01 января 2021 года осуществлять добычу пресных подземных вод скважина №ПУ - 85 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные) и скважина №ПУ-86 (географические координаты местоположения водозабора (иные данные) на основании лицензии № в соответствии с проектом зон санитарной охраны водозабора, получившим положительное санитарно-эпидемиологическое заключение.
Взыскать с Пойковского муниципального унитарного предприятия «Управление тепловодоснабжения» в доход бюджета города Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Нефтеюганский районный суд.
Судья: подпись