ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2018 года г. Киров, ул. Московская, д. 70
Октябрьский районный суд г. Кирова в составе
судьи Кожевниковой И.П.,
с участием пом. прокурора Октябрьского района г. Кирова Лысковой Н.А.
представителя административного истца Анисимова А.В.
административного ответчика Семенова Е.С.,
при секретаре Ашихминой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову Кировской области лица без гражданства Семенова Е.С.,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области обратилось в суд с заявлением о продлении срока содержания лица без гражданства гражданина, подлежащего депортации, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову Кировской области лица Семенова Е.С. В обосновании указано, что 14.03.2017 Министерством юстиции Российской Федерации вынесено распоряжение № 1480-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Семенова Е.С., <данные изъяты>, осужденного 16.06.2016 Зуевским районным судом Кировской области за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, содержащегося в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области. В соответствии с п. 7 ст. 27 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 № 114-ФЗ, лицу без гражданства Семенову Е.С, <данные изъяты>, не разрешен въезд на территорию Российской Федерации. 27.04.2017 лицо без гражданства Семенов Е.С. ознакомился с вышеуказанным распоряжением. Семенов Е.С. освободился из мест лишения свободы 13.10.2017 по отбытию срока. Личность лица без гражданства Семенова Е.С., <данные изъяты>, подтверждается заключением об установлении личности, приговором Зуевского районного суда Кировской области учетами ЦБДУИГ, ИБДР,ИЦ УМВД России по Кировской области. Пребывание лица без гражданства Семенова Е.С., <данные изъяты>, на территории Российской Федерации, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. 19.10.2017 Октябрьским районным судом г. Кирова вынесено решение о помещении Семенова Е.С. в ЦВС иностранных граждан УМВД России по г. Кирову на срок 60 суток, то есть с 13.10.2017 по 10.01.2018. В генеральное консульство Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации с целью документирования гражданина Семенова Е.С. свидетельством на возвращение на родину направлены запросы. До настоящего времени в УВМ УМВД России по Кировской области свидетельство на возвращение на родину гражданина Семенова Е.С. или справки об отсутствии гражданства Республики Казахстан не поступало, в связи с чем, осуществить процедуру депортации невозможно. В связи с тем, просят продлить срок содержания лица без гражданства Семенова Е.С., <данные изъяты>, в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по городу Кирову сроком на 120 суток с 11.01.2018 по 11.05.2018.
В судебном заседании представитель административного истца УМВД России по Кировской области по доверенности Анисимов А.В. требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные указанным в административном иске.
В судебном заседании административный ответчик лицо без гражданства Семенов Е.С. иск не признал, пояснил, что он не является гражданином Казахстана, его родители проживают в Зуевке Кировской области, где и он проживал до осуждения. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление оставить без удовлетворения, исследовав письменные доказательства, пришел к следующему.
Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25.07.2002 года.
В силу ст. 2 вышеназванного закона лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В силу требований пунктов 5, 6 части 1 статьи 7 Закона, осуждение иностранного гражданина вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при опасном рецидиве, а также при наличии непогашенной и неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом, являются основаниями для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание на территории РФ.
В силу ст. 9 Закона вышеизложенные основания являются также основаниями отказа в выдаче либо аннулировании вида на жительство иностранному гражданину на территории РФ.
Согласно п. п. 11, 12 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
В силу требований п. 9 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
В соответствии со ст. 4 Закона решения о депортации лиц, пребывание которых признано Минюстом России нежелательным на территории РФ, выносятся в период их пребывания в местах лишения свободы и исполняются немедленно после освобождения из мест лишения свободы.
Судом установлено, что лицо без гражданства Семенов Е.С., <данные изъяты>, был осужден 16.06.2016 Зуевским районным судом Кировской области за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, содержался в ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области, освободился из мест лишения свободы 13.10.2017 по отбытию срока.
14.03.2017 Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение № 1480-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации лица без гражданства Семенова Е.С. С указанным распоряжением Семенов Е.С. ознакомлен 27.04.2017, что подтверждается копией расписки. 31.07.2017 УМВД России по Кировской области принято решение о его депортации.
Решением Октябрьского районного суда г. Кирова от 13.10.2017 удовлетворено частично заявление УМВД России по Кировской области о помещении подлежащего депортации лица без гражданства Семенова Е.С. в специальное учреждение УМВД России по Кировской области на срок 90 суток, то есть с 13.10.2017 по 10.01.2018 для исполнения решения о его депортации.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут выезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Приказом МВД РФ и ФМС РФ от 12.10.2009 года № 758/240 « Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административном выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» при отсутствии у иностранного гражданина документов, удостоверяющих его личность, либо если срок действия данных документов истек, территориальным органом ФМС России в дипломатическом представительстве или консульском учреждении соответствующего иностранного государства оформляется свидетельство о возвращении иностранного гражданина в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания.
Установлено, что Семенов Е.С., <данные изъяты>, является лицом без гражданства, что также подтверждается заключением об установлении личности, приговором Зуевского районного суда Кировской области учетами ЦБДУИГ, ИБДР,ИЦ УМВД России по Кировской области.
Пребывание лица без гражданства Семенова Е.С., <данные изъяты>, на территории Российской Федерации, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
В генеральное консульство Посольства Республики Казахстан в Российской Федерации с целью документирования гражданина Семенова Е.С. свидетельством на возвращение на родину направлены запросы.
До настоящего времени в УВМ УМВД России по Кировской области свидетельство на возвращение на родину гражданина Семенова Е.С. или справки об отсутствии гражданства Республики Казахстан не поступало, в связи с чем, осуществить процедуру депортации невозможно.
Согласно сообщению Генерального консула Республики Казахстан от 27.04.2016 за № 1/4558 Гр.Семенов Е.С. по учетным данным ДВД Костанайской области зарегистрированным либо снятым с регистрационного учета не значится, по данным паспортной базы ДТС МВД РК документированным удостоверением личности либо паспортом гражданина Республики Казахстан не значится.
При разрешение административного иска Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области о продлении срока содержания лица без гражданства Семенова Е.С. в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России сроком на 120 суток, суд исходит из следующего:
Проанализировав нормы пункта 9 статьи 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями главы 26.1 ГПК РФ, Конституционный Суд РФ в Определении от 25 сентября 2014 года № 1830-О указал, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специализированном учреждении.
Рассмотрение заявления Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области о продлении срока пребывания гражданина в специальном учреждении обеспечивает периодичность судебного контроля при длительном ограничении права гражданина на свободу и личную неприкосновенность.
В силу подп. «f» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту - Конвенция) каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:... законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.
Поскольку вопрос о помещении Семенова Е.С. в специальное учреждение был мотивирован необходимостью исполнения решения о депортации от 31.07.2017 приведенная норма Конвенции в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод», ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» подлежит применению с учетом практики Европейского Суда по правам человека, на что специально указано в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
Давая оценку процедуре депортации иностранцев, незаконно проживающих на территории Российской Федерации, основанной на положениях ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Европейский Суд по правам человека в Постановлении от 6 декабря 2007 года по делу «Лю и Лю против Российской Федерации» указал, что данная процедура основана на положениях закона, который не отвечает конвенционному требованию «качества закона», не обеспечивает достаточных гарантий против произвола, поскольку решение о депортации, принимаемое представителем исполнительной власти, может быть вынесено без какого-либо пересмотра или состязательной процедуры (п. п. 65 - 69).
В том же решении (п. 78) Европейский Суд дал оценку подп. «f» п. 1 ст. 5 Конвенции как не требующему, чтобы лицо, в отношении которого осуществляются процедуры с целью депортации или экстрадиции, обязательно помещалось бы под стражу, например, чтобы предотвратить совершение преступления или пресечь возможность скрыться.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с Приказом МВД РФ и ФМС РФ от 12.10.2009 года № 758/240 «Об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и их территориальных органов по депортации и административном выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства» при отсутствии у иностранного гражданина документов, удостоверяющих его личность, либо если срок действия данных документов истек, территориальным органом ФМС России в дипломатическом представительстве или консульском учреждении соответствующего иностранного государства оформляется свидетельство о возвращении иностранного гражданина в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания.
При принятии решения суд также учитывает, что Семенов Е.С. находится в специальном учреждении длительное время более 3 месяцев, УМВД России по городу Кирову применялись действия, направленные на документирование Семенова Е.С., однако сведений о наличии перспективы получения необходимых документов для исполнения решения о депортации в материалы дела административным истцом суду не представлено, как не представлено и данных, указывающих на то, что лицо без гражданства может скрываться и уклоняться от исполнения решения о депортации, что свидетельствует о нецелесообразности очередного продления срока его содержания в специальном учреждении. Кроме того, при принятии решения суд учитывает, что родители Семенова Е.С. проживают в Зуевке Кировской области, там же и проживал сам Семенов Е.С. до вынесения приговора Зуевским районным судом Кировской области.
Сами по себе обстоятельства, изложенные в заявлении о не поступлении до настоящего времени свидетельства о возвращении на родину Семенова Е.С. не свидетельствуют о возможности длительного ограничения свободы человека.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области.
Руководствуясь ст.ст. 179-180, 269 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кировской области о продлении срока содержания в центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по городу Кирову лицу без гражданства Семенову Е.С., <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова, в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Судья И.П. Кожевникова
Мотивированное решение изготовлено 10.01.2018