Решение по делу № 2-17/2022 (2-207/2021;) от 25.10.2021

        Дело № 2-17/2022 (2-207/2021)

24RS0020-01-2021-000448-85

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2022 года                                                                                                              с. Идринское

Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,

при секретаре Лукиной Т.В.,

с участием истца помощника прокурора Идринского района Красноярского края Иратова Р.В.,

ответчика Максимова Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Идринского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Максимову Геннадию Геннадьевичу о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Идринского района Красноярского края в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Максимову Г.Г. о взыскании ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений, свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой Идринского района Красноярского края проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере сохранения охотничьих ресурсов, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Максимов Г.Г. в нарушение требований ч.8 ст.29, ст.30 Лесного кодекса Российской Федерации, совершил незаконную рубку деревьев породы «лиственница» - 14 штук, объемом 23,50 куб.м, до степени прекращения их роста на территории квартала выдела <данные изъяты>, и вследствие незаконной рубки лесных насаждений ответчиком нарушена среда обитания охотничьих ресурсов, которая со временем восстанавливается, размер площади территории, в границах которой ответчик совершил незаконную рубку деревьев, составил 0,16 га. Приговором Идринского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ответчик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.260 УК РФ. Ссылаясь на расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, произведенный по Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948, с учетом осуществления ответчиком незаконной рубки ДД.ММ.ГГГГ (один день), просит взыскать ущерб, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), в размере 66 110 руб. 78 коп.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, муниципальное образование Идринский район Красноярского края, КГБУЗ «Идринское лесничество».

Истец помощник прокурора Иратов Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Ответчик Максимов Г.Г. с иском не согласился.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru, не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Выслушав доводы явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, проверив доводы искового заявления, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ и преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов определяется Федеральным законом "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее по тексту: Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 1, 3, 4, 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды как совокупности компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, антропогенных объектов, строится на принципах соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, платности природопользования, возмещения вреда окружающей среде, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. При этом объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия от хозяйственной и иной деятельности человека среди прочего являются леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу ст. 78 ФЗ N 7-ФЗ определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. п. 12, 13 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, статья 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).

В силу ст. ст. 4, 55, 56 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" животный мир в пределах территории РФ является государственной собственностью. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. ст. 1, 7, 56, 57, 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. К охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые территории, на которых обитают (или могут обитать) дикие звери и птицы, и которые могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства. Возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется лицами, виновными в нарушении законодательства в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Приговором Идринского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлено, что Максимов Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин. до <данные изъяты> час. <данные изъяты> мин., находясь в лесном массиве, расположенном на расстоянии 1,4 км в западном направлении от <адрес>, в <данные изъяты> квартале <данные изъяты> выдела <данные изъяты>, совершил незаконную рубку деревьев породы «Лиственница» - 14 штук, объемом 23,50 куб.м, чем причинил ущерб Российской Федерации (лесному фонду) в размере 354 473 руб. 15 коп. В размер указанного ущерба не включен ущерб, причиненный охотничьим ресурсам в месте незаконной рубки. Общий объем незаконной рубки – 23,50 куб.м, размер площади территории, в границах которой ответчик совершил незаконную рубку деревьев, - 0,16 га, что подтверждается приговором и расчетом размера ущерба, причиненного объектам животного мира.

Данные действия Максимова Г.Г. квалифицированы как преступление, а именно - незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере, т.е. по ч.3 ст.260 УК РФ, что подтверждает факт совершения ответчиком незаконной рубки лесных насаждений в вышеуказанном месте и его виновность в совершении противоправных действий.

Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ответчик Максимов Г.Г. своими преступными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, уничтожил среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, площадью 0,16 га, расположенных в 17 квартале 26 выдела Идринского сельского участкового лесничества КГБУ «Идринское лесничество» леса совхоза «Хабыкский».

Согласно подпункту "б" пункта 5 "Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам", утвержденной приказом Минприроды России от 08.12.2011 N 948, при расчете размера вреда в связи с нарушением или уничтожением среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Согласно представленному истцом расчету оценки вреда, объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, и среде их обитания в результате уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов и воздействия фактора беспокойства на участке лесных охотничьих угодий, расположенных в 17 квартале 26 выдела Идринского сельского участкового лесничества КГБУ «Идринское лесничество» леса совхоза «Хабыкский», ответчик причинил ущерб объектам животного мира и среде их обитания в размере 66 110 руб. 78 коп.

Произведенный Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края расчет вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания, причиненный на площади незаконной рубки лесных насаждений, включает все необходимые параметры, предусмотренные установленной Методикой исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, на основе информации о времени негативного воздействия на объекты животного мира, отнесенных к объектам охоты, о месте незаконной рубки лесных насаждений и площади уничтожения лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов). Применяя при данном расчете методику исчисления ущерба, сотрудники министерства использовали нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, сведения из отчетов о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов в целом по Идринскому району Красноярского края за 2019 год, данные отчета по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов, с использование средних показателей плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по Идринскому району Красноярского края.

Доказательств недостоверности расчета ответчиком не представлено.

Представленный истцом расчет размера ущерба произведен должностным лицом, являющимся специалистом в области охраны и использования именно животного мира в Красноярском крае, на основе утвержденной в установленном порядке Методики, с учетом ежегодно обновляемых данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, являющегося в соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ, "Порядком осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных", утвержденным Приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344, системой регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Утвержденная в установленном порядке Методика исчисления вреда животному миру и среде обитания основана на том объективном положении, согласно которому, при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга и в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам. Реальность причинения вреда окружающей среде подтверждена материалами дела и определяется самим фактом незаконной деятельности ответчика, которым осуществлялась незаконная вырубка лесных насаждений, являющихся средой обитания, при этом закон предусматривает именно расчетный способ определения размера вреда на основе данных государственного мониторинга, в соответствии с Методикой исчисления ущерба животному миру применяемой в силу закона.

В связи с чем, расчет ущерба, причиненного, вследствие незаконной рубки лесных насаждений, охотничьим ресурсам и среде их обитания, суд признает обоснованным и достоверным.

Принимая во внимание положения ст. 8 Лесного кодекса РФ о принадлежности лесных участков в составе земель лесного фонда федеральной собственности, положения ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ о платности пользования охотничьими ресурсами, суд приходит к выводу, что ответчик своими незаконными действиями уничтожил среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, чем нарушил интересы Российской Федерации как собственника лесных участков и лесных насаждений, а также нарушил интересы Российской Федерации и муниципального образования, являющихся получателями средств сбора за пользование объектами животного мира.

Доводы ответчика о несогласии с произведенным расчетом, суд находит несостоятельными. Расчет произведен на основании Методики, на применение которой прямо указано в законе. Именно невозможностью точного установления характера, степени и размера вреда, причиненного объекту окружающей среды, обусловлено возложение законодателем на правонарушителя обязанности возместить вред на основании утвержденных в установленном порядке такс и методик определения размера вреда окружающей среде. В данном случае вред определяется не ущербом, причиненным в конкретный день, а совокупностью последствий причиненного вреда, который определяется по соответствующей формуле, предусмотренной Методикой. Такой расчет был произведен Министерством экологии и рационального природопользования и предоставлен в материалы дела.

Подпункт «б» пункта 2 и подпункт «б» пункта 3 Методики устанавливают, что предусмотренный ее положениями порядок исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, применяется в том числе для расчета вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Пункт 5 Методики определяет параметры, которые должны учитываться при расчете вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов.

Пункт 6 Методики содержит формулу, по которой производится математическое определение размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов. В отношении видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита добычи и для которых не установлен норматив допустимого изъятия, при расчете суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов, от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия в качестве норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов (Ндоп.) используются показатели: для зверей - 30%, для птиц - 50%.

В связи с чем, указанные пункты Методики не устанавливают основания и условия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания, и не регулируют вопросы, связанные с доказыванием факта нарушения действующего законодательства.

Указанные предписания предназначены для стоимостной оценки вреда, факт причинения которого, равно как и наличие вины причинителя вреда, при применении Методики уже является доказанным.

Ссылки ответчика на то, что с него ранее в ходе рассмотрения уголовного дела взыскан причиненный вред, судом отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права, поскольку в рамках уголовного дела Максимову Г.Г. присужден к взысканию материальный ущерб, причиненный незаконной рубкой древесины, а по настоящему гражданскому делу взыскивается вред, причиненный иному объекту - животному миру в результате уничтожения среды обитания.

Довод ответчика об отсутствии непосредственно в зоне рубки кабарги, оленя и других видов животных, о близком расположении населенного пункта, не влияет на расчет ущерба, поскольку для решения вопроса о применении или неприменении Методики расчета, не имеет значения, находятся ли животные, места обитания которых находятся под угрозой, непосредственно в месте незаконной рубки леса, и находятся ли рядом населенные пункты.

При таких обстоятельствах, учитывая выше приведенные нормы права, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания в соответствии с расчетом, произведенным на основании Методики. Исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку в силу требований ст.89 ГПК РФ, пп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, то возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, должно осуществляться по правилам ст.103 ГПК РФ за счет ответчика, в связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, с учетом суммы удовлетворенных требований, в размере 2183 руб. 32 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Максимова Геннадия Геннадьевича в пользу муниципального образования Идринский район Красноярского края 66 110 руб. 78 коп. ущерба, причиненного охотничьим ресурсам и среде их обитания, вследствие незаконной рубки лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов).

Взыскать с Максимова Геннадия Геннадьевича государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2183 руб. 32 коп.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                                                              Н.В. Арбузова

Верно

Судья                                                                                                                     Н.В. Арбузова

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 года.

2-17/2022 (2-207/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Иратов Роман Владимирович
Ответчики
Максимов Геннадий Геннадтевич
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
КГБУ "Идринское лесничество"
Муниципальное образование Идринский район Красноярского края
Суд
Идринский районный суд Красноярского края
Судья
Арбузова Наталия Викторовна
Дело на странице суда
idra.krk.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2021Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
29.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2022Дело оформлено
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее