Дело № 2-189/2018
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2018 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2018 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Е.А.
при секретаре Павловой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Мурманэнергосбыт» к Серкину О.Ю., Лиукконен А.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Мурманэнергосбыт» обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, указав в обоснование заявленных требований, что квартира *** в многоквартирном доме *** - частная. Ответчики зарегистрированы в данном жилом помещении и являются плательщиками коммунальных услуг.
За указанным жилым помещением числится задолженность за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за период с 01февраля 2015 года по 30 июня 2017 года в сумме 66067,66 руб.
Ответчику ежемесячно направлялись счета-квитанции (ПДУ) с указанием суммы задолженности и размера текущих платежей, однако какие-либо действия по погашению задолженности им предприняты не были.
АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем вышеуказанных коммунальных услуг, предоставляемых в вышеуказанном доме.
Согласно договору возмездного оказания услуг от 28 марта 2016 года № 17-16-30, заключенному между АО «Мурманэнергосбыт» и обществом с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр», ООО «ЕРЦ» приняло на себя обязательства совершать от имени истца действия по подготовке информации для расчета и начисления платы за отопление и подогрев воды по многоквартирным домам, начислению платы за отопление и подогрев воды, ежемесячному формированию платежных документов, начислению пени за несвоевременное внесение платы за отопление и подогрев воды по финансовым лицевым счетам.
В соответствии с п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на сумму задолженности начислены пени за спорный период в общей сумме 11349,18 руб.
По заявлению АО «Мурманэнергосбыт» мировым судьей судебного участка № 1 Североморского судебного района Мурманской области по делу № 2-1603/2017 был выдан судебный приказ на взыскание долга, который отменен 14 ноября 2017 года по заявлению должника. В связи с чем, истец вынужден обратиться в суд в порядке искового производства.
Просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке образовавшуюся задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01февраля 2015 года по 30 июня 2017 года в сумме 66067,66 руб., пени за задержку платежа в сумме 11349,18 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1261,25 руб.
В письменных пояснениях указал, что в случае отсутствия коллективных и индивидуальных приборов учета в помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется, исходя из норматива потребления по тарифам, утвержденным соответствующими нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Какие-либо исключения для помещений, переведенных на электрообогрев, не предусмотрены.
Кроме того, поскольку система внутридомового отопления, включающая стояки, обогревающие элементы и другое оборудование, является общим имуществом многоквартирного жилого дома, ее демонтаж ведет к уменьшению данного имущества, следовательно, демонтаж системы центрального отопления и замена ее альтернативной системой не относится к переустройству или перепланировке жилого помещения в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, а является реконструкцией и требует согласия всех собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме. Между тем в материалах дела отсутствует протокол общего собрания собственников.
Пункт 15 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» также содержит запрет на переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами, утвержденными Правительством РФ.
Представитель истца обращает внимание, что освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу (отопление) нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по уплате за отопление жилых помещений в большем размере, так как расчет платы за услугу «отопление» производится исходя из общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Данная позиция соответствует выводам Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее – ГЖИ МО), изложенной в письме от 31 января 2014 года № 18-16/567, а также ряду судебных решений, принятых по аналогичным спорам.
Спорное жилое помещение является структурной, неотъемлемой частью жилого многоквартирного дома, в который происходит подача тепловой энергии по централизованной системе отопления, в свою очередь являющейся единой и взаимосвязанной системой. Изменения, произведенные в отдельном помещении, отразятся на теплопотреблении в других помещениях данного дома. Кроме того, тепло из помещений, находящихся по соседству с электроотапливаемыми, поступает в них и определяет общий уровень температуры в них. Таким образом, данные помещения отапливаются от двух источников теплоснабжения: от смежных помещений с централизованной системой отопления и от электрических приборов, и электронагревательными приборами осуществляется только дотапливание температуры внутреннего воздуха в жилом помещении, следовательно, собственники и арендаторы таких помещений должны вносить плату как за потребляемую электрическую энергию, так и за теплоснабжение.
В судебных заседаниях представитель истца Терсинских Н.Е. заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, а также письменных пояснений, представила ходатайство от 27 февраля 2018 года об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просила взыскать задолженность по оплате за отопление и подогрев воды, а также пени по состоянию на 31 января 2018 года (учитывая оплату коммунальных платежей ответчиком за рамками заявленного искового периода, а также с учетом произведенного перерасчета по услуге «горячее водоснабжение» исходя из показаний индивидуальных приборов учета) в сумме 49731,61 руб. и 19100,19 руб. (соответственно), согласно приложенному расчету.
Ответчик Лиукконен А.В., извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, воспользовалась правом ведения дела через представителя в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик Серкин О.Ю., действующий также в интересах Лиукконен А.В., в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним, указал, что жилое помещение, принадлежащее ему на праве собственности, отапливается электрическими нагревательными приборами, монтаж которых произведен согласно действующих нормативно-правовых документов и соответствует техническим требованиям. Демонтаж нагревательных приборов (радиаторов) системы центрального отопления и установка электронагревательных приборов произведены согласно проекту, согласованному в установленном законом порядке с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск. В связи с чем он оплачивал и оплачивает потребление коммунальной услуги «отопление» исходя из индивидуального потребления остаточного водяного отопления в размере 16,3% от полной стоимости предоставляемой услуги, в соответствии с заключенным между ним и МУП «СПТС» (поставщиком услуги на тот момент) договором оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, что не противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
Со ссылками на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 25, 26) Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (ч.15 ст. 14), Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2017 года № 302-КГ-17007 полагал, что действующим законодательством Российской Федерации переход на электроотопление не запрещен.
При этом его действия (по оборудованию квартиры электрическими приборами отопления) не носят самовольного характера, так как необходимые разрешительные документы в порядке ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации оформлены и представлены в суд.
Привел довод о том, что, истцом не доказан факт предоставления в его квартиру услуги «отопление» в полном объеме, при демонтаже радиаторов, а также тот факт, что решение о согласовании переустройства спорного жилого помещения, выданное КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск от 17 апреля 2008 года является незаконным.
Относительно требований истца о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуге «подогрев воды», указал, что в его квартиру поставляется горячая вода ненадлежащего качества, что не соответствует требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354. Кроме того, истцом выставлен счет по оплате указанной коммунальной услуги исходя из норматива, вместе с тем в его квартире установлены индивидуальные приборы учета.
Обратил внимание суда на то, что Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 не содержат пункта о том, что потребители с «электрообогревом» должны платить за услугу «центральное отопление» по таким же формулам, что и потребители с ЦО.
Согласно произведенному им расчету указал, что задолженности у него перед АО «МЭС» не имеется, на 01 февраля 2018 года имеется переплата в размере 2208,08 руб.
На вопрос суда пояснил, что размер, начисленных истцом пени, полагает соразмерным, поскольку расчет пени производится автоматически, то оснований сомневаться в его правильности у него не имеется.
В целом в удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В представленном отзыве на исковое заявление представитель указал, что в соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях определения единого порядка переустройства и перепланировки жилых помещений жилого фонда ЗАТО г. Североморск администрацией ЗАТО г. Североморск принято постановление от 05 февраля 2007 года № 69 «О порядке получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в ЗАТО г.Североморск».
На КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск была возложены функции по приему и распределению заявлений от граждан и юридических лиц о перепланировке и переустройстве жилых помещений с последующей выдачей им разрешения о согласовании или об отказе в согласовании, а также по организации работы приемочной комиссии.
Серкин О.Ю. 17 апреля 2008 года обратился в адрес КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск с заявлением о переустройстве (перепланировке) жилого помещения, расположенного по адресу: *** По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск принято решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, в соответствии с которым ответчику дано согласие на установку электронагревательных приборов. Работы по переустройству спорного жилого помещения на дополнительное электроотопление приняты 21 апреля 2008 года.
При разрешении спора полагался на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-1603/2017 по заявлению АО «МЭС» о выдаче судебного приказа, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, на основании свидетельства о государственной регистрации 51-АВ 476851 от 20 декабря 2014 года собственником квартиры, расположенной по адресу: *** является несовершеннолетняя ФИО1 года рождения. В жилом помещении зарегистрированы Лиукконен А.В. (мать собственника), Серкин О.Ю. (отец собственника), Серкина А.С., что подтверждается представленной в материалы дела справкой формы № 9.
Исполнителем коммунальных услуг по отоплению, поставляющим тепловую энергию в указанный дом является истец АО «МЭС» (ранее ОАО «МЭС»).
Так, в соответствии с п.3.1. ст. 3 Устава АО «МЭС», утвержденного Единоличным решением единственного акционера ОАО «МЭС» б/н от 12.10.2015, Общество создано в целях бесперебойного и качественного теплоснабжения и электроснабжения потребителей Мурманской области, а также получения прибыли от осуществляемых видов деятельности.
В соответствии с распоряжением Правительства Мурманской области от 15 июня 2011 года № 210-РП «О создании объединенной теплоснабжающей компании на территории Мурманской области» АО «Мурманэнергосбыт» является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в отношении граждан-потребителей и осуществляет снабжение тепловой энергией многоквартирных жилых домов в городе Североморске, в том числе, в котором расположено жилое помещение ответчика. При этом организацией, формирующей единые платежные документы на оплату коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и получающей платежи, является общество с ограниченной ответственностью «Единый расчетный центр» на основании договора возмездного оказания услуг от 28 марта 2016 года № 17-16-30, заключенного с АО «Мурманэнергосбыт».
Пунктом 6 указанного Распоряжения органам местного самоуправления муниципальных образований г. Мурманск, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО Александровск, гп. Никель, СП. Ура-Губа при утверждении схем теплоснабжения рекомендовано рассматривать ОАО «Мурманэнергосбыт» в качестве единой теплоснабжающей организации в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Во исполнение указанного распоряжения 27 июня 2011 года между МУП «Североморские теплосети» и ОАО «Мурманэнергосбыт» заключен договор аренды № 285, на основании которого с даты передачи имущества, а именно с 01 октября 2011 года, ОАО «Мурманэнергосбыт» осуществляет эксплуатацию и обслуживание оборудования систем горячего водоснабжения.
В последующем заключен договор аренды имущества от 01 сентября 2015 года № 78/04/08-15-830 в целом дублирующий положения договора от 27июня 2011 года.
Также между МУП «Североморские теплосети» и ОАО «МЭС» (в настоящее время АО «МЭС») заключен договор на эксплуатацию оборудования от 07 июля 2011 года № 286. Согласно п.1.1 договора исполнитель обязуется по заданию заказчика, в соответствии с требованиями Правил и действующей нормативно –технической документацией выполнять работы и мероприятия по эксплуатации технологического, инженерного и ионного оборудования котельных, мазутного хозяйства, ЦТП, насосных, бойлерных, электро-, водотепловых сетей, зданий и сооружений, находящихся у заказчика в аренде по договору аренды имущества от 27 июня 2011 года № 285, а заказчик обязуется своевременно оплачивать выполненные исполнителем работы.
В последующем заключен договор на эксплуатацию оборудования от 01 сентября 2015 года № 78/04/08-15-831 в целом дублирующий положения договора от 07июля 2011 года.
Таким образом, АО «МЭС», как исполнитель коммунальных услуг по отоплению, поставляющим тепловую энергию в жилой дом ***, вправе обращаться в суд с настоящем исковым заявлением.
Коллективный прибор учета тепловой энергии в вышеназванном жилом доме в эксплуатацию не введен, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа, квартира ответчиков индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудована.
Из выписки по лицевому счету следует, что ответчик с 01 февраля 2015 года плату за коммунальные услуги, а именно платежи за отопление, сумма которых была рассчитана исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, а также платежи за подогрев воды, сумма которых рассчитана исходя из показаний индивидуальных приборов учета, вносит не в полном объеме и несвоевременно, в связи с чем по 28.02.2017 образовалась задолженность в сумме 49731,61 руб.
Как усматривается из представленных в материалы дела документов, на основании решения КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск от 17 апреля 2008 года о согласовании переустройства жилого помещения в квартире стороны ответчиков проведены работы по переустройству жилого помещения.
Как следует из акта от 21 апреля 2008 года, составленного работниками ООО «ЖЭУ № 3», и акта приемки работ, выполненных по переустройству жилого помещения № 958, составленного 21 апреля 2008 года сотрудниками указанного комитета, а также директором ООО «Североморскжилкомхоз» в ходе данного переустройства в соответствии с проектом, выданным ФГУП «110 ЭСВМФ» МО РФ (шифр 62/6-ЭТ) осуществлен демонтаж одного радиатор в комнате (10 секций), стояк закольцован диам. 25, одного радиатора в кухне (4 секции), полотенцесушитель в ванной. Стояки ЦО закольцованы и заизолированы стенофлексом. При выполнении работ отсутствуют отклонения от проектно-сметной документации. Данные обстоятельства сторонами в суде не оспаривались.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) бремя содержания имущества (в том числе и жилого помещения) лежит на его собственнике.
В силу требований статей 153 и 154 ЖК РФ собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, включающие в себя плату за горячее водоснабжение и теплоснабжение.
В силу ч. 3 ст. 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности» разъяснено, что собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (часть 3 статьи 31 и статья 153 ЖК РФ).
При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.
В силу ч.1 ст.323 Гражданского кодекса Российский Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Частью 1 статьи 21 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
В силу статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями.
В соответствии со статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Согласно положениям статей 26, 28 Гражданского кодекса РФ имущественную ответственность по обязательствам несовершеннолетних детей несут их родители.
Согласно ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если не установлен иной срок.
Неиспользование собственником, нанимателем помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно п.6. Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 указанных Правил.
Как следует из подпункта «в» п. 9 названных Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в договорах горячего водоснабжения и отопления (теплоснабжения), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 7 данных Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами. При этом потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуг (п. 2 Правил).
Согласно пп. «а» п. 32 данных Правил исполнитель имеет право требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги, а также в случаях, установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, - уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени (в размере и на условиях, определенных нормой данной статьи).
Согласно статьям 539, 577 Гражданского окдекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество тепловой энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 153 Жилищного кодекса РФ.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируют Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354.
Из подпункта «е» п. 4 данных Правил следует, что отопление – подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения № 1 к этим Правилам.
Абзацем 2 п. 40 указанных Правил установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление такой услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 42 (1) названных Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
При определении стоимости тепловой энергии по нормативам потребления в расчет берется площадь жилых помещений (п. 2 приложения № 2 к вышеуказанным Правилам).
Анализ приведенных норм, с учетом частей 1, 5 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», устанавливающих, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением коллективных (общедомовых), а также индивидуальных и общих (для коммунальной квартиры) приборов учета используемых ресурсов, а также с учетом требований ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июня 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», предусматривающих запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, позволяет прийти к выводу о том, что действующее законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации нормативов. Иного способа определения объема потребления коммунальных услуг по отоплению действующее законодательство не предусматривает.
Принимая во внимание, что АО «Мурманэнергосбыт», как ресурсоснабжающая организация, напрямую оказывала потребителю услуги по отоплению и горячему водоснабжению, действия истца по начислению ответчику платы за коммунальную услугу «отопление» в порядке, предусмотренном вышеназванными Правилами, вопреки утверждению ответчика, соответствуют требованиям действующего законодательства.
При этом довод стороны ответчиков о необходимости оплаты за указанную услугу по остаточному теплу является несостоятельным, поскольку, как указывалось выше, такой порядок оплаты имеющимися нормативно-правовыми актами не предусмотрен и соответствующая формула в данных нормативно-правовых актах отсутствует.
Доводы стороны ответчиков о том, что услуга по теплоснабжению фактически не оказывается в связи с отсутствием в помещении радиаторов отопления, суд признаёт несостоятельными ввиду того, что спорное жилое помещение, несмотря на то, что проходящие через помещение стояки центрального отопления изолированы, не лишено теплоснабжения посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, посредством которой отапливается и общее имущество многоквартирного жилого дома, а также правомерности начисления спорных сумм в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354.
Расчет размера платы за услуги по отоплению без учета площади квартир, переведенных на электрообогрев, нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за услугу по отоплению помещений (в том числе, на общедомовые нужды) в большем размере. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что ответчикам должно производиться начисление платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры в соответствии с Правилами и установленными ими формулами, поскольку иного порядка, а также возможности неприменения указанных формул (либо изменения их составляющих) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев закон не предусматривает. Само по себе наличие разрешения, полученного в ранее действовавшем порядке, на установку электронагревательных приборов об обратном не свидетельствует.
Как сформулировано в пункте 3.18 ГОСТ Р 56501-2015 «Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов», под отоплением понимается искусственный, равномерный нагрев воздуха, в холодный период года, в помещениях путем теплообмена от отопительных приборов системы отопления, или нагрева поступающего воздуха в такие помещения воздухонагревателями приточной вентиляции, которые подобраны расчетным методом для компенсации тепловых потерь, поддержания на заданном уровне нормативных параметров воздухообмена, температуры воздуха в помещениях и комфортных условий проживания.
В пункте 3.17 ГОСТ предусмотрено, что система отопления помещений - это часть внутридомовой системы отопления, включающая отопительные приборы, стояки и подводки к этим приборам, а также устройства учета и автоматического регулирования теплоотдачи отопительных приборов, расположенные в объеме помещения.
Учитывая технологические особенности поставки тепловой энергии в жилой дом (через систему инженерных сетей, стояки и т.д.), тот факт, что в спорном помещении демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение жилого помещения прекратилось.
Помимо этого, законом не предусмотрено освобождение собственников помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений статей 210, 289, 290 ГК РФ, а в соответствии с пунктом 40 указанных выше Правил потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Довод о том, что АО «Мурманэнергосбыт» не может являться исполнителем коммунальной услуги по отоплению многоквартирного дома, опровергается положениями пунктов 2, 6, 7, 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, из содержания которых следует, что в случае, если собственниками многоквартирного дома не выбран способ управления, либо управляющей организацией расторгнут договор о приобретении коммунального ресурса, заключенный с ресурсоснабжающей организацией, потребителям в многоквартирном доме коммунальные услуги предоставляются непосредственно ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, принимая во внимание, что ответчики, являясь получателями тепловой энергии, а также услуги по подогреву воды, свои обязанности по оплате оказанных услуг в спорном периоде не исполняли, суд приходит к выводу о взыскании задолженности по оплате за «отопление» и «подогрев воды» в заявленном АО «Мурманэнергосбыт» размере, а именно, за период с 01 февраля 2015 года по 31 января 2018 года в сумме 49731,61 руб.
Представленный истцом расчет задолженности подтвержден доказательствами, сомнений у суда не вызывает, методика расчета обоснована истцом, между тем представленный стороной ответчиков расчет потребления тепловой энергии исходя из остаточного тепла судом принят быть не может, поскольку действующим законодательством иной порядок расчета платы за услуги теплоснабжения (кроме как установленного Правилами № 354) не предусмотрен.
В связи с чем суд признает расчет, предоставленный представителем истца обоснованным, принимает его в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полагает уточненные исковые требования в данной части подлежащими удовлетворению.
При этом суд не принимает во внимание доводы стороны ответчика о том, что услуга по подогреву воды им предоставляется ненадлежащего качества (не пригодная для использования), поскольку доказательств обращения ответчиков по факту поставки указанной услуги ненадлежащего качества в соответствующие организации (АО «МЭС», Управление Роспотребнадзора, ООО «СЖКХ» и др. жилищные органы) ответчиками не предоставлено, представителем истца данный факт отрицается.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчиков пени за несвоевременное внесение платы в сумме 19100,19 руб.
В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты, по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в данной части размера пеней не допускается.
Размер пени стороной ответчиков не оспорен, более того в судебном заседании ответчик Серкин О.Ю., действуя в интересах несовершеннолетней дочери, а также в интересах ответчика Лиукконен А.В., полагал его произведенным арифметически правильно и соразмерным размеру задолженности.
Учитывая, что уменьшение судом размера неустойки не должно быть произвольным, суд исходит из фактических обстоятельств дела, размера неисполненных обязательств, периода образования задолженности, признает расчет пени, обоснованным и взыскивает их в указанной сумме.
Таким образом, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме, производя взыскание задолженности и пени с Серкина О.Ю. и Лиукконен А.В., как членов семьи несовершеннолетнего собственника (родителей), в солидарном порядке.
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 1261,25 руб., подтвержденные соответствующим платежным документом, а также в порядке ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета, исчисляя ее размер пропорционально удовлетворенным требованиям.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в пределах заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░ 49731,61 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 19100,19 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1261,25 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 70093,05 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 501,85 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░