38RS0№-№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца С.В.С. – С.С.В.,
представителя ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Ш.И.А,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-№/2019 по иску С.В.С. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным отказа по предоставлению земельного участка в собственность, признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец С.В.С. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Иркутской области, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области № от **/**/**** по предоставлению ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ..... ДНТ «Путеец», участок №, кадастровый №; признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...., ДНТ «Путеец», участок №, кадастровый №.
В обоснование заявленных требований истец указал, что **/**/**** решением общего собрания учредителей было создано ДНТ «Путеец».
**/**/**** на основании Договора № ДНТ «Путеец» был передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером №
В последующем, на основании, утверждённого администрацией Иркутского района **/**/**** Проекта организации застройки территории ДНТ «Путеец», данный земельный участок кадастровый номер № был размежеван. Было образовано путем выделения 11 участков для пользования членами ДНТ и данные 11 участков были поставлены на кадастровый учет.
С сентября 2014 года, указывает истец, он является членом ДНТ «Путеец».
Согласно п. 4 ст. 14 Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» распределение образованных или образуемых земельных участком между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
**/**/**** на общем собрании ДНТ «Путеец» между членами ДНТ были распределены земельные участки.
За ним, указывает истец, был закреплен земельный участок № расположенный по адресу: ...., ДНТ «Путеец», кадастровый №.
**/**/**** им в администрацию Иркутского района вместе с другими членами ДНТ «Путеец» было подано заявление (зарегистрированное под номером №/ф) о передаче земельного участка № по адресу: ...., ДНТ «Путеец», кадастровый № в собственность.
Председатель ДНТ «Путеец» С.С.И. в последующем попросил сдать ему членскую книжку для того, чтобы оформить земельный участок №, расположенный по адресу: ...., ДНТ «Путеец», кадастровый №, в собственность истца. Данную просьбу он обосновал тем, что подлинник членской книжки требуется представлять периодически в администрацию .....
Как указывает истец, он полностью доверял данному человеку и отдал свою членскую книжку. Взамен он отдал ему заверенную им копию членской книжки.
В августе 2015 года С.С.И. он был извещен о том, что ему в соответствии с законом необходимо произвести оплату за приобретение земельного участка в собственность. **/**/**** истцом произведена оплата в сумме 15 660,60 руб. на расчетный счет администрации .... за данный земельный участок. Однако по настоящее время документы (договор купли-продажи, Постановление о предоставлении земельного участка) о передаче данного земельного участка в собственность им не получены.
В последующем истец узнал, что председателем правления ДНТ «Путеец» С.С.И. в администрацию Иркутского района был предоставлен незаконный (поддельный) протокол общего собрания членов ДНТ «Путеец» от **/**/****, согласно которому земельный участок № был распределен С.М.В..
На основании данного поддельного протокола общего собрания ДНТ «Путеец» членам ДНТ «Путеец» администрация Иркутского района предоставила в собственность земельные участки.
Как указывает истец, ему пришлось неоднократно обращаться в Иркутский районный суд с целью защиты своих нарушенных прав, сначала по оспариванию незаконных (поддельных) протоколов ДНТ «Путеец» от **/**/**** и от **/**/****.
**/**/**** решением Иркутского районного суда Иркутской области данные требования были удовлетворены в полном объеме, **/**/**** Иркутским областным судом денное решение оставлено без изменений. В последующем по оспариванию договора купли-продажи заключенного между С.М.В. и администрацией Иркутского района. Решением Иркутского районного суда Иркутской области от **/**/**** по делу № 2-№/2018 полностью были удовлетворены его исковые требования. Иркутским областным судом **/**/**** в части удовлетворения его исковых требований, решение Иркутского районного суда оставлено без изменения.
На основании ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. п. 3 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области земельных отношений, установленные настоящим федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 18 декабря 2014 года №-оз «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований .... и Правительством Иркутской области» Правительство Иркутской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области: 1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством.
**/**/****, указывает истец, он обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о приобретении данного земельного участка за плату в собственность.
**/**/**** Министерством имущественных отношений .... был выдан отказ, основанный на том, что Министерство имущественных отношений Иркутской области предполагает, что земельный участок с кадастровым номером № из которого образован испрашиваемый истцом земельный участок с кадастровым номером №, предположительно расположен в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени Е.А.А.» на основании Постановления Верховного Совета РФ от **/**/**** №, Распоряжения главы Администрации Иркутской области от **/**/**** №-р «О передаче земель Иркутскому сельскохозяйственному институт», свидетельства от 27.101993 № общей площадью 1126 га для улучшения системы подготовки кадров и непрерывного процесса обучения (в т.ч.: 716 га сельхозугодий, 174 га пашни, 426 га сенокоса, 116 га пастбищ, 410 га прочий угодий).
Истец данный отказ считает незаконным. По данным публичной кадастровой карты не усматривается факт наложения земельного участка с кадастровым номером 38:06:143519:5761, предоставленного администрацией Иркутского района для размещения ДНТ «Путеец», на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГБНУ «ИНИИСХ», являющийся федеральной собственностью.
Ссылка Министерства имущественных отношений Иркутской области на информацию о предположении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае от **/**/**** № об отнесении спорного земельного участка к федеральной собственности являются необоснованными как неподтвержденные документально.
По данным публичной кадастровой карты, существуют земельные участки, которые расположены на той же территории и при этом находятся в частной собственности.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса РФ, отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением прямо предусмотренных указанной статьей случаев. Данный случай к предусмотренным ст. 28 Земельного кодекса РФ исключениям не относится.
Так же, указывает истец, в ДНТ «Путеец» из имеющихся 11 участков, находящихся в пользовании у членов ДНТ, на 6 участков уже зарегистрировано право собственности в Управлении Росреестра по Иркутской области с 2016 года. Апелляционным определением от **/**/**** Судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда признано законным предоставление в собственность за плату 6 участков в ДНТ «Путеец» и их регистрация в Управлении Росреестра по Иркутской области. При подаче заявления в Министерство имущественных отношений Иркутской области, указывает истец, он прикладывал решения Иркутского районного суда и апелляционное определение.
Истец С.В.С. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, уполномочия на представление своих интересов представителя по доверенности С.С.В..
Представитель истца С.В.С., представитель третьего лица ДНТ «Путеец» С.С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнении к нему. Дополнительно суду пояснил, что предусмотренных законом оснований у Министерства для отказа в предоставлении С.В.С. испрашиваемого земельного участка в собственность не было.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Ш.И.А, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, поддержав позицию в ранее представленных суду письменных возражениях. Полагала, что оснований для признания незаконным отказа Министерства не имеется, по своей сути это был возврат заявления С.В.С., а не отказ в предоставлении земельного участка в собственность.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных требований представил свои письменные возражения, а также ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее по существу заявленных исковых требований представил письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ФГБНУ «Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, возражений по существу заявленных исковых требований, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности с точки зрения их относимости и допустимости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Согласно частям 1, 3 статьи 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Таким законом является, в том числе Земельный кодекс РФ.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с частью 4 статьи 11.4 Земельного кодекса РФ раздел земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Согласно части 3 статьи 14 ранее действовавшего Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 18 этого же Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» каждому члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в течение трех месяцев со дня приема в его члены правление такого объединения обязано выдать членскую книжку или другой заменяющий ее документ.
Согласно частям 1, 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации.
В соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:
1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;
6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
7) цель использования земельного участка;
8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;
9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;
10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что ДНТ «Путеец» создано на основании решения общего собрания учредителей от **/**/****.
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** №/з утверждена схема расположения земельного участка площадью 20004 кв.м., по адресу: .... (правая сторона), предназначенного для дачного строительства.
На основании постановления администрации Иркутского районного муниципального образования от **/**/**** № был утвержден акт выбора и обследования земельного участка, площадь 20004 кв.м., расположенного по адресу: ...., ....правая сторона), для дачного строительства – земли сельскохозяйственного назначения.
**/**/**** между Комитетом по управлению муниципальным имуществом .... муниципального образования и ДНТ «Путеец» был заключен договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, согласно которому ДНТ «Путеец» в безвозмездное срочное пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером № находящийся по адресу: ...., .... (правая сторона), для дачного строительства, площадью 20004 кв.м. Участок передан в безвозмездное срочное пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участком в собственность граждан – членов товарищества.
Установлено и материалами дела подтверждается, что из указанного земельного участка с кадастровым номером № был образован земельный участок с кадастровым номером №, распределенный протоколом общего собрания членов ДНТ «Путеец» от **/**/**** С.В.С., членство которого в ДНТ «Путеец» подтверждается представленной в материалы дела членской книжкой.
Согласно выписке с ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет **/**/****, площадь участка 2000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
Реализуя свое право, **/**/**** (входящий от **/**/****) С.В.С. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка по адресу: ...., ДНТ «Путеец», площадью 2000 кв.м., кадастровый №, в собственность за плату без проведения торгов.
Письмом Министерства имущественных отношений Иркутской области № от **/**/**** в предоставлении земельного участка было отказано со ссылкой на то, что правительство Иркутской области не уполномочено предоставлять земельные участки в собственность за плату, поскольку по информации Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае земельный участок с кадастровым номером №, из которого образован земельный участок с кадастровым номером № предположительно расположен в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет имени Е.А.А.» на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от **/**/**** №, распоряжения главы администрации Иркутской области от **/**/**** №-р «О передаче земель Иркутскому сельскохозяйственному институту», свидетельства от **/**/**** № общей площадью 1126 га (в том числе 716 га – сельхозугодий, 174 га – пашни, 426 га – сенокосов, 116 га – пастбищ, 410 га – прочих угодий).
Не согласившись с решением Министерства имущественных отношений Иркутской №, С.В.С., полагая свое право нарушенным, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая по существу требования истца, суд приходит к следующему выводу.
Как указывалось выше, согласно выписке из ЕГРН испрашиваемый С.В.С. земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка №, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования для дачного строительства. Факт образования спорного земельного участка из земельного участка, предоставленного для организации ДНТ «Путеец», подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: проектом организации и застройки, а также решениями органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка, акта выбора земельного участка, договором безвозмездного срочного пользования земельным участком от **/**/****, которые в установленном законом порядке до настоящего времени никем не оспорены.
Решение об отказе С.В.С. в предоставлении земельного участка в собственность, Министерство имущественных отношений Иркутской области основывает на сведениях Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае о наложении границ испрашиваемого С.В.С. земельного участка с землями ФГБОУВО «Иркутский аграрный университет имени Е.А.А.», носящих предположительный характер. При этом ссылается на решения о предоставлении земель Иркутскому сельскохозяйственному институту, принятые в 1992 году, не содержащие актуальной информации о границах указанных земельных участков.
Доказательств, подтверждающих факт нахождения испрашиваемого земельного участка на землях предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный университет имени Е.А.А.», Министерством имущественных отношений Иркутской области, а также привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае при разрешении настоящего гражданского дела также не представлено.
Напротив, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ФГБОУ ВО «ИрГАУ им. Е.А.А.» в лице представителя Д.А.А. в своем отзыве на иск указал, что земельный участок с кадастровым номером № не относится к земельным участкам, предоставленным в пользование ФГБОУ ВО «ИрГАУ им. Е.А.А.».
Оснований полагать, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № входит в земельный участок, предоставленный на праве бессрочного пользования ФГБУ «ИНИИСХ», на что ссылался представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае в своем отзыве, у суда также не имеется, доказательств этому в ходе рассмотрения дела не представлено.
Таким образом ссылка Министерства на принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям предоставленным ФГБОУ ВО «Иркутский аграрный университет имени Е.А.А.» не подтверждена доказательствами, а отказ в предоставлении земельного участка по указанным основаниям нарушает права и законные интересы С.В.С. на предоставление ему земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области о том, что истцу не было отказано в предоставлении земельного участка, а заявление было возвращено, противоречат основаниям, указанным в письме от **/**/**** №, в котором решение о возврате заявления не содержится.
Принимая во внимание, что Министерство имущественных отношений Иркутской области отказало С.В.С. в предоставлении земельного участка в собственность без законных на то оснований, без учета требований ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, суд полагает возможным требования истца С.В.С. в части признания незаконным отказа Министерства имущественных отношений Иркутской области № от **/**/**** по предоставлению в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ..... ДНТ «Путеец», участок №, кадастровый №, удовлетворить.
Следует отметить, что подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа. В данном случае, в качестве основания отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность Министерством имущественных отношений Иркутской области было указано только на то, что земельный участок с кадастровым номером №, из которого образован земельный участок с кадастровым номером №, предположительно расположен в границах земель, предоставленных ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет имени Е.А.А.», других оснований в качестве отказа в предоставлении земельного участка в собственность приведено не было. Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела представитель Министерства в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность стал также ссылаться на факт вхождения части земельного участка в пределы границ второго пояса СЗО Ершовского водозабора, что, по мнению суда, явно свидетельствует о том, что С.В.С. чинятся препятствия по реализации своего права, предусмотренного законом. Об этом свидетельствует также и то обстоятельство, что ранее, когда полномочиями по распоряжению земельными участками обладала администрация Иркутского районного муниципального образования, препятствий по предоставлению спорного земельного участка в собственность за плату не было, что объективно подтверждается имеющимся в материалах дела договором купли-продажи земельного участка №К от **/**/**** между администрацией Иркутского районного муниципального образования и С.М.В., впоследствии оспоренного в судебном порядке по причине нарушения прав С.В.С..
Доводы представителя ответчика о том, что поданное С.В.С. исковое заявление подлежит рассмотрению по правилам, предусмотренным КАС РФ, суд находит не состоятельными, исходя из того, что в рамках рассмотрения дела истцом помимо требований о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявлены требования о признании за ним права собственности на земельный участок, т.е. имеет место спор о праве.
Разрешая требований истца о признании за ним права собственности на земельный участок, суд оснований для удовлетворения требований в данной части не усматривает, поскольку с учетом вышеизложенного С.В.С. не лишен возможности получения указанного земельного участка в собственность за плату в соответствии с установленной законом процедурой. Суд в данном случае не вправе вмешиваться в компетенцию Министерства имущественных отношений Иркутской области, в том числе исходя из конституционного принципа разделения властей.
Позиция истца относительно того, что спорный земельный участок должен быть предоставлен ему в собственность бесплатно, исходя из того, что спорные правоотношения возникли в тот период времени, когда закон такое право предусматривал, основана на неверном толковании норм материального права. В ходе рассмотрения дела было установлено, что земельный участок, на который претендует истец, образован из земельного участка, предоставленного ДНТ «Путеец» после дня вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», тогда как в силу абз. 1 п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности условиям, указанным в абз. 2 - 5 п. 2.7 названной статьи. Такая совокупность условий в ходе рассмотрения настоящего дела не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования С.В.С. к Министерству имущественных отношений Иркутской области – удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Иркутской области № от **/**/**** по предоставлению С.В.С. в собственность земельного участка, расположенного по адресу: ..... ДНТ «Путеец», участок №, кадастровый №.
В удовлетворении исковых требований С.В.С. к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании за ним права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ...., ДНТ «Путеец», участок №, кадастровый № – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 24 декабря 2019 года.
Судья: О.В. Недбаевская