Решение по делу № 33-136/2021 от 10.12.2020

Председательствующий по делусудья Лоншакова Т.В. Дело № 33-136/2021                       (Дело в суде первой инстанции № 2-5354/2020)УИД 75RS0001-02-2020-007331-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.,

судей краевого суда Малолыченко С.В., Подшиваловой Н.С.,

при секретаре Воложанине С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Чите 4 февраля 2021 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района г.Читы в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр», Министерству здравоохранения Забайкальского края, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края о понуждении к совершению определенных действий,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края Панковой М.А.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 5 октября 2020 г., которым постановлено:

«Иск удовлетворить частично.

обязать ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр», Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами, оснастить акушерский дистанционный консультативный центр в соответствии со стандартами, установленными Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»; организовать в полном объеме оказание дистанционных видов консультативной помощи и организации экстренной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям при возникновении критических ситуаций, в том числе вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию».

Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора Центрального района г. Читы в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» оказывает первичную, в том числе доврачебную, врачебную и специализированную медико-санитарную помощь по акушерству и гинекологии. В нарушение действующего законодательства в учреждении не соблюдаются правила организации деятельности акушерского дистанционного консультативного центра с выездными бригадами для оказания неотложной медицинской помощи, в частности в структуре центра отсутствуют выездные анестезиолого-реанимационные акушерские бригады, структура и штатная численность акушерского дистанционного консультативного центра не предусматривает оказание круглосуточной консультативной помощи пациентам с акушерской и гинекологической патологией, оснащение центра не соответствует стандарту. Учреждение не осуществляет в полном объеме функцию по оказанию дистанционных видов консультативной помощи и организации экстренной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям при возникновении критических ситуаций, в том числе вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию. Указывая на то, что несоблюдение вышеуказанных правил влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь, прокурор просил суд обязать ответчиков организовать акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами, оснастить акушерский дистанционный консультативный центр в соответствии со стандартами, установленными Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»; организовать в полном объеме оказание дистанционных видов консультативной помощи и организации экстренной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям при возникновении критических ситуаций, в том числе вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию (т.1 л.д. 6-8).

5 октября 2020 г. судом постановлено приведенное решение о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований (т.1 л.д.196-199).

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края Панкова М.А. просит постановленное решение отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от <Дата> утверждены схемы маршрутизации беременных, рожениц и родильниц в медицинские организации III уровня (ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр», ГУЗ «Краевая клиническая больница»), акушерские стационары II уровня, на ГКУЗ «Забайкальский территориальный центр медицины катастроф» возложена обязанность оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, в том числе при медицинской эвакуации. Приказом от <Дата> /Од на базе ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» создан Координационный центр мониторинга беременных на территории Забайкальского края, который осуществляет консультативную помощь лечебным учреждениям края. Необходимости создания выездных анестезиолого-реанимационных бригад при консультативном центре не имеется, поскольку такие бригады существуют при ГКУЗ «Забайкальский территориальный центр медицины катастроф». Оказание экстренной неотложно помощи осуществляется посредством реанимобилей указанного учреждения и авиатранспорте ООО «<данные изъяты>». Указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательств, что в настоящее время на территории Забайкальского края нарушается право женщин на оказание медицинской помощи в соответствии с Приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н (т. 1 л.д. 76-79).

Представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в апелляционном порядке, в судебное заседание своего представителя не направил, об отложении слушания дела не заявил.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчиков Министерства здравоохранения Забайкальского края Панкову М.А., ГБУЗ «Забайкальский перинатальный центр» Епифанцева В.С., прокурора Дьячкову Ж.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений, влекущих отмену постановленного решения, судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона №323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Согласно ст. 52 Федерального закона № 323-ФЗ материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Частью 1 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

До 1 января 2021 г. вопросы оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» были урегулированы Порядком оказания медицинской помощи по профилю «Акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденным приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2020 № 868).

Пунктом 42 названного Порядка в разделе V «Порядок оказания медицинской помощи женщинам при неотложных состояниях в период беременности, родов и послеродовой период» приведен перечень основных состояний и заболеваний, требующих проведения мероприятий по реанимации и интенсивной терапии женщин в период беременности, родов и послеродовой период. К таким состояниям и заболеваниям отнесены: пре-и эклампсия, HELLP-синдром, ДВС-синдром, послеродовый сепсис, ятрогенные осложнения, пороки сердца, сахарный диабет, тяжелая анемия, острые нарушения мозгового кровообращения, кровоизлияния в мозг и т.д.

Для организации медицинской помощи, требующей интенсивного лечения и проведения реанимационных мероприятий, в акушерских стационарах создаются отделения анестезиологии-реаниматологии, а также акушерские дистанционные консультативные центры с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи

Правила организации деятельности акушерского дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения акушерского дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома определены приложениями № 13 - 15) (п.43 Порядка).

Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи, включая мероприятия по реанимации и интенсивной терапии, женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период осуществляется в два этапа: вне медицинской организации - осуществляется выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригадой для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, функционирующей в составе акушерского дистанционного консультативного центра, которая состоит из врачей-анестезиологов-реаниматологов, владеющих методами ургентной диагностики, реанимации и интенсивной терапии в акушерстве и гинекологии; врачей-акушеров-гинекологов, владеющих навыками хирургических вмешательств, и медицинских сестер-анестезистов, освоивших навыки оказания неотложной помощи в неонатологии и акушерстве и гинекологии, или в случае отсутствия выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригады для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи - бригадами скорой медицинской помощи (далее - СМП); в стационарных условиях - осуществляется в отделениях анестезиологии-реаниматологии медицинских организаций (п.45 Порядка).

При возникновении клинической ситуации, угрожающей жизни беременной женщины, роженицы или родильницы на уровне фельдшерско-акушерского пункта медицинский работник в экстренном порядке вызывает бригаду СМП и информирует администрацию соответствующей районной больницы о сложившейся ситуации (п.46 Порядка).

Дежурный администратор районной больницы организует консультативную помощь медицинскому работнику, оказывающему медицинскую помощь беременной женщине, роженице или родильнице с привлечением врачей-акушеров-гинекологов и врачей-анестезиологов-реаниматологов до времени прибытия бригады СМП и осуществляет подготовку подразделений медицинской организации к приему беременной женщины, роженицы или родильницы.

При поступлении беременной женщины, роженицы или родильницы в медицинскую организацию, после оценки тяжести состояния беременной женщины, роженицы или родильницы и установления предварительного диагноза, врач, оказывающий ей медицинскую помощь, сообщает о ситуации специалисту органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, курирующему службу родовспоможения, и в территориальный акушерский дистанционный консультативный центр для согласования объема медицинской помощи и вызова выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригады для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи (п.47 Порядка).

Выездная анестезиолого-реанимационная акушерская бригада для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи направляется для оказания специализированной анестезиолого-реанимационной помощи беременным женщинам, роженицам и родильницам с тяжелой акушерской и экстрагенитальной патологией, находящимся на лечении в акушерских стационарах первой и второй групп, для оказания медицинской помощи на месте, а также для транспортировки женщин, нуждающихся в интенсивной терапии в период беременности, родов и в послеродовой период, в акушерские стационары третьей А и Б группы (п.48 Порядка).

В приложении 13 Порядка «Правила организации деятельности акушерского дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома» (далее Правила) предусмотрено, что акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома (далее - акушерский дистанционный консультативный центр) организуется с целью оказания неотложной медицинской помощи и проведения реанимационных и лечебных мероприятий женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, в том числе во время транспортировки, и является структурным подразделением перинатального центра и родильного дома.

Основными функциями акушерского дистанционного консультативного центра являются: организация системы оказания медицинской помощи женщинам с угрожающими жизни заболеваниями или клиническими ситуациями, осложнившими течение беременности, родов и послеродового периода, осуществление оперативного, динамического контроля (дистанционного мониторинга) за состоянием здоровья женщин с осложненным течением беременности и родов; оказание круглосуточной консультативной помощи пациентам с акушерской и гинекологической патологией; организация перевода и транспортировки пациенток с высокой степенью риска материнской смертности, нуждающихся в интенсивной терапии, в отделение анестезиологии-реаниматологии с помощью выездной анестезиолого-реанимационной акушерской бригады для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи; обеспечение оперативной информацией (о количестве тяжелых больных, характере и степени тяжести выявленной патологии, результатах лечебно-диагностических мероприятий) руководства органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья; проведение анализа дефектов в оказании неотложной помощи женщинам в акушерских стационарах; ведение учетной и отчетной документации, предоставление отчетов о деятельности в установленном порядке, сбор данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством (пункт 7 Правил).

В приложении 14, 15 Порядка приведены рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения акушерского дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимациоными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома.

Из материалов дела следует, что ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» создано в целях обеспечения первичной специализированной и специализированной медицинской помощи населения Забайкальского края, совершенствования оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, акушерско-гинекологической помощи женскому населению Забайкальского края, совершенствования системы охраны и укрепления репродуктивного здоровья женского населения Забайкальского края, совершенствования оказания специализированной помощи новорожденным, в том числе с низкой и экстремально низкой массой тела (п. 2.1 Устава).

Медицинская помощь в учреждении осуществляется в виде первичной, в том числе доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи в условиях стационара (п.2.2 Устава).

Из материалов дела следует, что <Дата> в адрес ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» по результатам проведенной территориальным органом Росздравнадзора по Забайкальскому краю проверки было выдано предписание , пунктом 1 которого указано на необходимость устранения нарушений Правил организации деятельности акушерского дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи перинатального центра и родильного дома, утвержденных Приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572 н, в числе которых приведено отсутствие в структуре центра выездных анестезиолого-реанимационных акушерских бригад, несоответствие структуры и штатной численности акушерского дистанционного консультативного центра для оказания круглосуточной консультативной помощи пациентам с акушерской и гинекологической патологией, оснащение акушерского консультативного центра не в соответствии со стандартом.

Наличие допущенных нарушений Правил в ходе рассмотрения дела ответчиками ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр», Министерством здравоохранения Забайкальского края не оспаривалось.

Из акта проведенной Росздравнадзором по Забайкальскому краю внеплановой документарной проверки по исполнению предписания от <Дата> следует, что выявленные нарушения учреждением устранены не в полном объеме, однако, ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» предприняты исчерпывающие меры для выполнения предписания.

Так, в акте указано, что в связи с необходимостью дополнительного финансирования учреждением составлен расчет затрат, на организацию акушерского дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами, согласно которым сумма необходимых финансовых средств составляет <данные изъяты> <данные изъяты> руб. Согласно решению рабочей группы, заседание которой состоялось <Дата> в Министерстве здравоохранения Забайкальского края, финансирование центра должно осуществляться за счет средств ОМС, исключая оборудование стоимостью свыше <данные изъяты> руб. Учреждением направлены письма в адрес ТФОМС Забайкальского края от <Дата> , <Дата> с просьбой о разъяснении порядка финансирования, на что получен ответ о том, что порядок финансирования, а также тариф, который будет применяться при оплате медицинской помощи, оказанной центром, может быть определен после создания центра на основании соответствующих документов о его деятельности, утвержденных Министерством здравоохранения Забайкальского края. Вопрос об организации акушерского дистанционного консультативного центра с выездными акушерскими анестезиолого-реанимационными бригадами, проведением круглосуточного консультирования женщин и детей неоднократно озвучивался в 2020 г. на рабочих совещаниях, в том числе на Краевой научно- практической конференции акушеров-гинекологов в марте 2020 г.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1.11.2012 № 572 н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» на базе ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» создан Координационный центр мониторинга беременных на территории Забайкальского края (далее Координационный центр).

В соответствии с положением о Координационном центре, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Забайкальского края от <Дата> /ОД, центр создан на базе ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» и является структурным подразделениям акушерского дистанционного консультативного центра. Целью данного центра является оказание круглосуточной консультативной помощи (плановой и экстренной) специалистами родовспомогательных учреждений первого и второго уровней с формированием системы оперативного слежения и управления акушерской ситуацией и организацией своевременной практической помощи медицинскими организациями края, решение проблемы «трех задержек»: задержка в принятии решения о необходимости медицинской помощи, задержка в поступлении в медицинскую организацию, задержка в оказании адекватной помощи в медицинской организации. Задачами данного центра является формирование базы АИС «Мониторинг беременных», всех женщин, вставших на учет по беременности в женские консультации медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Забайкальского края, НУЗ «<данные изъяты>», своевременное решение вопросов планового и экстренного перевода и транспортировки женщин с высокой степенью перинатального и акушерского риска для обследования, лечения и родоразрешения в акушерских стационарах соответствующего уровня, осуществление дистанционного динамического наблюдения специалистами акушерского консультативного центра за состоянием здоровья беременных, родильниц и рожениц, нуждающихся в высокоспециализированном обследовании, интенсивной терапии и реанимации, координация взаимодействия и преемственности в работе медицинских организаций всех уровней, оказывающих плановую и экстренную медицинскую помощь беременных, роженицам и родильницам, формирование единого информационного пространства между специалистами медицинских организаций родовспоможения всех уровней с использованием современных средств электронной связи и IP- технологий в режиме реального времени, осуществление контроля качества акушерского дистанционного консультирования путем анализа дефектов ведения беременности, родов и послеродового периода у женщин с различными акушерскими ситуациями с предоставлением информации в Министерство здравоохранения Забайкальского края. Структура Координационного центра состоит из заведующего – врача акушера-гинеколога высшей квалификационной категории, подразделения плановой акушерской консультативной помощи – кураторов территории (врачей акушеров-гинекологов), подразделения мониторинга обращений с автоматизированной базой данных (средний медперсонал-координаторы), подразделений, являющихся специализированными организациями: ГУЗ «Краевая клиническая больница», ГУЗ «Клинический медицинский центр г.Читы», ГКУЗ «Забайкальский территориальный центр медицины катастроф», подстанция санитарной авиации ГАУЗ «Краевая больница № 4», ГУЗ «Станция скорой медицинской помощи».

В соответствии с данным Положением порядок взаимодействия Координационного центра с ГКУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» сводится к обеспечению последнему доступа в АИС «Мониторинг беременных» для координации взаимодействия по беременным группы высокого риска, предоставлению ГКУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» и подстанции санитарной авиации ГАУЗ «Краевая больница № 4» на электронный адрес Координационного центра информации о количестве обращений и выездов акушерско-анестезиолого- реанимационной бригады санитарной авиации в медицинские организации края для оказания экстренной медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, объему оказанной медицинской помощи и транспортировке пациентов в акушерские стационары II и III уровней.

Приложением 1 к приказу Министерства здравоохранения Забайкальского края от <Дата> /ОД определен график консультации и диспетчерского часа, согласно которому медучреждениям районов края назначен врач-консультант, день и время проведения консультации врачами- консультантами, время проведения диспетчерского часа.

Из вышеприведенного следует, что организация работы Координационного центра мониторинга беременных, его структура, оснащение не отвечает вышеприведенным Правилам, предусматривающим создание на базе акушерского стационара акушерских дистанционных консультативных центров с выездными анестезиолого-реанимационными бригадами для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи. Деятельность Координационного центра мониторинга беременных сводится к оказанию консультативной помощи (плановой и экстренной) специалистами родовспомогательных учреждений первого и второго уровней, управления акушерской ситуацией и организацией своевременной практической помощи медицинским организациям края, тогда как целью создания акушерских дистанционных консультативных центров является непосредственное оказание неотложной медицинской помощи и проведения реанимационных и лечебных мероприятий женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, в том числе, во время транспортировки.

Вопреки доводам жалобы ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края утверждение схем маршрутизации пациенток акушерско-гинекологического профиля Забайкальского края не свидетельствует о выполнении требований приказа Минздрава России и от <Дата> н., поскольку не подменяет необходимость организации акушерского дистанционного консультативного центра в соответствии с Правилами.

Установив вышеуказанные обстоятельства, связанные с неисполнением ответчиком ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр» обязанности по оказанию медицинской помощи в соответствии с установленным Порядком, нарушающее права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи, суд первой инстанции верно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований и возложении на ответчиков соответствующих обязанностей.

При этом доводы жалобы ответчика о том, что права женщин на оказание медицинской помощи в соответствии с организованным в настоящее время Порядком не нарушаются, приняты быть не могут.

Положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предписано организация медицинской помощи в соответствии с установленным порядком, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации, оснований для иного законом не предусмотрено.

В целом, судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установил их достаточно полно и объективно, дал им надлежащую правовую оценку. Вместе с тем, следует учесть следующее.

В силу требований ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции руководствовался Порядком оказания медицинской помощи женщинам при неотложных состояниях в период беременности, родов и послеродовой период, утвержденным приказом Минздрава России от 1.11.2012 № 572н, который действовал до 01.01.2021 и утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2020 № 868. Приказом Минздрава России от 20.10.2020 № 1130н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», который предусматривает существенные изменения в организации медицинской помощи, требующей интенсивного лечения и проведения реанимационных мероприятий.

Пунктом 39 раздела V данного Порядка предусмотрено, что для организации медицинской помощи, требующей интенсивного лечения и проведения реанимационных мероприятий, в акушерских стационарах создаются отделения анестезиологии-реаниматологии, а также акушерские дистанционные консультативные центры, а также выездные бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации.

Правила организации деятельности акушерского дистанционного консультативного центра перинатального центра и родильного дома и выездных бригад скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, рекомендуемые штатные нормативы и стандарт оснащения акушерского дистанционного консультативного центра перинатального центра и родильного дома и выездных бригад скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, определены приложениями N 26 - 31 к настоящему Порядку.

Приложением 29 к Порядку «Правила организации деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи анестезиологии- реанимации для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи» предусмотрено, что выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и при гинекологической патологии (далее - выездная бригада) может являться структурно-функциональной единицей акушерского дистанционного консультативного центра в составе акушерского стационара третьей группы (уровня) или в составе медицинских организаций, на которые возложены функции обеспечения скорой специализированной (санитарной, санитарно-авиационной) или службы медицины катастроф.

Выездная бригада скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации состоит из врачей - анестезиологов-реаниматологов, владеющих методами ургентной диагностики, реанимации и интенсивной терапии в акушерстве и гинекологии; врачей - акушеров-гинекологов, владеющих навыками хирургических вмешательств при неотложных ситуациях в акушерстве и гинекологии, и медицинских сестер-анестезистов, освоивших навыки оказания неотложной помощи в акушерстве и гинекологии.

Таким образом, действующий в настоящее время Порядок оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» позволяет организовать выездные бригады в составе медицинских организаций, на которые возложены функции обеспечения скорой специализированной (стационарной, санитарно-авиационной) помощи или службы медицины катастроф. При этом, на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья возлагается обязанность определить количество выездных бригад, порядок взаимодействия медицинских организаций субъекта Российской Федерации, региональных центров Всероссийской службы медицины катастроф, подразделений по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и медицинских организаций, на которые возложены функции обеспечения скорой специализированной (санитарной, санитарно-авиационной) медицинской помощи с акушерскими дистанционными консультативными центрами по обеспечению выездных бригад скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации санитарным транспортом соответствующего оснащения (п. 4 Правил организации деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи анестезиологии- реанимации для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи).

Как установлено в ходе рассмотрения дела и на что обоснованно в своей апелляционной жалобе ссылается ответчик, такие выездные бригады организованы при ГКУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф».

Из поступивших в ходе рассмотрения дела документов усматривается, что клинический отдел ГКУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» предусматривает наличие штатных единиц врачей акушеров- гинекологов, врачей анестезиологов- реаниматологов, оснащение выездной бригады необходимым медицинским оборудованием.

На наличие каких-либо нарушений при организации выездных бригад при ГКУЗ «Забайкальский Территориальный центр медицины катастроф» в ходе рассмотрения дела прокурор не ссылался.

При таких данных, принимая по внимание изменившийся Порядок оказания медицинской помощи женщинам при неотложных состояниях в период беременности, родов и в послеродовый период, в целях исполнения принятого судом решения, судебная коллегия полагает возможным частично изменить вынесенное по делу решение, исключив из резолютивной части указание о возложении на ответчиков ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать акушерский дистанционный консультативный центр с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края - без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Читы от 5 октября 2020 г. частично изменить.

Изложить абзац 2 резолютивной части решения суда в следующей редакции:

Обязать ГБУЗ «Забайкальский краевой перинатальный центр», Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать акушерский дистанционный консультативный центр, оснастить акушерский дистанционный консультативный центр в соответствии со стандартами, установленными Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология»; организовать в полном объеме оказание дистанционных видов консультативной помощи и организации экстренной и неотложной медицинской помощи женщинам и детям при возникновении критических ситуаций, в том числе вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию.

Председательствующий:                  Е.В. Чайкина

Судьи:                               Н.С. Подшивалова

                                   С.В. Малолыченко

33-136/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Заместитель прокурора Центрального района г. Читы
Ответчики
ГБУЗ Забайкальский краевой перинатальный центр
Департамент госимущества и земельных отношений Забайкальского края
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Подшивалова Надежда Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
11.12.2020Передача дела судье
12.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
04.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее