Дело № 12-36/2024
25RS0010-01-2024-000062-50
Р Е Ш Е Н И Е
«16» апреля 2024 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Транснефть – Порт Козьмино» Клеянкина Дмитрия Петровича на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-04-155/2023 от 20 декабря 2023 года о привлечении юридического лица – ООО «Транснефть – Порт Козьмино» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
20 декабря 2023 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора вынес постановление о привлечении юридического лица – ООО «Транснефть – Порт Козьмино» к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначил наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
С данными постановлениями не согласился генеральный директор Общества, им подана жалоба.
В судебном заседании защитник заявителя (по доверенности) Бреус А.В. пояснила, что Обществу ранее по результатам внеплановой документальной проверки, проводимой Росприроднадзором, выдано предписание от 24 февраля 2022 года № 15-74-КНД/2022 получить в установленном порядке положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах в срок до 24 мая 2022 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение, в отношении которого предусмотрена правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента установления указанного срока.
Таким образом, срок привлечения ООО «Транснефть – Порт Козьмино» к административной ответственности истек 25 мая 2023 года.
Обществу отказано в прекращении производства по делу в связи с тем, что на момент возбуждения дела, действующих представлений прокурора либо предписаний должностного лица о возложении обязанности на Общество по установлению выявленного нарушения нет. Таким образом, согласно выводам гос. инспектора, выявленное 07 июня 2023 года Находкинской транспортной прокуратурой правонарушение, является длящимся, со сроком давности привлечения к административной ответственности 1 года, а именно до 07 июня 2024 года.
Новые обстоятельства нарушения Обществом законодательства на выявлено. Установлено одно, что ООО «Транснефть – Порт Козьмино» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах в отсутствие государственной экологической экспертизы.
Кроме того, ООО «Транснефть – Порт Козьмино» повторно привлечено к административной ответственности за невыполнение требований законодательства.
Постановлением Росприроднадзора № 15-962/2021 от 23 декабря 2021 года Общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Однако, данный факт был отклонен в связи с тем, что факт осуществления деятельности во внутренних морских водах установлен прокуратурой 07 июня 2023 года после проверки, проводимой контрольным органом – Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора в отношении Общества в период с 07 октября 2021 года по 29 октября 2021 года и 24 февраля 2023 года.
Инспектором не учтено, что основанием для возбуждения дела Находкинской транспортной прокуратурой послужили данные предоставленные Росприроднадзором.
Кроме того, утверждение о том, что отсутствует проектная документация на строительство и реализацию производственного комплекса (причала), расположенного в порту Восточный.
Причальные устройства СпецМорНефтеПорт «Козьмино» построены в рамках строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО–I и ВСТО-II) и реализованы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - Заключение).
Заключение на объекты первой очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО–I) утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 года № 644, по объектам второй очереди ВСТО-II утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02 апреля 2009 года № 221.
В состав документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, входили, в том числе, и материалы, обосновывающие намечаемую хозяйственную деятельность Общества, связанную с подачей нефти на нефтеналивные суда у причальных сооружений.
Со стороны Общества приняты все меры к исполнению предписаний Росприроднадзора от 29 октября 2021 № 15-882-КНД/2021 и от 24 февраля 2022 года № 15-74-КНД/2022 в части получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах. Между ООО «Транснефть – Порт Козьмино» и ООО «Нии Транснефть» заключен договор на оказание услуг по разработке материалов обоснования хозяйственной деятельности. Плановая дата получения государственной экологической экспертизы 22 октября 2024 года.
На основании изложенного, защитник просит производство по делу прекратить.
Законный представитель Общества в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрении дела в его отсутствие не заявлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного органа (по доверенности) Соловьев С.В. и помощник транспортного прокурора г. Находка Кичигин А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы и прекращения производства по делу, считая доводы жалобы основанными на неверном толковании закона. Просили жалобу оставить без удовлетворения, а постановление без изменения.
Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться, в том числе на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 33 Закона об охране окружающей среды экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза как установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; она основывается на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной, иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (статьи 1 и 3 Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
В судебном заседании установлено, что ООО «Транснефть – Порт Козьмино» на территории морского порта Восточный осуществляет использование двух гидротехнических сооружений – причала № 1 и № 2. Основная цель – транспортная обработка грузов.
За период с 01 января 2022 года по 06 июня 2023 года к портовым гидротехническим сооружениям осуществлен подход судов в количестве 506 единиц.
Количество перегруженной нефти за период с 01 января 2022 года по 06 июня 2023 года составило 53 010 тонн.
ООО «Транснефть – Порт Козьмино» включено в реестр операторов морских терминалов в морском порту Восточный, является оператором морского терминала.
На момент проведения проверки у ООО «Транснефть – Порт Козьмино» отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации.
По мнению суда, вывод должностного лица административного органа о наличии состава и вины ООО «Транснефть-Порт Козьмино» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП Российской Федерации, является обоснованным, так как факт нарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вынося оспариваемое постановление, административный орган обосновано исходил из того, что согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
В силу статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Частью 3 статьи 34 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" к объектам государственной экологической экспертизы отнесены проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Таким образом, из приведенной нормы следует, что любая планируемая хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море может осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Установленные должностным лицом административного органа обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеуказанные доказательства, не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, получены с соблюдением процессуальных требований и свидетельствуют о том, что дело рассмотрено с соблюдением положений ст. 24.1 КоАП Российской Федерации.
Оценка доказательствам по делу дана на основании и с учётом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, всесторонне, полно и объективно исследованных в ходе рассмотрения дела, оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела не имеется.
Привлекая ООО «Транснефть-Порт Козьмино» к административной ответственности должностное лицо исходило из того, что осуществляемая Обществом деятельность, входит в перечень объектов государственной экологической экспертизы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Законе N 155-ФЗ.
Согласно положениям статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
С учетом указанного, любая планируемая хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, и все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Так как, ООО «Транснефть-Порт Козьмино» осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах по перевалке грузов, не имея положительного заключения государственной экологической экспертизы, то Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о привлечении к административной ответственности за пределами срока давности, так как согласно предписания от 24 февраля 2022 года № 15-74-КНД/2022 установлен срок для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах до 24 мая 2022 года, следовательно, срок привлечения ООО «Транснефть – Порт Козьмино» к административной ответственности истек 25 мая 2023 года, основан на неверном толковании законодательства, поскольку данным предписанием установлен срок его исполнения, а не срок привлечения к административной ответственности.
Довод защиты о том, что Общество повторно привлечено к административной ответственности за невыполнение требований законодательства об обязанности проведения государственной экологической экспертизы также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-962/2021 от 23 декабря 2021 года ООО «Транснефть – Порт Козьмино» действительно было привлечено к административной ответственности по ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Находкинского городского суда от 21 апреля 2022 года, вступившим в законную силу 12 декабря 2022 года обжалуемое постановление было оставлено без изменения, что является отягчающим обстоятельством по делу.
Кроме того, это не исключает возможность привлечения к ответственности за совершение административного правонарушения в случае, если предписанная законом обязанность не была выполнена указанным лицом, поскольку факт привлечения к ответственности не прекращает правонарушение, что следует и из приведенной судом в решении позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5, Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 марта 2007).
Продолжение использования Обществом портовых гидротехнических сооружений в хозяйственной деятельности не исключает необходимость проведения государственной экологической экспертизы, в противном случае цели государственной экологической экспертизы не будут достигнуты.
Таким образом, осуществление ООО «Транснефть-Порт Козьмино» работ во внутренних морских водах акватории морского порта без положительного заключения государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности является нарушением требований части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", частей 1, 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
Доказательств невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлено.
Вина ООО «Транснефть-Порт Козьмино» в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного по ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации, полностью доказана и его действия по данной статье административным органом квалифицированы верно.
Оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемом постановлении, не имеется, и поводы к отмене постановления отсутствуют, наказание Обществу назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП Российской Федерации минимальное, в соответствии с санкциями ст. 8.4 ч. 1 КоАП Российской Федерации, и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.
Доводы жалобы правильность выводов административного органа не опровергают и основанием для освобождения АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» от административной ответственности не являются.
Наказание назначено Обществу в пределах санкции статьи 8.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным, обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости назначенного наказания.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятого по делу акта, в ходе производства по делу не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=941E8543673DF84C333560200B2B880B7A2A2233CD13C116004097C9110377F7223AC121AD4F7D68u9G9X 30.7 КоАП Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ № 15-04-155/2023 ░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ «░░░░░░░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 8.4 ░. 1 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 100 000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░