24RS0№-05
������������������������
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2024 года <адрес>
Лесосибирский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пупковой Е.С.,
при секретаре Шабалиной О.В.,
с участием истцов Матвеева С.А., Прокопович Е.А.,
третьего лица Матвеева Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Матвеева ФИО8, Прокопович ФИО7 к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Матвеев С.А., Прокопович Е.А. обратились в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию <адрес> предоставить им в общедолевую собственность, равнозначное жилое помещение, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям <адрес>, отвечающим установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в черте <адрес>, взамен жилого помещения, признанного аварийным, непригодным для проживания и подлежащего сносу по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивируют тем, что истцы являются собственниками в равных долях (по ? доли) в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В указанном жилом помещении проживает Матвеев Н.А., являющийся родным братом истцов, <данные изъяты>, для которого данное жилое помещение является единственным.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> в <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу; включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы», утвержденную Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Письмом Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в предоставлении жилого помещения на основании того, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу Матвеев С.А. и Прокопович Е.А. не являлись его собственниками, квартира была приобретена в собственность после признания дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем, по мнению ответчика, им положена денежная выплата. Также в письме администрации <адрес> указана недостоверная информация о наличии в собственности жилого помещения у Матвеева С.А. по адресу: <адрес>. Указанное жилье в собственности у Матвеева С.А. отсутствует.
На выплату возмещения истцы не согласны. Полагают, что данная позиция ответчика не соответствует требованиям действующего законодательства, ответчик незаконно отказывает истцам в предоставлении жилого помещения, нарушая их конституционные права.
Истцы Матвеев С.А., Прокопович Е.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивали, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердили. На вопросы суда пояснили, что данное жилое помещение было приобретено ими специально для проживания брата Матвеева Н.А., исключительно из наличия материальной возможности и в районе проживания истца Матвеева С.А., поскольку за братом необходим присмотр. При приобретении данного жилого помещения, понять, что оно является аварийным, истцы не могли, специальными познаниями не обладают.
Третье лицо Матвеев Н.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель Администрации <адрес>, о дате, месте и времени рассмотрения дела, извещен надлежащим образом (л.д.26), ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Согласно письменным возражениям (л.д.31-32), истцы Матвеев С.А., Прокопович Е.А., являются собственниками в равных долях (по ? доли) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Обозначенный жилой дом признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу на основании распоряжения администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ, включен в адресную программу на 2019-2025 годы. Постановление об «изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу» подготавливается к моменту расселения граждан. В данный момент постановление разрабатывается. У Матвеева С.А., Прокопович Е.А. право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме возникло после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем у администрации <адрес> отсутствуют основания для изъятия жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения. У Матвеева С.А. на дату признания многоквартирного дома аварийным, имелось в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.. При изъятии квартиры положена выплата возмещения. Матвеев С.А., Прокопович Е.А. малоимущими не признаны, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Полагает, что по указанным основаниям, иск не подлежит удовлетворению, кроме того, срок расселения еще не наступил.
Представитель третьего лица Комитета по управлению муниципальной собственностью <адрес> о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 27), в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении суду не представил.
С учетом обстоятельств дела, отсутствия ходатайств участников производства по делу об отложении судебного заседания в силу каких-либо объективных причин, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьёй 167 ГПК РФ.
Заслушав истцом, третье лицо, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Граждане, имеющие в личной собственности жилой дом, квартиру, пользуются им для личного проживания и проживания для членов их семей.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В судебном заседании установлено, что истцы Матвеев С.А., Прокопович Е.А., являются собственниками жилого помещения – квартиры, общей площадью 41,8 кв.м., по адресу: <адрес>А, <адрес> (по 1/2 доли каждый), что подтверждается договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), выпиской из ЕГРН (л.д.91-92).
Согласно заключению по результатам технического обследования строительных конструкций на возможность дальнейшей безопасной эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>А, от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом в целом не соответствует требованиям нормативно-технической документации; общее состояние конструкций жилого дома оценено как недопустимое; физический износ жилого дома на момент проведения обследования составляет 70%, что указывает на его аварийное состояние несущих и ограждающих конструкций (согласно ведомости и повреждений), что свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого дома), жилой дом признан аварийным, не подлежащим ремонту и реконструкции, а также подлежит выводу из эксплуатации (сносу) (л.д.35-80).
Распоряжением Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес>А <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено произвести отселение жильцов из аварийных и подлежащих сносу домов до ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.33-34).
Согласно выписке из домовой книги, финансово-лицевого счета, в спорном жилом помещении на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ состоит Матвеев Н.А. (л.д.18), Матвееву Н.А. установлена инвалидность третьей группы, бессрочно (л.д.11).
ДД.ММ.ГГГГ истцами Матвеевым С.А., Прокопович Е.А. были подписаны обязательства, согласно которым выбран способ переселения из аварийного жилищного фонда – предоставление другого жилого помещения в новом построенном доме в <адрес> (л.д.81-82).
Истцы на дату признания спорного жилого дома аварийным и подлежащим сносу не являлись собственниками жилого помещения – <адрес>.
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на ДД.ММ.ГГГГ», переселение граждан в рамках проекта «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>». Планируемая дата окончания переселения – ДД.ММ.ГГГГ.
По общему правилу, жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно части 8.1 статьи 32 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно части 8.2 статьи 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.
В силу частей 1 и 3 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения его в действие. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 473-ФЗ, которым в Жилищный кодекс Российской Федерации введены части 8.1, 8.2 статьи 32, вступил в силу, согласно содержащейся в нем статьи 3, со дня его официального опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, пунктом 1 статьи 10 ГК РФ установлена недопустимость действий граждан и юридических лиц исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
По смыслу вышеприведенных норм, добросовестным поведением является поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.
Обязательства публично-правовых образований обеспечить права собственников помещений в связи с признанием дома аварийным и его сносом не могут быть использованы заинтересованными лицами в целях их обогащения. Данный правовой подход и был закреплен в частях 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, указано на необходимость произвести отселение жильцов до 2021 года. Иного срока нормативно не установлено, доказательств обратного, суду, вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ, не представлено.
При этом в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2019-2025 годы», указанный дом включен в марте 2019 года, срок отселения определен в данной программе – до ДД.ММ.ГГГГ.
Администрацией <адрес> в адрес Матвеева С.А.. Прокопович Е.А. ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо, согласно которому многоквартирный <адрес> в установленном порядке признан аварийным и подлежащим сносу на основании Распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> 8.2 статьи 32 ЖК РФ вступила в силу ДД.ММ.ГГГГ, при этом Федеральный закон №473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Право на предоставление дополнительной меры поддержки истцы не имеют, поскольку право собственности возникло после признания дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, у Матвеева С.А. имелось иное жилое помещение пригодное для проживания. При изъятии жилого помещения положена выплата возмещения (л.д.19).
Администрацией <адрес> в ответе на обращение истца указано именно на отсутствие оснований предоставить им в рамках указанной программы жилое помещение, а указано о выплате денежного возмещения, при этом истцами выбран способ – предоставление жилого помещения (о чем подписано соответствующее обязательство).
Довод ответчика о том, что срок предоставления жилого помещения не наступил (ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, права истцов не нарушены, являются несостоятельными по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилое помещение истцов и дом в котором оно находится, признаны аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу еще в 2015 году. При этом указано на недопустимый уровень надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций, также указано о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации жилого дома.
Начиная с 2017 года (даты приобретения жилого помещения) до настоящего времени (между тем, срок отселения установлен до 2021 года), истцы не отселены, жилое помещение, отвечающее всем необходимым требованиям им не предоставлено, что влечет нарушение их жилищных прав, которые они по вине ответчика не могут реализовать в разумный срок.
Закон в данном случае не ставит реализацию и защиту жилищных прав в зависимость от даты признания дома аварийным и подлежащим сносу и даты начала действия новой программы по переселению граждан из аварийного жилья.
При этом речь не идет о внеочередном предоставлении истцу жилого помещения.
Таким образом, поскольку дом, в котором расположено спорное аварийное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, суд приходит к выводу, что к спорным правоотношениям не могут применяться положения частей 8.1 и 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма была введена в действие после приобретения истцами права собственности на жилое помещение и начала процедуры расселения, в связи с чем, право выбора способа реализации жилищных прав принадлежит собственникам изымаемого жилого помещения, с учетом выраженного волеизъявления истца на предоставление им в собственность равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, учитывая фактическую реализацию в настоящее время программы по расселению рассматриваемого многоквартирного дома, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.
Таким образом, совокупность приведенных норм в их системном единстве предполагает, что изъятие жилого помещения, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с предоставлением иного жилого помещения, должно рассматриваться, как один из способов прекращения права собственности. Одновременно, изъятие жилого помещения и земельного участка представляет собой способ возникновения права собственности у соответствующего муниципального образования.
Таким образом, после предоставления Матвееву С.А., Прокопович Е.А., равнозначного жилого помещения, подлежит прекращению право собственности Матвеева С.А., Прокопович Е.А. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> признание за муниципальным образованием <адрес> право собственности на указанное жилое помещение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на Администрацию <адрес> обязанность предоставить в общую равнодолевую собственность (по 1/2 доли в праве) Матвееву ФИО10 Прокопович ФИО9, взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, другое равнозначное жилое помещение, площадью не менее 41,8 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, расположенное в пределах <адрес> края, благоустроенное применительно к условиям <адрес>.
Прекратить право общей долевой собственности Матвеева ФИО11, Прокопович ФИО12 по 1/2 доли в праве каждого, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Матвееву ФИО14 Прокопович ФИО13 в общую равнодолевую собственность равнозначного жилого помещения.
Признать за муниципальным образованием <адрес> право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления Матвееву ФИО15, Прокопович ФИО16 в общую равнодолевую собственность равнозначного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.
Председательствующий Е.С. Пупкова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.