Дело УИД 42RS0018-01-2022-001950-04
Производство №2-1423/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Новокузнецк 21 декабря 2022 года
Орджоникидзевский районный суд города Новокузнецка Кемеровской области в составе председательствующего судьи Клюева Н.А.,
с участием помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Новокузнецка Карманова М.А.,
при секретаре Касимовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новокузнецка Кемеровской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью "Детский Центр Мамина Радость", Янецен Наталье Юрьевне о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Новокузнецка, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Детский Центр Мамина Радость" о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Новокузнецка проведена проверка по обращению ФИО4, выявлены нарушения в Детском центре Мамина радость, который принадлежит ООО «Детский центр Мамина радость» и оказывает услуги по дневному уходу за детьми, не отвечающие требования пожарной безопасности. Установлено, что место регистрации и нахождение юридического лица ООО «Детский центр Мамина радость» по адресу ул.....г..... место осуществление деятельности юридического лица по адресу гул.....г...... К дополнительному виду деятельности ООО «Детский центр Мамина радость» согласно выписке из ИГРЮЛ от .. .. ....г. относится «предоставление услуг по дневному уходу за детьми». Решением №... единственного участника ООО «Детский центр Мамина радость» от .. .. ....г. Янцен Н.Ю. директором ООО «Детский центр Мамина радость» назначена Янцен Наталья Юрьевна. В ходе рассмотрения обращения установлен факт отсутствия второго эвакуационного выхода из помещения Детского центра Мамина радость, что подтверждается мерами Отдела надзорной деятельности ул.....г....., а именно: .. .. ....г. на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки, проведено контрольное (надзорное) мероприятие в отношении ООО «Детский центр Мамина радость» по результатом которого выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности №... от .. .. ....г., а именно: -в помещениях детского центра (Ф1.1) отсутствует обособленный эвакуационный выход (ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст.53 89 Федерального закона от .. .. ....г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.1.3 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы). Срок устранения .. .. ....г.. За допущенные нарушения требований пожарной безопасности директор ООО «Детский центр Мамина радость»Янцен Н.Ю. постановлением по делу об административном правонарушении №... от .. .. ....г. привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КРФ об АП. На текущую дату предписание об устранении нарушений пожарной безопасности №... от .. .. ....г. не выполнено. Неисполнение требований государственного пожарного надзора, направленных на обеспечение пожаробезопасного состояния препятствует предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, находящихся под присмотром в помещении по адресу ул.....г...... Ответственность за неисполнение требований пожарного законодательства по вышеуказанному факту возложена на директора ООО «Детский центр Мамина радость» Янцен Наталью Юрьевну. До настоящего времени законными представителями несовершеннолетних не были предъявлены иски в защиту интересов своих детей, пребывающих в данном учреждении, несмотря на противопожарное неблагополучие помещения Детского центра Мамина радость. Меры к устранению недостатков до настоящего времени не приняты, дети продолжают находиться в условиях в нарушение Правил пожарной безопасности. Интересы детей остаются незащищенными до настоящего времени.
Просит суд обязать Общество с ограниченной ответственностью «Детский Центр Мамина Радость», расположенное по адресу: ул.....г..... городе Новокузнецке, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности вДетском центре Мамина радость, по месту осуществления деятельности по адресу: ул.....г..... (по месту пребывания воспитанников), а именно:
-предусмотреть и обеспечить наличие второго эвакуационного выхода из помещений в соответствии с требованиями ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст.6, ст. 53, 89 Федерального закона от .. .. ....г. №...-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. .. .. ....г. Свода правил 1.13130.200 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ООО «Детский центр Мамина радость» срок для исполнения обязательств.
Определением суда от .. .. ....г. по ходатайству стороны ответчика, с согласия истца к участие в деле в качестве ответчика привлечена Янцен Н.Ю. как собственник помещения, в котором осуществляет деятельность ООО «Детский центр Мамина Радость».
Представитель истца помощник прокурора ул.....г.....ФИО5действующий на основании служебного удостоверения и поручения (л.д.87)в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные доводам искового заявления, дополнительно суду пояснил, что судом правильно установлен круг ответчиков по настоящему делу,так как собственник и юридическое лицо являются лицами, ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответчик Янцен Н.Ю. о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, причина неявки суду не известна, направила представителя. Представитель ответчика Янцен Н.Ю. – ФИО6, действующий на основании доверенности от .. .. ....г. (л.д.135) возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, суду пояснил, что к участию в деле необходимо привлечь в качестве соответчика ТСЖ «Кузнецкстроевское» поскольку, для проведения реконструкции в общем имуществе многоквартирного дома необходимо получить согласие всех собственников многоквартирного жилого дома, т.е. в последующем любой собственник может обжаловать действия ответчика по установлению второго эвакуационного выхода. Устранить нарушение требований пожарной безопасности не возражали.
Представитель ответчика ООО "ДЦ Мамина Радость" ФИО7, действующая на основании доверенности от .. .. ....г. (л.д.135), в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, суду пояснила, что ООО "Детский центр Мамина радость" не является надлежащим ответчиком по делу, так как не является собственником многоквартирного дома. Соответственно, ООО "Детский центр Мамина радость" не может провести реконструкцию в общем имуществе многоквартирного дома.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы ул.....г..... и ул.....г..... УНДПР ГУ МЧС России по КОФИО8, действующая на основании доверенности от .. .. ....г. (л.д.102)в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно суду ничего не пояснила.
Представитель третьего лица ТСЖ «Кузнецкстроевское» ФИО9, действующая на основании доверенности от .. .. ....г. (л.д.125) о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя, представила письменное ходатайство, в котором поддержала исковые требования в полном объеме (л.д.124).
Суд, выслушав, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994г. №...- ФЗ «О пожарной безопасности», Постановлением Правительства Российской Федерации от .. .. ....г. №... утверждены Правила противопожарного режима Российской Федерации (ППР в РФ).
В соответствии с ч.3 ст. 4 Федерального закона от .. .. ....г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее Закон N 123-ФЗ) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;
2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, а так же при условии, что пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом
Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий (статья 51 Закона N 123-ФЗ).
Согласно ст. 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.
Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст.89 Закона N 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
Согласно п. 5.1.3 Свода правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" утвержденные Приказом МЧС России от .. .. ....г. N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 общие требования к объектам, предназначенным для постоянного проживания и временного пребывания людей класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны иметь не менее двух эвакуационных выходов из помещения, предназначенного для одновременного пребывания более 10 человек.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В силу ч.ч. 1,3 ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующем законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица и иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 3, 20, 34 Федерального закона от 21.12.1994г. №...- ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН .. .. ....г.) Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности, здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
На основании ст.98 Федерального закона от .. .. ....г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица, организаций несут ответственность за обеспечение реализации гарантий и соблюдение прав и свобод в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В соответствии со ст.41 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует и несет ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан.
Судом установлено, что согласно выписке ЕГРЮЛ Общество с ограниченной ответственностью «Детский Центр Мамина Радость»местом регистрации и нахождение юридического лица является адрес:ул.....г..... местом осуществление деятельности юридического лица является адрес:ул.....г.....
К дополнительному виду деятельности ООО «Детский центр Мамина радость» относится «предоставление услуг по дневному уходу за детьми» (л.д.73-76).
Решением №... единственного участника ООО «ДЦ Мамина радость» Янцен Н.Ю. от .. .. ....г. утвержден устав ООО «ДЦ Мамина Радость». Решением №... единственного участника ООО «ДЦ Мамина Радость» от .. .. ....г. Янцен Н.Ю., директором ООО «ДЦ Мамина Радость» назначена Янцен Наталья Юрьевна.
Согласно, представленным договорам, заключенным между ООО «Детский центр Мамина Радость» в лице директора Янцен Н.Ю. и родителями детей, принятых в Детский центр Мамина радость, последний обязуется обеспечить охрану жизни и здоровья ребенка, его интеллектуальное, физическое и личностное развитие, развитие его творческих способностей и интересов в период пребывания их в Детский центр Мамина радость (пункта 1.2 л.д.38-55).
.. .. ....г. прокуратурой ул.....г..... проведена проверка ООО «Детский центр Мамина Радость» по обращению гражданина ФИО4, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки, проведено контрольное (надзорное) мероприятие, по результатам которого выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки было выявлено нарушение требований пожарной безопасности:
-в помещениях детского центра (Ф1.1) отсутствует обособленный эвакуационный выход (ч.3 ст.4, п.2 ч.1 ст.53 89 Федерального закона от .. .. ....г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.5.1.3 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы).
По результатам проверки ООО «Детский центр Мамина Радость», директору Янцен Н.Ю. выдано предписание №... от .. .. ....г., с требованием устранить вышеуказанные нарушения, установлен срок устранения нарушения требования пожарной безопасности .. .. ....г. (л.д.25-26).
Выявленные нарушения сторонами не оспаривались. Наличие данных нарушение не опровергалось представителями ответчиков в судебных заседаниях.
.. .. ....г. государственным инспектором Новокузнецкого городского округа и Новокузнецкого муниципального района по пожарному надзору возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КРФ об АП в отношении должностного лица Янцен Н.Ю., директора ООО «Детского Центра Мамина Радость», постановлением №... от .. .. ....г. назначено административное наказание в виде штрафа (л.д.68,72).
В ходе судебного следствия установлено, что нарушения, выявленные в ходе проведении внеплановой выездной проверки Прокуратурой ул.....г....., директором ООО «Детский центр Мамина Радость» Янцен Н.Ю. в срок указанный в представлении №... от .. .. ....г..не устранены, второй обособленный эвакуационный выход не выполнен.
Согласно представленных в материалы дела договоров, заключенных между ООО «Детский центр Мамина радость» и физическими лицами (л.д.38 – 56) детский центр (ответчик) обязуется зачислить детей в группы на полный день в будние дни. В материалы дела представлены договоры в отношении 11 детей. Договоры заключены в период с .. .. ....г. по .. .. ....г., срок окончания действия договор не определен сторонами.
Согласно табелей посещаемости детей за июль –сентябрь 2022 года ( л.д. 36, 56-57) ООО «Детский центр Мамина радость» на постоянной основе посещали не менее 10 детей.
Таким образом, в ООО «Детский центр Мамина радость» эксплуатировал помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 10 человек (не включая персонал центра), в виду чего требования пожарной безопасности, установленные п.5.1.3 Свода правил 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы распространяются на помещение, в котором осуществляет деятельность ООО «Детский центр Мамина радость» по адресу: ул.....г....., собственником которого является Янцен Наталья Юрьевна (л.д.104).. Данное помещение передано в пользование ООО «Детский центр Мамина радость» на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещение от .. .. ....г..
Согласно ст. 38 Федерального закона от .. .. ....г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, таким образом судом установлено, что Янцен Н.Ю. и ООО «Дестцкий центр Мамина Радость» являются лицами, ответственными за соблюдение противопожарного режима и требований пожарной безопасности при использовании нежилого помещения по адресу: ул.....г..... в качестве центра пребывания детей, как собственник имущества и лицо, осуществляющее владение данным имуществом соответственно.
Доводы представителей ответчиков о том, что устранение указанных нарушений требований пожарной безопасности необходимо будет выполнить в общем имуществе многоквартирного дома только с согласия всех собственников многоквартирного жилого дома и управляющей компании ТСЖ «Кузнецкстроевское», в котором осуществляет свою деятельность Детский центр Мамина Радость, что может вызвать затруднения, суд считает, необоснованными, поскольку получение такого согласования является выполнимым. Товарищество собственников жилья в соответствии с действующим законодательством РФ не является лицом, ответственным за пожарную безопасность иного хозяйствующего субъекта либо отдельного собственника имущества.
При указанных обстоятельствах, суд считает, необходимым обязать ООО «Детский Центр Мамина Радость» устранить нарушение законодательства о пожарной безопасности вДетском центре Мамина радость, по месту осуществления деятельности Детского центра Мамина радость по адресу: ул.....г..... (по месту пребывания воспитанников).
Согласно ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить срок ООО «Детский Центр Мамина Радость» для совершения вышеуказанных действий в течение 5 месяцев с даты вступления решения в законную силу, так как данный срок является разумным, соответствующим объективной возможности устранить допущенные нарушения, учитывая при этом характер допущенных нарушений, объем мероприятий, необходимых для их устранения.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд взыскивает с ООО «Детский центр Мамина Радость» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст. 191-198ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора ул.....г....., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Детский Центр Мамина Радость», Янцен Наталье Юрьевне о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Детский Центр Мамина Радость», расположенное по адресу: ул.....г..... городе Новокузнецке, Янцен Наталью Юрьевну устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности вДетском центре Мамина радость, по месту осуществления деятельности Детского центра Мамина радость по адресу: ул.....г..... (по месту пребывания воспитанников) а именно:
-Предусмотреть и обеспечить наличие второго эвакуационного выхода из помещений в соответствии с требованиямич.3.ст.4,п.2. ч.1. с.6, ст. 53,151 Федерального закона от .. .. ....г. №...-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 5.1.3. Свода правил 1.13130.200 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
Установить срок для исполнения обязательств (устранения нарушений): в течение 5 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Детский Центр Мамина Радость» ИНН 4253026230, Янцен Натальи Юрьевны солидарно в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено .. .. ....г..
Судья Н.А. Клюев