Решение по делу № 2-341/2017 от 17.04.2017

Гр.дело №2-341/17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июля 2017 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. с участием прокурора ФИО3 при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талдомского городского прокурора ФИО2 <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес> и Министерству имущественных отношений ФИО2 <адрес>, третьим лицам Территориальному отделу территориального управления Роспотребнадзора по Дмитровскому, <адрес> и <адрес>, Главному управлению ветеринарии ФИО2 <адрес>, Администрации Талдомского муниципального района ФИО2 <адрес> о признании государственной собственностью ФИО2 <адрес> скотомогильников, обязании осуществить кадастровый учет с установлением санитарно-защитной зоны и зарегистрировать права на скотомогильники, обязании привести скотомогильники в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов,

У С Т А Н О В И Л:

    Талдомский городской прокурор ФИО2 <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 <адрес> и Министерству имущественных отношений ФИО2 <адрес> о признании государственной собственностью ФИО2 <адрес> скотомогильников, обязании осуществить кадастровый учет с установлением санитарно-защитной зоны и зарегистрировать права на скотомогильники, обязании привести скотомогильники в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

Требования прокурора основаны на том, что в ходе проведения проверки установлено, что на территории Талдомского муниципального района имеется четыре скотомогильника: сибиреязвенное захоронение 1920 года, расположенное на расстоянии 1800 м юго-западнее <адрес>, 1300 м юго-западнее <адрес>, 30 м СНТ «Росток» в лесном массиве на землях запаса; сибиреязвенное захоронение 1934-1935 гг, расположенное северо-западнее <адрес> сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района ФИО2 <адрес>, на землях запаса; сибиреязвенное захоронение 1951 года, расположенное на расстоянии 1200 м восточнее <адрес>, 400 м юго-западнее <адрес> на землях запаса; сибиреязвенное захоронение 1920, 1961 гг, расположенное на расстоянии 1200 м юго-западнее <адрес>, 1200 м северо-западнее <адрес>, в лесном массиве на землях запаса. Данные скотомогильники являлись неиспользуемыми, бесхозяйными, на чьем-либо балансе не состоят. Санитарно-защитные зоны не установлены.

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения. Организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Скотомогильники и сибиреязвенные захоронения в муниципальной собственности находиться не могут. Следовательно, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае – ФИО2 <адрес>. Отсутствие собственника сибиреязвенных захоронений влечет невозможность обеспечения их сохранности, а соответственно безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Данные обстоятельства могут привести к к распространению и вспышке инфекционных заболеваний. Бездействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации – ФИО2 <адрес> в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду. На основании изложенного просит признать государственной собственностью ФИО2 <адрес> указанные скотомогильники, ФИО2 осуществить кадастровый учет с установлением санитарно-защитной зоны и зарегистрировать права на скотомогильники, ФИО2 привести скотомогильники в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ прокурор иск поддержал и дополнил, что в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на Министерство имущественных отношений ФИО2 <адрес> возложены обязанности комиссионного обследования скотомогильников, межевания участков, на которых находятся скотомогильники, постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности ФИО2 <адрес>, включение в реестр собственности ФИО2 <адрес>. А пункт 2 искового заявления относится к ФИО2 <адрес>, которое в свою очередь дает указание Министерству имущественных отношений ФИО2 <адрес>.

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ прокурор дополнил, что скотомогильники не затрагивают земельные участки юридических лиц.

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО2 <адрес> ФИО5 пояснил, что возражает против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Министерство имущественных отношений ФИО2 <адрес> является самостоятельным юридическим лицом. Считает, что ФИО2 <адрес> является ненадлежащим ответчиком. Считает, что п.2 требований прокурора относится к полномочиям Министерства имущественных отношений ФИО2 <адрес>. ФИО2 <адрес> - это орган общей компетенции. Перед постановкой на кадастровый учет должны быть выделены земельные участки администрацией района. Управление ветеринарии ФИО2 <адрес> должно осуществлять мероприятия совместно с местной ветеринарной службой. Каких-либо нормативных актов не издавалось по делегированию полномочий. В случае необходимости совершения определенных действий ФИО2 <адрес> принимает решение. Если будет вынесено решение суда, ФИО2 <адрес> согласовывает действия Министерств. Местная администрация должна сначала взять себе на баланс это имущество, потом передать. Местная администрация может заявить свои права на эти скотомогильники.

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО2 <адрес> ФИО5 иск не признал.

    Представитель ответчика Министерства имущественных отношений ФИО2 <адрес> в суд не явился, прислал письменный отзыв, в котором указал, что иск о признании права собственности – это требование о констатации права собственности, которое возникает в силу закона. Необходимость в таком способе защиты гражданских прав возникает тогда, когда наличие у лица определенного права подвергается сомнению, отрицается или приводит к невозможности его использования. С иском о признании права собственности вправе обратиться только лицо, обладающее указанными выше признаками. Тем самым, прокурором избран ненадлежащий способ защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Минмособлимущество полагает, что не является надлежащим ответчиком по настоящему делу и просит заявленные требования оставить без удовлетворения.

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Главного управления ветеринарии ФИО2 <адрес> ФИО6 пояснил, что с иском не согласен. Управление действует в рамках переданных полномочий. Скотомогильники им не передавались. Считает, что это полномочия администрации района. Они должны быть в собственности администрации. Они содержатся ненадлежащим образом. Мероприятия, которые указаны в иске, должны быть проведены. Споры сибиреязвенной болезни сохраняются длительное время и могут привести к новой эпидемии.

    В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель третьего лица Администрации Талдомского муниципального района ФИО2 <адрес> ФИО7 пояснил, что это относится к полномочиям ФИО2 <адрес>. Считает, что ответчик может самостоятельно провести межевание объектов, которые могут находиться в собственности субъекта.

    Представитель третьего лица Территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Дмитровскому, <адрес> и <адрес> в суд не явился.

    Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

    Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

    В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    Судом установлено, что на территории Талдомского муниципального района ФИО2 <адрес> имеются четыре скотомогильника:

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1800 м юго-западнее <адрес>, 1300 м юго-западнее дер.<адрес>ю 1050 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района;

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 100 м южнее <адрес> сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района ФИО2 <адрес> площадью 750 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района;

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1200 м юго-восточнее <адрес>, 400 м юго-западнее дер.<адрес>ю 2990 кв.м.на землях запаса Талдомского муниципального района;

    - сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1200 м юго-западнее <адрес>, 1200 м северо-западнее <адрес>, площадью 880 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района.

    Данное обстоятельство ответчиками не оспаривается, и подтверждается Ветеринарно-санитарными карточками (л.д.11-24).

    Прокурор просит ФИО2 ответчиков осуществить кадастровый учет с установлением санитарно-защитной зоны и зарегистрировать права на скотомогильники, так как в настоящее время указанные скотомогильники являются неиспользуемыми, бесхозяйными, на чьем-либо балансе не состоят.

Ответчики иск не признали, указав, что являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.

В силу статья 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают ФИО1 и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться ФИО1 и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Бесхозяйные скотомогильники создают угрозу распространения сибирской язвы и могут негативно повлиять на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Установление балансодержателя (собственника) биологически опасных объектов приведет к эффективному обеспечению реализации гарантированных государством конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации) и на охрану здоровья (ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации). Поэтому, исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охраны окружающей среды, суд приходит к выводу о необходимости возложения на субъект Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношений ФИО2 <адрес> обязанности в течение года с момента вступления в законную силу решения суда по осуществлению кадастрового учета с установлением санитарно-защитной зоны и регистрации права государственной собственности ФИО2 <адрес> на скотомогильники, находящиеся на территории <адрес> ФИО2 <адрес>.

Ссылки ответчика Министерства имущественных отношений ФИО2 <адрес> на то, что спорный объект является федеральной собственностью, основан на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные материальные отношения.

При этом суд учитывает, что Министерство имущественных отношений ФИО2 <адрес> является юридическим лицом и органом специальной компетенции, в полномочия которого в соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений ФИО2 <адрес>, утвержденных постановлением ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 842/27, входит: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; создание объектов собственности ФИО2 <адрес> и приобретение имущества, в том числе земельных участков.

Требование прокурора о признании за ответчиком права государственной собственности ФИО2 <адрес> суд считает не подлежащим удовлетворению, так как действующее законодательство не предусматривает такого способа защиты нарушенного права.

Требование прокурора об обязании ответчика ФИО2 <адрес> обустроить скотомогильники в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов суд считает подлежащим удовлетворению.

Пункт 6.10 Правил определяет субъекты, которые могут нести предусмотренную законом ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы). К ним относятся местная администрация, руководители организаций, в ведении которых находятся скотомогильники (биотермические ямы). Данный пункт Правил не предусматривает возложение ответственности на местную администрацию при отсутствии установленных законом оснований.

Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 210 устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.

В связи с изложенным суд обязывает ФИО2 <адрес> обустроить скотомогильники в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: территорию каждого скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами; с внутренней стороны забора скотомогильника по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта; обустроить перекидной мост через траншею; над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м; оборудовать помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику; обеспечить высоту кургана каждого скотомогильника не менее 0,5 м над поверхностью земли.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковое заявление Талдомского городского прокурора ФИО2 <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

    ФИО2 Министерство имущественных отношений ФИО2 <адрес> в течение года с момента вступления в законную силу решения суда осуществить кадастровый учет с установлением санитарно-защитной зоны и зарегистрировать право государственной собственности ФИО2 <адрес> на скотомогильники:

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1800 м юго-западнее <адрес>, 1300 м юго-западнее дер.<адрес>ю 1050 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района;

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 100 м южнее <адрес> сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района ФИО2 <адрес> площадью 750 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района;

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1200 м юго-восточнее <адрес>, 400 м юго-западнее дер.<адрес>ю 2990 кв.м.на землях запаса Талдомского муниципального района;

    - сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1200 м юго-западнее <адрес>, 1200 м северо-западнее <адрес>, площадью 880 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района.

    ФИО2 <адрес> обустроить скотомогильники:

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1800 м юго-западнее <адрес>, 1300 м юго-западнее дер.<адрес>ю 1050 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района;

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 100 м южнее <адрес> сельского поселения Темповое Талдомского муниципального района ФИО2 <адрес> площадью 750 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района;

- сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1200 м юго-восточнее <адрес>, 400 м юго-западнее дер.<адрес>ю 2990 кв.м.на землях запаса Талдомского муниципального района;

    - сибиреязвенное захоронение, расположенное на расстоянии 1200 м юго-западнее <адрес>, 1200 м северо-западнее <адрес>, площадью 880 кв.м. на землях запаса Талдомского муниципального района,

в соответствии с нормами ветеринарно-санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: территорию каждого скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами; с внутренней стороны забора скотомогильника по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта; обустроить перекидной мост через траншею; над ямой на высоте 2,5 м построить навес длиной 6 м, шириной 3 м; оборудовать помещение для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов; оборудовать удобные подъездные пути к скотомогильнику; обеспечить высоту кургана каждого скотомогильника не менее 0,5 м над поверхностью земли.

В остальной части иска к ФИО2 <адрес> и Министерству имущественных отношений ФИО2 <адрес> Талдомскому городскому прокурору отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в ФИО2 областной суд через Талдомский районный суд.

            

Судья            И.В.Никитухина

Решение в окончательной форме

составлено ДД.ММ.ГГГГ

2-341/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Талдомский городской прокурор Московской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Московской области
Правительство Московской области
Другие
Администрация Талдомского муниципального района Московской области
Территориальное управление Роспотребнадзора по Дмитровскому, Талдомскому районов и г. Дубна
Главное управление ветеринарии М.о.
Суд
Талдомский районный суд Московской области
Дело на странице суда
taldom.mo.sudrf.ru
17.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2017Передача материалов судье
19.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2017Подготовка дела (собеседование)
03.05.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.05.2017Предварительное судебное заседание
20.06.2017Судебное заседание
29.06.2017Судебное заседание
06.07.2017Судебное заседание
14.07.2017Судебное заседание
18.07.2017Судебное заседание
31.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее