Дело <...>а-2/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 апреля 2019 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Малахай Г.А.,
при секретаре Масюке М.А.,
с участием прокурора Пономаревой П.Г.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ РћРћРћ В«Рнергосистемы» РѕР± оспаривании нормативного правого акта,
установил:
РћРћРћ В«Рнергосистемы» обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ вышеуказанным административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚:
- признать недействительным приказ Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от <...> <...>-э «Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии» в части пункта 43 Приложения <...>;
- обязать Региональную энергетическую РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ – департамента цен Рё тарифов Краснодарского края (далее – Р РРљ) устранить допущенные нарушения прав Рё законных интересов РћРћРћ В«Рнергосистемы».
Р’ обоснование административного РёСЃРєР° указано, что РїСЂРё установлении индивидуального тарифа РЅР° услуги РїРѕ передаче электрической энергии для взаиморасчетов между РћРћРћ В«Рнергосистемы» Рё РџРђРћ «Кубаньэнерго», утвержденного оспариваемым приказом Р РРљ РІ пункте 43 приложения <...>, допущены существенные нарушения законодательства РІ области тарифного регулирования, что повлекло Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ принятие экономически необоснованного тарифа.
Р’ частности, РїСЂРё расчете необходимой валовой выручки РћРћРћ В«Рнергосистемы» административный ответчик РЅРµ РІ полном объеме РїСЂРёРЅСЏР» заявочные параметры РїСЂРё установлении тарифа РЅР° услуги РїРѕ передаче электроэнергии РЅР° 2018 РіРѕРґ, РЅРµ включив следующие расходы: аренда имущества; сырье Рё материалы.
Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства представителем административного истца представлено ходатайство РѕР± уточнении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления (Р».Рґ. 93-96), которое содержит административные исковые требования, идентичные изначально заявленным. Вместе СЃ тем, РІ соответствующем заявлении содержится дополнительное основание административного РёСЃРєР°, согласно которому наряду СЃ ранее приведенными РІ РёСЃРєРµ расходами, необоснованно РЅРµ включенными Административным ответчиком РІ необходимую валовую выручку РћРћРћ В«Рнергосистемы», Р РРљ также безосновательно СЃРЅРёР·РёР» расходы РїРѕ статье «затраты РЅР° оплату труда» СЃ заявленных 4618,23 тысяч рублей РІ тарифной заявке РґРѕ 3948,54 тысяч рублей.
Р’ судебном заседании представители РћРћРћ В«Рнергосистемы» < Р¤.Р.Рћ. >3 Рё < Р¤.Р.Рћ. >4, действующие РЅР° основании доверенности, поддержали заявленные административные исковые требования, просили удовлетворить административный РёСЃРє РїРѕ изложенным РІ административном РёСЃРєРµ основаниям.
Представитель Р РРљ < Р¤.Р.Рћ. >5, действующий РЅР° основании доверенности, РІ судебном заседании возражал против удовлетворения административного РёСЃРєР°, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт РЅРµ противоречит действующему законодательству, РЅРµ нарушают права Рё законные интересы административного истца.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ < Р¤.Р.Рћ. >6 РІ судебном заседании РІ заключении указала, что административный РёСЃРє РЅРµ подлежит удовлетворению, просила отказать РІ его удовлетворении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
<...> РїСЂРёРЅСЏС‚ Приказ Р РРљ <...>-СЌ «Об установлении тарифов для организаций, оказывающих услуги РїРѕ передаче электрической энергии», которым РЅР° 2018 РіРѕРґ установлены индивидуальные тарифы РЅР° услуги РїРѕ передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, РІ соответствии СЃ приложением <...> Рє Приказу. Р’ том числе, пунктом 43 приложения <...> Рє данному Приказу установлен такой тариф между РџРђРћ «Кубаньэнерго» Рё РћРћРћ В«Рнергосистемы».
Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативного правового акта.
Проверяя полномочия Р РРљ РЅР° принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия РЅРµ оспариваются), СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федеральным законом от <...> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно части 4 статьи 23.1 Федерального закона от <...> № 35-ФЗ на розничных рынках государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с абзацем 5 части 7 статьи 23.1 ФЗ «Об электроэнергетике», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.
Р’ соответствии СЃ пунктом 1.2 положения Рѕ региональной энергетической РєРѕРјРёСЃСЃРёРё – департаменте цен Рё тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края РѕС‚ <...> <...>, региональная энергетическая РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ – департамент цен Рё тарифов Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края РІ области государственного регулирования тарифов (цен). Р’ соответствии СЃ пунктом 3.1 положения Рє полномочиям региональной энергетической РєРѕРјРёСЃСЃРёРё – департаменте цен Рё тарифов Краснодарского края (далее также Р РРљ) относится установление цен (тарифов) РЅР° услуги РїРѕ передаче электрической энергии РїРѕ электрическим сетям, принадлежащим РЅР° праве собственности или РёРЅРѕРј законном основании территориальным сетевым организациям.
Таким образом, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что административный ответчик РїРѕ делу Р РРљ является РІ Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование тарифов РЅР° услуги РїРѕ передаче электрической энергии.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый приказ Р РРљ РїСЂРёРЅСЏС‚ <...> РЅР° основании решения правления Р РРљ, РЅР° котором присутствовало более половины состава правления Р РРљ, утвержденного приказом Р РРљ РѕС‚ <...> <...> «Об утверждении состава правления Региональной энергетической РєРѕРјРёСЃСЃРёРё – департамента цен Рё тарифов Краснодарского края».
Административным ответчиком представлена выписка РёР· протокола заседания правления Р РРљ <...> РѕС‚ <...>, подтверждающая вышеуказанные обстоятельства.
Пунктом 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...> (далее - Основы ценообразования) установлено, что период регулирования – не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы); необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации (пункт 62 Основ ценообразования).
Согласно пункту 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Обстоятельств, свидетельствующих Рѕ нарушении РїРѕСЂСЏРґРєР° принятия оспариваемого приказа Р РРљ, СЃСѓРґРѕРј РЅРµ установлено.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается Административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 46 Закона Краснодарского края РѕС‚ <...> <...>-РљР— «О правотворчестве Рё нормативных правовых актах Краснодарского края», официальным опубликованием нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти Краснодарского края считается первая публикация его полного текста РІ газете «Кубанские новости» или первое размещение (опубликование) РЅР° «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или РЅР° официальном сайте администрации Краснодарского края РІ информационно - телекоммуникационной сети В«Рнтернет» (http://admkrai.krasnodar.ru).
Оспариваемый приказ Р РРљ РѕС‚ <...> <...>-СЌ опубликован РЅР° официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru/ndocs/, который служит официальным источником публикаций таких нормативных правовых актов РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что оспариваемый приказ Р РРљ является нормативным правовым актом, изданным уполномоченным органом СЃ соблюдением РїРѕСЂСЏРґРєР° его принятия Рё опубликованным РІ установленном РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <...> <...>, установлено, что необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В силу пункта 4 Основ ценообразования, установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пунктом 17 Основ ценообразования определено, что в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно пункту 31 Основ ценообразования, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
Р’ С…РѕРґРµ судебного разбирательства для определения экономической обоснованности тарифа, установленного оспариваемым нормативным правовым актом, СЃСѓРґРѕРј назначена судебная экспертиза, производство которой поручено индивидуальному предпринимателю < Р¤.Р.Рћ. >7
Р’ экспертном заключении, выполненном указанным экспертом, сделаны выводы Рѕ том, что размеры фактических расходов, понесенные Административным истцом РІ 2016 РіРѕРґСѓ Рё заявленные РћРћРћ В«Рнергосистемы» РїСЂРё подаче тарифной заявки РЅР° установление тарифа РЅР° услуги РїРѕ передаче электроэнергии РЅР° 2018 РіРѕРґ, РЅРµ подтверждены РІ соответствии СЃ требованиями РћСЃРЅРѕРІ ценообразования РІ области регулируемых цен (тарифов) РІ электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ <...> <...>, Рё Методических указаний РїРѕ расчету регулируемых тарифов Рё цен РЅР° электрическую (тепловую) энергию РЅР° розничном рынке, утвержденными приказом Федеральной службы РїРѕ тарифам РѕС‚ <...> <...>-СЌ/2, РїРѕ следующим статьям:
- аренда электросетевого комплекса;
- аренда офисов;
- аренда транспортных средств;
- материальные затраты, в том числе, в части затрат на сырье, основные материалы (ГСМ, запасные части); в части затрат на сырье и вспомогательные материалы (материалы по охране труда и технике безопасности, материалы на текущий ремонт, приборы и инструменты, средства труда, хозяйственные принадлежности, канцелярские товары, офисное оборудование, оргтехника; в части работ и услуг производственного характера (текущий ремонт);
- затраты на оплату труда.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом < Р¤.Р.Рћ. >7, которая имеет высшее экономическое образование.
По ходатайству представителя административного истца, полагавшего, что при производстве судебной экспертизы неполно исследованы все документы, имеющиеся в материалах тарифного дела, суд назначил по делу повторную судебную экспертизу по определению экономической обоснованности тарифа, производство которой поручено ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее – РАНХиГС).
Заключение судебной повторной экспертизы подготовлено комиссией экспертов, каждый РёР· экспертов имеет высшее экономическое образование: < Р¤.Р.Рћ. >8 – директор центра методологии судебной экономической экспертизы Рнститута СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё естественных монополий РАНХиГС, специальность В«Рнженер-теплофизик» Рё В«Ркономист», стаж работы РїРѕ специальности 34 РіРѕРґР°, РІ том числе РїРѕ проведению экспертиз 15 лет; < Р¤.Р.Рћ. >9 – ведущий эксперт Центра методологии судебной экономической экспертизы Рнститута СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё естественных монополий РАНХиГС, специальность «Антикризисное управление», стаж работы РїРѕ специальности 3 РіРѕРґР°, РІ том числе РїРѕ проведению экспертиз 2 РіРѕРґР°; < Р¤.Р.Рћ. >10 – ведущий эксперт Центра методологии судебной экономической экспертизы Рнститута СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРё естественных монополий РАНХиГС, специальность В«РРєРѕРЅРѕРјРёРєР° Рё менеджмент», стаж работы РїРѕ специальности 21 РіРѕРґ, РІ том числе РїРѕ проведению экспертиз 8 лет.
Согласно выводам повторной судебной экспертизы, выполненной Ркспертами РАНХиГС, заявленная РћРћРћ В«Рнергосистемы» РїСЂРё подаче тарифной заявки РЅР° установление тарифа РЅР° услуги РїРѕ передаче электроэнергии РЅР° 2018 РіРѕРґ СЃСѓРјРјР° плановых расходов РїРѕ статье «аренда электросетевого комплекса» подтверждена РЅРµ РІ полном объеме; заявленные РћРћРћ В«Рнергосистемы» РїСЂРё подаче тарифной заявки СЃСѓРјРјС‹ расходов РїРѕ следующим статьям расходов являются неподтвержденными:
- аренда офисов;
- аренда транспортных средств.
Р’ соответствии СЃ заключением Ркспертов РАНХиГС плановые расходы РЅР° 2018 РіРѕРґ РЅР° аренду офисов Рё транспортных средств РЅРµ представляется возможным определить, так как отсутствует необходимое документальное обоснование величины амортизационных отчислений Рё налога РЅР° имущество РїРѕ арендованным объектам.
Рксперты указали, что РїСЂРё расчете необходимой валовой выручки РћРћРћ В«Рнергосистемы», учитываемой для индивидуального тарифа РЅР° передачу электрической энергии, подлежали учету РЅР° 2018 РіРѕРґ плановые расходы РІ следующих размерах:
на аренду электросетевого комплекса в размере 52357,4 тысяч рублей;
затраты на оплату труда, рассчитанные по методу экономически обоснованных расходов (как для базового) исходя из нормативной численности персонала, соответствующей объему обслуживания оборудования на 2018 год, составили 7225 тысяч рублей.
Данные плановые затраты определены Ркспертами РАНХиГС без учета фактических документально подтвержденных затрат РїРѕ соответствующим статьям расходов, понесенных Административным истцом РІ 2016 РіРѕРґСѓ.
Административный ответчик РІ дополнении Рє отзыву РЅР° административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление указал, что РїСЂРё расчете плановых затрат РЅР° аренду электросетевого комплекса Рксперты РАНХиГС использовали неточные исходных данные, сформированные Административным истцом РІ расчетной таблице, представленной РІ материалы тарифного дела, что привело Рє включению затрат РїРѕ аренде объектов электросетевого комплекса амортизационных начислений РІ отсутствие инвентарных карт РЅР° соответствующие объекты, завышению балансовой стоимости сетевого объекта вследствие допущенных опечаток (неточностей) РІ расчетной таблице, РґРІРѕР№РЅРѕРјСѓ учету отдельных объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд, исследовав материалы судебных экспертиз, оценив их по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
РћР±Рµ проведенные РїРѕ делу судебные экспертизы свидетельствуют Рѕ том, что заявленные РћРћРћ В«Рнергосистемы» РїСЂРё подаче тарифной заявки РЅР° установление тарифа РЅР° услуги РїРѕ передаче электроэнергии РЅР° 2018 РіРѕРґ размеры плановых расходов РїРѕ большинству статей затрат, приведенных РІ административном РёСЃРєРµ РћРћРћ В«Рнергосистемы», РЅРµ подтверждены.
Относительно статей расходов «Аренда электросетевого комплекса» Рё «Затраты РЅР° оплату труда», размеры которых РІ заключении повторной судебной экспертизы отличаются РѕС‚ размеров соответствующих расходов, принятых Р РРљ, СЃСѓРґ считает необходимым отметить следующее.
Судебными экспертами РАНХиГС указано, что РІ необходимую валовую выручку РћРћРћ В«Рнергосистемы» РЅР° 2018 РіРѕРґ расходы РЅР° аренду электросетевого комплекса подлежали учету РІ размере 52 357,4 тысяч рублей; затраты РЅР° оплату труда – 7 225 тысяч рублей.
Вместе СЃ тем, как следует РёР· экспертного заключения РѕС‚ <...> <...>-Р Р РРљ РїРѕ экономическому обоснованию тарифов РЅР° услуги РїРѕ передаче электрической энергии РїРѕ сетям РћРћРћ В«Рнергосистемы» РЅР° 2018 РіРѕРґ Рё приложений Рє нему (С‚. 1 Р».Рґ. 125-134), соответствующие статьи расходов учтены Административным ответчиком РІ следующих размерах: 50248,31 тысяч рублей (аренда электросетевого комплекса) Рё 19077,74 (затраты РЅР° оплату труда).
Следовательно, даже без учета ошибок РІ расчете плановых арендных платежей, обусловленных использованием неточных исходных данных, сформированных Административным истцом РІ расчетной таблице, Рксперты РАНХиГС пришли Рє выводу Рѕ том, что для РћРћРћ В«Рнергосистемы» плановые расходы РїРѕ указанным статьям затрат РЅР° 2018 РіРѕРґ, учитываемые РїСЂРё расчете Рё установлении тарифов, определены Р РРљ РІ размере, достаточном для покрытия экономически обоснованных плановых расходов.
Заключение судебной экспертизы, производство которой было поручено индивидуальному предпринимателю < Р¤.Р.Рћ. >7, также РЅРµ содержит вывод Рѕ недостаточности средств, учтенных Административным ответчиком РїСЂРё расчете Рё установлении тарифа РЅР° услуги РїРѕ передаче электрической энергии для Административного истца РЅР° 2018 РіРѕРґ.
РљСЂРѕРјРµ того, как следует РёР· материалов тарифного дела, плановый объем выручки РћРћРћ В«Рнергосистемы» РѕС‚ реализации услуг РїРѕ передаче электрической энергии РЅР° 2016 РіРѕРґ составил 85481,93 тыс. рублей, Р° фактически объем выручки административного истца РѕС‚ осуществления регулируемого РІРёРґР° деятельности составил 171615,00 тысяч рублей. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, незапланированный СЂРѕСЃС‚ выручки административного истца составил 86133,07 тысячи рублей.
Как обоснованно указал Административный ответчик, СЃ учетом документально неподтвержденных РћРћРћ В«Рнергосистемы» расходов Р·Р° 2016 РіРѕРґ РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 54 979,97 тысяч рублей, выявлены излишне полученные РґРѕС…РѕРґС‹ РѕС‚ услуг РїРѕ передаче электрической энергии РІ СЂ░°░·░ј░µ░Ђ░µ 124 384,44 ░‚░‹░Ѓ░Џ░‡ ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░Ў░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѓ 7 ░ћ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І ░†░µ░Ѕ░ѕ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ, ░ї░Ђ░░ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░ј░‹░… ░†░µ░Ѕ (░‚░°░Ђ░░░„░ѕ░І) ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░░░µ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹ ░ї░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░Ћ░‚ ░ј░µ░Ђ░‹, ░Ѕ░°░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѕ░° ░░░Ѓ░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░░░· ░Ђ░°░Ѓ░‡░µ░‚░ѕ░І ░Ќ░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░░░‡░µ░Ѓ░є░░ ░Ѕ░µ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░ѕ░І ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№, ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░Џ░Ћ░‰░░░… ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░ј░ѓ░Ћ ░ґ░µ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ. ░љ ░Ќ░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░░░‡░µ░Ѓ░є░░ ░Ѕ░µ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░°░ј ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№, ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░Џ░Ћ░‰░░░… ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░ј░ѓ░Ћ ░ґ░µ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ, ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░Џ░‚░Ѓ░Џ ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░І░‹░Џ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѕ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѓ░‚░°░‚░░░Ѓ░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░№ ░░ ░±░ѓ░…░і░°░»░‚░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░‚░‡░µ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░·░° ░і░ѕ░ґ ░░ ░░░Ѕ░‹░… ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░ѕ░І. ░ ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░Ћ░‰░░░µ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░‹ ░ї░Ђ░░░Ѕ░░░ј░°░Ћ░‚ ░ј░µ░Ђ░‹ ░ї░ѕ ░░░Ѓ░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Ћ ░░░· ░Ђ░°░Ѓ░‡░µ░‚░ѕ░І ░ї░Ђ░░ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░ј░‹░… ░†░µ░Ѕ (░‚░°░Ђ░░░„░ѕ░І) ░Ќ░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░░░‡░µ░Ѓ░є░░ ░Ѕ░µ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░…░ѕ░ґ░ѕ░І ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№, ░ѕ░Ѓ░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░»░Џ░Ћ░‰░░░… ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░ј░ѓ░Ћ ░ґ░µ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ, ░ї░ѕ░»░ѓ░‡░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І ░ї░Ђ░µ░ґ░‹░ґ░ѓ░‰░µ░ј ░ї░µ░Ђ░░░ѕ░ґ░µ ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ.
░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ ░І░‹░€░µ░ї░Ђ░░░І░µ░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░І░‹░µ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░‹, ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░°░Џ ░І░°░»░ѕ░І░°░Џ ░І░‹░Ђ░ѓ░‡░є░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ ░ї░ѕ░ґ░І░µ░Ђ░і░»░°░Ѓ░Њ ░ ░░љ ░є░ѕ░Ђ░Ђ░µ░є░‚░░░Ђ░ѕ░І░є░µ (░ѓ░ј░µ░Ѕ░Њ░€░µ░Ѕ░░░Ћ) ░Ѕ░° 2018 ░і░ѕ░ґ 96 775,02 ░‚░‹░Ѓ░Џ░‡ ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№, ░Ѕ░° 2019 ░і░ѕ░ґ ░Ѕ░° 27 609,42 ░‚░‹░Ѓ░Џ░‡ ░Ђ░ѓ░±░»░µ░№.
░ў░°░є░░░ј ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░ј, ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░µ░ј░‹░№ ░џ░Ђ░░░є░°░· ░ ░░љ ░ѕ░‚ <...>
<...>-░Ќ ░Ѕ░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░°░µ░‚ ░ї░Ђ░°░І░°, ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░ґ░‹ ░░ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░‹ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░ћ░ћ░ћ ░«░░Ѕ░µ░Ђ░і░ѕ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░‹░», ░Ђ░°░Ѓ░‡░µ░‚ ░‚░°░Ђ░░░„░ѕ░І ░І░‹░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ ░І ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј░░ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░ѕ░‚ <...> ░„– 35-░¤░— ░«░ћ░± ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░ѕ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░µ░‚░░░є░µ░», ░ї░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░µ░ј ░џ░Ђ░°░І░░░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░ ░¤ ░ѕ░‚ <...> <...> ░«░ћ ░†░µ░Ѕ░ѕ░ѕ░±░Ђ░°░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░І ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░Ђ░µ░і░ѓ░»░░░Ђ░ѓ░µ░ј░‹░… ░†░µ░Ѕ (░‚░°░Ђ░░░„░ѕ░І) ░І ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░ѕ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░µ░‚░░░є░µ░».
░Ў░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№ ░І░‹░І░ѕ░ґ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ї░ѕ░ґ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░°░Ѕ░°░»░░░·░ѕ░ј ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░ѕ░І, ░Ѓ░ѕ░ґ░µ░Ђ░¶░°░‰░░░…░Ѓ░Џ ░І ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░ј ░ґ░µ░»░µ ░░ ░‚░°░Ђ░░░„░Ѕ░ѕ░ј ░ґ░µ░»░µ, ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ, ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░№ ░ґ░І░ѓ░… ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░░░· ░░ ░Ќ░є░Ѓ░ї░µ░Ђ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░·░°░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ ░░љ ░ѕ░‚ <...> <...>-░ ░ ░░љ ░ї░ѕ ░Ќ░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Ћ ░‚░°░Ђ░░░„░ѕ░І. ░џ░Ђ░░ ░Ќ░‚░ѕ░ј ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░‹ ░ѕ░‚░Ѕ░ѕ░Ѓ░░░ј░‹░µ, ░ґ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░‚░░░ј░‹░µ ░░ ░ґ░ѕ░Ѓ░‚░°░‚░ѕ░‡░Ѕ░‹░µ ░ґ░ѕ░є░°░·░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░і░°░Ћ░‰░░░µ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░І░‹░І░ѕ░ґ░‹.
░Ў ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І ░І ░░░… ░Ѓ░ѕ░І░ѕ░є░ѓ░ї░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ, ░‡░‚░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░№ ░░░Ѓ░є ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 175-180, 215-217 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ
░Ђ░µ░€░░░»:
░ћ░‚░є░°░·░°░‚░Њ ░І ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ћ░ћ░ћ ░«░░Ѕ░µ░Ђ░і░ѕ░Ѓ░░░Ѓ░‚░µ░ј░‹░» ░ѕ░± ░ѕ░Ѓ░ї░°░Ђ░░░І░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░°░І░ѕ░і░ѕ ░°░є░‚░° ░Ђ“ ░ї░Ђ░░░є░°░·░° ░ ░µ░і░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░µ░‚░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░№ ░є░ѕ░ј░░░Ѓ░Ѓ░░░░ - ░ґ░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚░° ░†░µ░Ѕ ░░ ░‚░°░Ђ░░░„░ѕ░І ░љ░Ђ░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░ґ░°░Ђ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░°░Џ ░ѕ░‚ <...> <...>-░Ќ ░«░ћ░± ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░‚░°░Ђ░░░„░ѕ░І ░ґ░»░Џ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░░░·░°░†░░░№ ░ѕ░є░°░·░‹░І░°░Ћ░‰░░░… ░ѓ░Ѓ░»░ѓ░і░░ ░ї░ѕ ░ї░µ░Ђ░µ░ґ░°░‡░µ ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░№ ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░░░░░» ░І ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° 43 ░џ░Ђ░░░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░Џ <...>.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░’░µ░Ђ░…░ѕ░І░Ѕ░‹░№ ░Ў░ѓ░ґ ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░љ░Ђ░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░ґ░°░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░є░Ђ░°░µ░І░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Џ ░µ░і░ѕ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ <...>.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ: ░“.░ђ. ░њ░°░»░°░…░°░№