именем Российской Федерации
г. Ухта Республики Коми |
07 февраля 2023 года |
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Хазиевой С.М.
при секретаре Рузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зеленской Н.И. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», обществу с ограниченной ответственностью «Управдом» об обязании совершить действия,
установил:
Чигир Е.Н., действующий по доверенности в интересах Зеленской Н.И., обратился в Ухтинский городской суд с заявлением о возложении на администрацию МОГО «Ухта» обязанности привести в надлежащее состояние участок автомобильной дороги, расположенный во дворе многоквартирного дома №...., путем приведения полотна дороги в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля путем устранения следующих недостатков в срок до 01.07.2023 года: повреждений в виде углублений с резко выраженными краями (выбоины), предельные размеры которых превышают по длине 15см, глубине 5см., по площади 0,06 кв.м. и по результатам измерений (максимальные значения) составляют по длине, глубине и площади соответственно 2,9м. х 8,4см. х 9кв.м.; 3м. х 8,9см. х4,2кв.м. Указав в обоснование требований, что ответчиком нарушаются правила безопасности дорожного движения, чем создается угроза для жизни и здоровья людей (требования приведены с учетом уточнений от 02.12.2022, 07.02.2023).
Определением от 15.11.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управдом» (далее по тексту – ООО «Управдом», Общество).
Стороны извещались о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Истец в настоящее судебное заседание не явилась, обеспечила явку своего представителя. ООО «Управдом» явку своего представителя не обеспечило. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Чигир Е.Н., на заявленных требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Показал, что проезд вдоль дома не является тупиковым, выбоины зафиксированы в материалах ОГИБДД, фотоматериалах.
Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Климушева В.В. с исковыми требованиями не согласилась, показав, что надлежащее состояние участка дороги вдоль дома № 24 .... должна обеспечивать управляющая компания. Срок до 01.07.2023 недостаточен, просит увеличить срок до 01.11.2023.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы данного дела, материалы административного дела № 5-1467/22, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из выписки ЕГРН, Зеленская Н.И. является собственником квартиры в доме №.....
Дом №.... расположен на земельном участке с кадастровым ..... Из сведений публичной кадастровой карты следует, что земельный участок площадью 4.731,1 кв.м. расположен по адресу: ...., относится к землям населённых пунктов, разрешенное использование: для проектирования и строительства 5-этажного жилого дома №.... со встроенными помещениями в цокольном этаже, его межевание не производилось.
Сторонами не оспаривается, что на земельном участке, расположенном во дворе дома №...., имеется асфальтированный проезд, являющийся территорией общего пользования и предназначенный для движения пешеходов и транспортных средств.
Разрешая довод представителя администрации МОГО «Ухта», что спорный проезд является придомовой территорией, а, соответственно, общим имуществом собственников многоквартирного дома, которые и должны нести бремя содержания дворовых проездов, суд исходит из следующего.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельныйучасток, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда, Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Следовательно, оснований полагать, что спорный проезд относится к общему имуществу собственников многоквартирных домов и подлежит обслуживанию управляющей организацией, не имеется.
В силу п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Из положений абз. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 23.06.2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Учитывая, что спорный объект недвижимости находится на территории муниципального образования городского округа «Ухта», земельный участок, на котором он расположен, находится в муниципальной собственности, доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
В настоящее время спорный проезд не имеет статуса автомобильной дороги общего пользования местного значения городского округа, не произведено межевание земельного участка, в границах которого расположен проезд, с целью выделения проезда; спорный проезд не относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, перечень которых утвержден постановлением администрации МОГО «Ухта» от 05.10.2011 №2116, соответственно, не включен в перечень дорог, подлежащих содержанию за счет бюджета МОГО «Ухта».
Согласно постановлению администрации МОГО «Ухта» от 22.11.2021 №3069 «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городского округа «Ухта» проезды, предназначенные для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов, отнесены к улицам и дорогам местного значения (таблица 20 «Классификация улично-дорожной сети городской территории»).
Проезд вдоль дома №.... обеспечивает проезд к жилому многоквартирному дому по адресу: ...., иной проезд к указанному дому отсутствует, по данному проезду обеспечивается движение машин, пешеходов, техники быстрого реагирования.
Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст (далее ГОСТ) покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (п.3.1.2 ГОСТа).
Частью 4 статьи 61 ГПК РФ установлено, что вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Вступившим в законную силу постановлением Ухтинского городского суда от 22.09.2022 по делу №5-1467/2022 администрация МОГО «Ухта» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что в нарушение требований пункта 5.2.4, таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на участках автодорог имеются повреждения в виде углублений с резко выраженными краями (выбоины) предельные размеры которых превышают по длине – 15 см., глубине – 5 см., по площади – 0,06 м? и по результатам измерений (максимальные значения) составляют по длине, глубине и площади проезд к домам .... и .... проспекта Зерюнова: 2,9 м. ? 8,4 см.? 9 кв.м.; 3 м. ? 8,9 см.? 4,2 кв.м.
Наличие указанных выше выбоин вдоль дома № .... подтверждается как материалами вышеназванного административного дела ...., возбуждение которого в частности было инициировано и заявлением Зеленской Н.И., так и материалами данного гражданского дела: фотоматериалами, схемами, фотосъемкой.
Представителем Администрации МОГО «Ухта» не представлено суду относимых, допустимых и достоверных доказательств отсутствия указанных выше выбоин вдоль дома № .....
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (ст. 12 Закона).
Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральным законодательством и законами Республики Коми
С учетом изложенного обеспечение безопасности дорожного движения в границах городского округа относится к полномочиям администрации МОГО «Ухта», на которую в силу закона возложена обязанность по содержанию, благоустройству и ремонту дорог общего пользования.
Поскольку ненадлежащее эксплуатационное состояние автомобильной дороги – проезд вдоль дома №...., безусловно влечет нарушение прав на охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц (участников дорожного движения), в частности и истца, суд приходит к выводу, что требование о возложении на администрацию МОГО «Ухта» обязанности по приведению дороги в соответствие с требованиями ГОСТа являются обоснованными.
При таких обстоятельствах администрация МОГО «Ухта» в рамках своих полномочий обязана организовать работы по ремонту автомобильной дороги в районе дворовой территории вышеуказанного дома.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исполнить возложенную на ответчика обязанность следует до 01.11.2023, поскольку данный срок, с учетом погодных условий и климата в г. Ухте, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения необходимых мероприятий.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Зеленской Н.И. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования городского округа «Ухта» в срок до 01 ноября 2023 года привести автомобильную дорогу - проезд вдоль дома №.... в соответствии с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, путем устранения следующих недостатков: повреждений в виде углублений с резко выраженными краями (выбоины), предельные размеры которых превышают по длине 15см, глубине 5см., по площади 0,06 кв.м. и по результатам измерений (максимальные значения) составляют по длине, глубине и площади соответственно 2,9м. х 8,4см. х 9кв.м.; 3м. х 8,9см. х4,2кв.м.
В удовлетворении требований Зеленской Н.И. к обществу с ограниченной ответственностью «Управдом» об обязании совершить указанные выше действия, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 14 февраля 2023 года.
Судья Ухтинского городского суда - Хазиева С.М.