РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2022 года г. Белебей
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ломакиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Кушнаренко Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «БелЗАН» к Варенцовой М.А. о возмещении расходов по ученическому договору,
УСТАНОВИЛ:
Представитель АО «БелЗАН» обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит суд взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по затратам, понесенным на профессиональное обучение в размере 7410,03 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Истец мотивирует требования тем, что между АО «БелЗАН» и Варенцовой М.А. был заключен ученический договор № от ДД.ММ.ГГГГ на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу, по специальности «шлифовщик» 3 разряда. В соответствии с пунктом 3.2 договора, а также приказом № от ДД.ММ.ГГГГ срок обучения был определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период обучения истец выполнил свои обязательства по обеспечению ответчика профессиональным обучением с созданием всех необходимых условий и ежемесячно выплачивал стипендию, что подтверждается приложенными расчетными листами. В соответствии с пунктом 2.1 ученического договора ответчик приняла на себя обязательства соблюдать производственную и учебную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, выполнить учебный план и практические работы, освоить программу обучения в полном объеме и успешно сдать квалификационный экзамен. Однако, в нарушение взятых на себя обязательств по договору, ответчик допустила нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, что послужило основанием для его расторжения – приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании пункта 9.2 ученического договора в случае расторжения ученического договора в связи с однократным грубым (или систематическим) нарушением учеником учебной дисциплины, Правил внутреннего трудового распорядка (п.п.б) п.9.1 договора) ученик обязан возместить АО «БелЗАН» расходы, понесенные за время ученичества. Сумма, подлежащая возмещению по ученическому договору № от ДД.ММ.ГГГГ составила 7410,03 рублей.
Представитель АО «БелЗАН», надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Направленное ответчику Варенцовой М.А. почтовое отправление с судебной повесткой по адресу регистрации, который был установлен по информационной связи с ОВМ ОМВД России по <адрес>, полученной по запросу суда: <адрес>, аналогичный адресу, указанному в исковом заявлении, вернулось в суд с отметкой оператора об истечении срока хранения.
Иные сведения о месте пребывания ответчика в материалах дела отсутствуют и суду не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что Варенцова М.А, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, но в суд она не явилась, о причинах неявки не сообщила. В ходе проведения подготовки, а также в судебное заседание отзыв, либо возражение, не представила. Ходатайство об отложении судебного заседания не заявляла.
Информация о месте и времени судебного заседания своевременно размещена на интернет-сайте Белебеевского городского суда Республики Башкортостан.
Реализация гарантированного ст. 46 ч. 1 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту предполагает не только правильное, но и своевременное рассмотрение и разрешение дела, на что указывает ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющая задачи и цели гражданского судопроизводства.
На основании ст. 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. Разбирательство дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, но судопроизводство должно осуществляться в разумный срок. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 154 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела при состоявшейся явке при наличии имеющихся в материалах дела доказательствах, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив материалы настоящего гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Частью второй статьи 9 ТК РФ определено, что трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В соответствии с частью четвертой статьи 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
В силу частей первой и второй статьи 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 249 ТК РФ предусмотрено, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Тем самым обеспечивается баланс прав и интересов работника и работодателя: работник повышает профессиональный уровень и приобретает дополнительные преимущества на рынке труда, а работодателю компенсируются затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что между работодателем и работником могут заключаться как ученический договор, так и иные договоры об обучении, то есть ученический договор является не единственным видом заключаемых между работником и работодателем договоров об обучении. Подготовка работников и их дополнительное профессиональное образование осуществляются работодателем в том числе и на условиях, определенных трудовым договором. Одним из дополнительных условий, которые в соответствии с законом (часть четвертая статьи 57 ТК РФ) могут включаться в трудовой договор и которые не ухудшают положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, является обязанность работника отработать после обучения не менее определенного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя. В случае неисполнения этой обязанности статья 249 ТК РФ устанавливает обязанность работника возместить работодателю затраты, связанные с его обучением.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Акционерным обществом «Белебеевский завод «Автонормаль» и Варенцовой М.А, был заключен ученический договор № на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу. В пункте 2 ученического договора прописаны права и обязанности сторон, в том числе ученик обязан соблюдать учебную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка, требования правил по охране труда, промышленной санитарии, гигиене труда, пожарной безопасности и другие локальные нормативные акты, действующие в организации. Пунктом 3.2 определен срок профессионального обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе пять календарных дней для организации и проведения сдачи квалификационного (аттестационного) экзамена. Согласно подпунктов б, в пункта 9.1 ученического договора, договор прекращает свое действие в случае однократного грубого (или систематического) нарушения учеником учебной дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка и прекращения обучения по инициативе ученика без уважительных причин. Пунктом 9.2 установлено, что в случае расторжения или прекращения ученического договора по основаниям, предусмотренным подпунктами б, в пункта 9.1 настоящего договора, ученик обязан полностью возместить расходы, понесенные АО «БелЗАН» за время ученичества (начисленную стипендию, поощрение за успеваемость, поощрение за прогресс в обучении (в том числе уральский коэффициент), оплату мастерам производственного обучения и преподавателям теоретического обучения (в том числе страховые взносы), стоимость безвозмездного горячего питания). Не подлежат возмещению компенсационные выплаты за молоко, за работу во вредных условиях труда и за работу в ночное время (в том числе уральский коэффициент). Ученический договор подписан сторонами, а также имеется подпись Варенцовой М.А. подтверждающая, что до подписания ученического договора она ДД.ММ.ГГГГ ознакомлена с правилами внутреннего трудового распорядка для работников; требованиями к работе по профессии; коллективным договором; условиями труда и с условиями не включения времени ученичества в страховой стаж и в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда; сроком профессионального обучения, периодами продления ученического договора; методикой расчета и выплаты стипендии; другими локальными нормативными документами, обязательными для исполнения.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Варенцова М.А, принята на профессиональное обучение учеником в инструментальный цех № по профессии «Шлифовщик разъряд 3» с выплатой стипендии. С приказом Варенцова М.А, ознакомлена под роспись, также снова имеется отметка, что помимо приказа она ознакомлена с требованиями к работе по профессии, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ, действие ученического договора от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено за нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, на основании: докладной мастера Алексеевой С.В.; выписки из табеля за ДД.ММ.ГГГГ года; акты об отсутствии работника на рабочем месте от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.г.; объяснительной Варенцовой М.А., служебной записки.
В своей объяснительной ДД.ММ.ГГГГ Варенцова М.А, пояснила, что отсутствовала на рабочем месте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по семейным обстоятельствам – пришлось уехать в другой город по срочным делам (семейным).
Исковые требования подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой сумма, подлежащая возмещению при прекращении ученического договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с учеником Варенцовой М.А. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 8921,40 рублей, из них: стипендия за ДД.ММ.ГГГГ - 7703,40 рублей; стоимость частично безвозмездного горячего питания – 1218 рублей.
Сумма расчета и выплат ученику подтверждаются расчетными листами за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца сумму причиненного материального ущерба, в размере 7410,03 рублей.
В соответствии со ст.ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины пропорционально удовлетворённой части исковых требований, то есть в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Акционерного общества «БелЗАН» к Варенцовой М.А. о возмещении расходов по ученическому договору от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворить.
Взыскать с Варенцовой М.А, в пользу Акционерного общества «Белебеевский завод «Автонормаль» задолженность по затратам, понесенным на профессиональное обучение, в размере 7410,03 рублей.
Взыскать с Варенцовой М.А, в пользу Акционерного общества «Белебеевский завод «Автонормаль» расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Белебеевского городского суда А.А. Ломакина
Мотивированное решение суда изготовлено 01 июня 2022 г.