Решение по делу № 33-2734/2021 от 04.08.2021

Судья: Бойченко Т.Л.                        Дело №2-99/2021

46RS0001-01-2021-000177-94

                                                                    суд апелляционной инстанции дело № 33-2734/21
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курск                          02 сентября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего      Апалькова А.М.,

судей                 Клевцовой Г.П., Черниковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Логиновой П.А.,

с участием помощника судьи Зуборевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Беловского района Курской области к администрации муниципального образования «Кондратовский сельсовет» Беловского района Курской области об обязании согласовать величину финансового обеспечения, произвести расчет вероятного вреда в результате аварии гидротехнических сооружений (ГТС), поступившее по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Кондратовский сельсовета» Беловского района Курской области на решение Беловского районного суда Курской области от 15 июня 2021 г., которым постановлено об удовлетворении заявленного иска.

Заслушав доклад судьи Клевцовой Г.П., выслушав объяснения главы администрации муниципального образования «Кондратовский сельсовет» Беловского района Курской области Лукьянова В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курской области Белых В.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Беловского района Курской области, действующий в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации муниципального образования «Кондратовский сельсовет» Беловского района Курской области, в котором просил обязать ответчика в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии 9 гидротехнических сооружений на территории Кондратовского сельсовета Беловского района Курской области: гидротехнического сооружения балки <адрес> с кадастровым номером гидротехнического сооружения в с<адрес> с кадастровым номером гидротехнического сооружения в <адрес> с кадастровым номером ; гидротехнического сооружения на ручье <адрес> с кадастровым номером ; гидротехнического сооружения на ручье <адрес> района с кадастровым номером гидротехнического сооружения балки Попово (исток р.Удава) в <адрес> с кадастровым номером ; гидротехнического сооружения в <адрес> с кадастровым номером гидротехнического сооружения на ручье без названия в с<адрес> с кадастровым номером гидротехнического сооружения в <адрес> с кадастровым номером , и согласовать указанный расчет с Комитетом природных ресурсов Курской области.

Судом постановлено решение об удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе глава администрации муниципального образования «Кондратовский сельсовет» Беловского района Курской области просит изменить решение Беловского районного суда Курской области от 15 июня 2021 г. в части указания срока его исполнения, определив срок исполнения решения в течение 48 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица – комитета природных ресурсов Курской области, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного заседания, назначенного на 10 часов 45 минут 02 сентября 2021 г., размещена на официальном сайте Курского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

    Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, материалам дела, не имеется.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.

В силу п. 1 ст. 209, ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.

Статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание, порядок составления декларации безопасности гидротехнических сооружений и осуществление ее государственной экспертизы определяет Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020 № 1892.

Разработке декларации безопасности предшествует расчет вероятного вреда, произведенный в соответствии с Правилами определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 №1596, по результатам которого и решается вопрос о необходимости разработки такой декларации.

Указанные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения

Согласно п.2 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

При наличии у собственника гидротехнического сооружения или у эксплуатирующей организации 2 и более гидротехнических сооружений величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из наибольшего значения вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии одного из гидротехнических сооружений.

В силу требований п.3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения в соответствии с утвержденной в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2020 года №1596 методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, и направляется на согласование в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых может быть причинен вероятный вред, в порядке, установленном указанными органами.

Из приведенных норм следует, что проведение расчета вероятного вреда необходимо для отнесения гидротехнического сооружения к объектам, на которые распространяется сфера действия Федерального закона №117-ФЗ.

Пунктом 5 Правил установлено, что величину финансового обеспечения ответственности определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, на основании представленного ему владельцем гидротехнического сооружения расчета вероятного вреда, произведенного и согласованного в соответствии с положениями настоящих Правил и являющегося обязательным приложением к декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Ранее действовали аналогичные Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 № 876.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Беловского района Курской области на основании задания прокуратуры Курской области от 29.12.2020 №07/-18-2020 проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в администрации МО Кондратовского сельсовета Беловского района Курской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Кондратовского сельсовета Беловского района Курской области является собственником девяти гидротехнических сооружений в границах Кондратовского сельсовета Беловского района Курской области: ГТС балки <адрес> района с кадастровым номером ГТС в с<адрес> района с кадастровым номером ; ГТС в с<адрес> района с кадастровым номером ; ГТС на ручье <адрес> района с кадастровым номером ГТС на ручье <адрес> в с.<адрес> района с кадастровым номером ; ГТС балки <адрес> района с кадастровым номером ; ГТС в с<адрес> района с кадастровым номером ; ГТС на ручье без названия в <адрес> района с кадастровым номером ; ГТС в с.<адрес> района с кадастровым номером . Эксплуатирующей организации указанные ГТС не имеют.

При этом администрацией Кондратовского сельсовета Беловского района Курской области расчет вероятного вреда для гидротехнических сооружений не произведен, с уполномоченным органом соответственно не согласован, что подтверждается материалами дела. В связи с чем дальнейшая эксплуатация гидротехнических сооружений, в отсутствие согласованного расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, так как отсутствие расчета не позволяет определить существенность вреда, который может быть причинен окружающей среде, жизни и здоровью граждан и их имуществу, а так же делает невозможным определение финансового обеспечения ответственности собственника гидротехнического сооружения, что, в случае аварии, приведет к невозможности своевременного и полного возмещения причиненного ущерба.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.

Таким образом, суд первой инстанции правильно установил, что в связи с бездействием ответчика, связанного с непринятием мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, имеется угроза нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на администрацию муниципального образования «Кондратовский сельсовет» Беловского района Курской области обязанности произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, принадлежащих ответчику на праве собственности гидротехнических сооружений, а также согласовать расчет такого вероятного вреда от гидротехнических сооружений с комитетом ресурсов Курской области.

Согласно п.3.3.9 Положения о комитете природных ресурсов Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 07.10.2020 №299-пг комитет природных ресурсов Курской области наделен полномочиями по согласованию расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, расположенного на территории Курской области, а также трансграничного гидротехнического сооружения, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, вероятный вред от аварии на котором распространяется на территорию Курской области.

Таким образом, суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, применив вышеназванные нормы материального права, с учетом установленных обстоятельств по делу, объяснений сторон, пришел к верному выводу о возложении обязанности на ответчика, как собственника гидротехнических сооружений расположенных на территории МО Кондратовского сельсовета Беловского района Курской области, произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии, согласовав данный расчет с Комитетом природных ресурсов Курской области.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.

Юридически значимые обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда в апелляционном порядке, не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у администрации муниципального образования не имеется возможности в установленный срок исполнить решение суда по независящим от него обстоятельствам, поскольку ответчик является органом местного самоуправления, финансируемым из средств бюджета и денежные средства в бюджете Кондратовского сельсовета на предполагаемые работы на 2021 финансовый год и плановый период 2022-2023 г.г. не предусмотрены, не могут являться основанием для отмены судебного постановления суда.

Также, следует учитывать, что никаких действий по осуществлению расчета вероятного вреда в результате аварии гидротехнических сооружений ни до возбуждения гражданского дела в суде ни после его возбуждения ответчик не совершал.

Установленный судом двенадцатимесячный срок для исполнения судебного решения со дня вступления его в законную силу является разумным и сбалансированным, определен судом с учетом фактических обстоятельств дела, а потому доводы жалобы о необоснованности выводов суда в части определения указанного срока являются несостоятельными.

Жалоба не содержит указания на факты, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли бы на законность и обоснованность решения, возможность его исполнения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем доводы жалобы не могут служить основанием для отмены либо изменения решения.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Беловского районного суда Курской области от 15 июня 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Кондратовский сельсовета» Беловского района Курской области – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

33-2734/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Беловского района
Ответчики
Администрация Кондратовского сельсовета
Другие
Лукъянов Владимир Михайлович
Комитет природных ресурсов Курской области
Суд
Курский областной суд
Судья
Клевцова Галина Павловна
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
06.08.2021Передача дела судье
02.09.2021Судебное заседание
06.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2021Передано в экспедицию
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее