Решение по делу № 12-463/2022 от 21.06.2022

Р Е Ш Е Н И Е

уникальный идентификатор дела № 91RS0023-01-2022-000708-09производство № 12-463/2022

19 октября 2022 года                                                 г. Севастополь

Судья Гагаринского районного суда города Севастополя                    Моцный Н.В.,

рассмотрев жалобу Глушкова Михаила Сергеевича на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного Межрегионального управления Россельхознадзора                                 № 16-28/2022-217 от 24 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Глушкова Михаила Сергеевича,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного Межрегионального управления Россельхознадзора № 16-28/2022-217 от 24.05.2022 года Глушков М.С. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000,00 руб.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Глушков М.С. обратился с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу прекратить.

Указывает, что из государственных актов о праве собственности, принадлежащие ему земельные участки с кадастровыми номерами (ранее присвоенный ), (ранее присвоенный ), (ранее присвоенный ), (ранее присвоенный )), расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, являлись пастбищами и предназначены для выпаса скота и на них может расти дерн.

Каждый из рассматриваемых земельных участков является пастбищем, данные земельные участки использовались в соответствии с их целевым использованием для распространения дерна предназначенного для выпаса скота. Помимо выпаса домашнего скота на земельных участках уже много лег размножаются зайцы и другая дикая природная живность.

Также, ранее в Россельхознадзор сообщалось и о том, что земельные участки невозможно использовать в сельскохозяйственных целях в соответствии с классификатором видов разрешенного использования утверждённых 10 ноября 2020 года № П/0412. Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру РК не может изменить вид разрешенного использования по всем испрашиваемым земельным участкам на для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, в связи с присвоенной испрашиваемым земельным участкам зоной, отличающейся от сельскохозяйственной градостроительной зоны, а именно - зоны рекреации, зона отдыха и туризма Р4. Земельные участки расположены в функциональной зоне рекреации, что подтверждается решением Черноморского районного совета РК 115 внеочередного заседания созыва от 5 октября 2018 года № 1059, которым утверждён Генеральный план Муниципального образования Межводненского сельского поселения, Черноморского района, Республики Крым. Земельные участки вошли в функциональную зону рекреации зону отдыха и туризма. Решением Черноморского районного совета РК 115 заседания 1 созыва от 29 августа 2019 года № 1373 были утверждены правила землепользования и застройки, муниципального образования Межводненское сельское поселение, Черноморского района, Республики Крым, на котором указанные земельные участки вошли в зону Р4 - зона объектов отдыха и туризма, один из основных видов разрешенного использования которой, согласно установленных градостроительных регламентов зоны (Р4), является "Гостиничное обслуживание — размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды") и исполнение требований Россельхознадзора приведет к нарушению статей 94 - 98 ЗК РФ. В силу части 5 статьи 98 ЗК РФ на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Глушков М.С. вынужден заключать ежегодно краткосрочные договора аренды с разными лицами, по использованию земельных участков. В прошлом году земельные участки использовались под пастбища. Также, следует отметить, что на них обитают ценные зайцы породы Русаки. Глушков М.С. совместно с партнерами осуществлял подкормку данной живности путем наращивания необходимого дерна для их благоприятной жизнедеятельности. В этом году было решено временно сдать земельные участки в аренду для выращивания овса и ячменя, данные сельхозкультуры хорошо подходят для питания зайцев, а также приносит доход временному арендатору. В настоящее время указанные земельные участки находятся в аренде у К(Ф)Х «Таврида», что подтверждается соответствующим Договором краткосрочной аренды земельных участков № ДСА - ЗУ - 1.

По мнению заявителя, какие-либо доказательства совершения Глушковым М.С. вмененного правонарушения отсутствуют.

Материалы дела, по мнению заявителя, не содержат доказательств того, что уполномоченные должностные лица в ходе проведения проверки в отношении Глушкова М.С. при изучении вопроса исполнения им обязанностей по проведению мероприятий, связанных с выполнением установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране их почв, приняли во внимание возможность их использование именно в качестве пастбищ.

Материалы административного дела не содержат доказательств изучения контролирующим органом вопроса невыполнения                   Глушковым М.С. вмененных в вину положений Земельного кодекса Российской Федерации при использовании им в качестве пастбищ земельных участков с кадастровыми номерами:

В судебное заседание заявитель Глушков М.С. не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Представитель административного органа Бойченко Л.А. против удовлетворения жалобы возражала. Пояснила, что привлечение                 Глушкова М.С. к административной ответственности осуществлено при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о совершении вмененного правонарушения.

Заслушав пояснения представителя административного органа, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении и доводы жалобы, следует прийти к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 ст. 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

На основании распоряжения органа государственного контроля, органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки гражданина от 11.06.2021    года № ВПф878 с 16.06.2021 по 13.07.2021 уполномоченным должностным лицом Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору проведена проверка в отношении                       Глушкова М.С., правообладателя земельных участков с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, с кадастровыми номерами: , площадью 1,2103 га; (общая долевая собственность 4/5), площадью 1,2103 га; (общая долевая собственность 4/5), площадью 1,2103 га; , площадью 1,2415 га, расположенных на территории <адрес>. Оборот указанных земельных участков попадает под действие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ.

В ходе контрольного мероприятия произведен осмотр объекта земельных отношений в отсутствии правообладателя, извещенного надлежащим образом о проведении проверки. Осмотром установлено: земельные участки категории - сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного производства, не используются для сельскохозяйственных целей, сельскохозяйственная деятельность не ведется, не осуществляется посев сельскохозяйственных культур. На участках не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, а также агротехнические и фитосанитарные мероприятий (обработка от сорной растительности, вспашка и т.д.). Отсутствуют признаки сельскохозяйственного использования: посев, пожнивные остатки (стерня), выпас КРС, сенокошение. По всей площади участки поросли сорной растительностью различного морфологического состава. Земельные участки по периметру не огорожены, доступ на участки свободный, знаков запрещающих или ограничивающих движение/проезд не установлено. Межевые знаки отсутствуют. По результатам проверки составлен акт проверки № ВПф-878 от 30.06.2021 года, Глушкову М.С. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ №ВПф-878 от 30.06.2021 года. Указанные документы направлены в адрес Глушкова М.С. заказной почтовой корреспонденцией (РПО 29505360070571). Согласно отчету об отслеживании на 22.07.2021 имеют статус «Получено отправителем».

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления 26.08.2021 года главным государственным инспектором отдела государственного земельного надзора ЮМУ Россельхознадзора Бойченко О.А. в отношении Глушкова М.С. протокола об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в связи с невыполнением установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

В качестве нарушения Глушкову М.С. вменено совершение бездействия, приведшее к зарастанию земельного участка, в котором усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).

В силу п. 1 ст. 13 названного кодекса охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статьей 13 ЗК РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Согласно ст. 42 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» установлены признаки неиспользования земельных участков из земель с/х назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ. Так, в нарушение указанного Постановления, зарастание вышеуказанных земельных участков сорными растениями составляет 50 и более процентов от общей площади предоставленных в собственность земельных участков. К указанному нарушению привело бездействие правообладателей земельных участков.

При проведении административного обследования, и выездной проверки должностным лицом установлено, что отсутствуют признаки сельскохозяйственного использования: посев, пожнивные остатки (стерня), выпас КРС, сенокошения дерна в том числе. Весь массив земельных участков порос сорной растительностью различного видового состава (осот полевой, горец шероховаты, горчак ползучий), высота сорной растительности достигает 0,20-0,40 м.

ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения» определяет, что сорные растения (сорняки) - дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшают его качество: благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения: создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Пунктом 12 "ГОСТ Р 59055-2020 Национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Земли. Термины и определения" определено, что охрана земель: деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Согласно примечанию к п. 12 - в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в т.ч. радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Произрастание сорной растительности на площади вышеуказанных земельного участка способно оказывать негативное влияние на состояние прилегающих участков и создает пожароопасную ситуацию, т.е. является причиной возникновения весенних палов сухой травы, имеющих наиболее губительные экологические последствия и требующих крупных финансовых вложений для их ликвидации. Зарастание земель сорняками является свидетельством того, что использование земельного участка ведется бессистемно, а именно отсутствует система земледелия, включающая в себя проведение агротехнических и агрохимических мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель.

Сорные и древесно-кустарниковые растения способствуют распространению болезней и вредителей, конкурируют с культурными растениями за влагу и минеральное питание, снижая количественные и качественные характеристики урожая. При зарастании сорной и древесно-кустарниковой растительностью не происходит воспроизводство плодородия земель. Зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями и древесно-кустарниковой растительностью уменьшает их посевную площадь, приводит к деградации земель. Распространение сорной и древесно-кустарниковой растительности негативно сказывается на фитосанитарном состоянии вышеуказанного земельного участка, освоение которого невозможно без применения значительного количества пестицидов, увеличивающих антропогенную нагрузку на почву.

Таким образом, бездействие Глушкова М.С. являются нарушением ст. 7, ст. 13, абз. 2,4,7,8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136-ФЗ; ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Способы (комплекс мероприятий) защиты и охраны почвы от процессов, ухудшающих ее качественное состояние, землепользователи выбирают самостоятельно, учитывая требования, закрепленные законодательством РФ.

Невыполнение правообладателем установленных требований, обязательных мероприятий по улучшению, защите, охране земель, окружающий среды от негативного воздействия, предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения - не принятие землепользователями своевременных мер по борьбе с сорной растительностью влечет за собой резкое увеличение потенциальной засоренности почв, для снижения которой потребуется увеличение количества механических обработок почвы, что так же негативнее сказывается на плодородии земель, так как ухудшает структурный (механический) состав почв, либо потребует применение гербицидов в максимально допустимых дозировках, что приводит к накоплению в почве тяжелых металлов и остатков гербицидов, что приведет к возникновению угрозы причинения вреда растениям, окружающей среде.

Доказательствами, подтверждающими виновность Глушкова М.С. во вмененном административном правонарушении в соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, являются: протокол об административном правонарушении № 16-29/2021-468 от 26.08.2021 года, акт проверки №ВПф-878 от 30.06.2021 года.

Установленные обстоятельства позволяют с достоверностью п прийти к выводу о том, что гр. Глушков М.С. не предпринял всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства и предотвращению правонарушения.

Установленное нарушение земельного законодательства в виде зарастания земельных участков, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Доводы жалобы Глушкова М.С. о том, что земельные участки с кадастровыми номерами являются пастбищем и используются для распространения дерна, предназначенного для выпаса скота объективно не подтверждены. Во время проведения осмотра указанных земельных участков, при проведении внеплановой выездной проверки уполномоченным должностным лицом административного органа следов выпаса крупного рогатого скот не зафиксировано, произрастания кормовых культур или следов сенокошения также не зафиксировано, что подтверждается содержанием акта проверки № ВПф-878 от 30.06.2021 года. Представленный к жалобе Глушковым М.С. краткосрочный договор аренды № ДСА-ЗУ-1 от 24.03.2022 заключён после проведения проверки и составления акта проверки № ВПф-878 от 30.06.2021.

Заявителем каких-либо доказательств использования земельных участков с кадастровыми номерами 90:14:070701:48, 90:14:070701:90, 90:14:070701:91, 90:14:070701:389 во время проведения проверки соблюдения земельного законодательства под пастбища не представлено.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что при производстве по делу фактические обстоятельства установлены полно и всесторонне, представленным доказательствам дана надлежащая, отвечающая правилам ст. 26.11 КоАП РФ, правильная по существу правовая оценка, а также учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, законных оснований для отмены оспариваемого Глушковым М.С. постановления должностного лица административного органа не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 КоАП РФ,

р е ш и л:

Жалобу Глушкова Михаила Сергеевича на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного Межрегионального управления Россельхознадзора № 16-28/2022-217 от 24 мая 2022 года - оставить без удовлетворения.

Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного Межрегионального управления Россельхознадзора                                                 № 16-28/2022-217 от 24 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Глушкова Михаила Сергеевича- оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

    Председательствующий по делу

    судья                                                /подпись/                  Н.В. Моцный

    Решение не вступило в законную силу.

    -----------------------------------------¬

    ¦"КОПИЯ ВЕРНА"                           ¦

    ¦подпись судьи _____________________    ¦

    ¦Наименование должности                  ¦

    ¦уполномоченного работника аппарата суда ¦

    ¦помощник судьи ФИО5            ¦

    ¦              (инициалы,фамилия)        ¦

    ¦"__" _____________ 20__ г.              ¦

    L-----------------------------------------

12-463/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Глушков Михаил Сергеевич
Другие
Лытзарь Дарья Анатольевна
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Статьи

8.7

Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
22.06.2022Материалы переданы в производство судье
23.06.2022Истребованы материалы
19.07.2022Поступили истребованные материалы
14.09.2022Судебное заседание
19.10.2022Судебное заседание
13.12.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
14.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
10.01.2023Вступило в законную силу
19.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее