№ 2а-599/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2018 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Матушевской Е.П.,
при секретаре Усковой Н.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краюк Некрасовой В. М. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени, суд
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Красноярскому краю (далее по тексту – МИ ФНС № 4) обратилась в суд с иском к Некрасовой В.М. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, мотивируя свои требования тем, что Некрасова В.М. как физическое лицо, осуществлявшее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в настоящее время утратившее статус, являлась плательщиком страховых взносов, и была обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в размерах, определяемых исходя из стоимости страхового года, а также вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанные бюджеты. С 01 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган. В связи с тем, что страховые взносы перечислялись с нарушением установленных сроков, ответчику начислены пени, по состоянию на 12.09.2016 года за ответчиком числится задолженность по страховым взносам и пени в размере 3 111,82 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации в размере 2 061,33 руб., пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 999,52 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 50,97 руб. Административному ответчику направлено требование об уплате недоимки, срок для добровольного исполнения указан до 22 сентября 2016 года, однако в указанный срок сумма задолженности не была возмещена. В связи с чем, просит взыскать с Некрасовой В.М. задолженность по страховым взносам и пени в сумме 3 111,82 руб. Истец также просил восстановить срок для обращения в суд с административным иском (л.д.2-3).
Копия административного искового заявления была направлена административным истцом в адрес административного ответчика 13 декабря 2017 года (л.д. 4).
В определении суда от 28 декабря 2017 года административному ответчику предложено представить доказательства оплаты страховых взносов и пени, а также возражения относительно применения правил упрощенного (письменного) производства (л.д.1), которые в суд не представлены до настоящего времени.
В соответствии с ч.3 ст. 291 КАС РФ административное исковое заявление рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд считает требования МРИ ИФНС № 4 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
С 01 января 2017 года вышеуказанный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (к числу которых отнесены индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 1 и 2 ст. 18 указанного Закона).
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени (ч. 1 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 2 ст. 25 указанного Закона).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (ч. 7).
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона (т.е. при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика), орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, как следует из положений статей 19 и 20 Федерального закона N 212-ФЗ, пенсионные органы наделены правом принимать в отношении индивидуальных предпринимателей властные решения и обращать их к принудительному исполнению во внесудебном порядке, а именно: путем направления для исполнения в службу судебных приставов при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии у пенсионного органа информации о наличии у данного плательщика страховых взносов открытых счетов в банках.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, с 16.03.2015 года по 18.11.2016 года Некрасова В.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за ИНН <данные изъяты>. 18.11.2016 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о том, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения. (л.д.5).
После поступления в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ сведений об имеющейся задолженности ответчика по уплате страховых взносов и пеней, налоговым органом вынесено требование № 205S01160228048 по состоянию на 12.09.2016 года без даты о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 2061,33 руб., пени в размере 1194,24 руб., и пени на обязательное медицинское страхование в размере 104,03 руб. Всего на сумму 3359,60 руб. (л.д.6).
Сведения об отправке ответчику указанного требования в материалы дела не представлены.
25.12.2017 года административный истец обратился к ответчику с иском о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 2061,33 руб., пени в размере 999,52 руб., и пени на обязательное медицинское страхование в размере 50,97 руб. Всего на сумму 3111,82 руб.
Сведений о частичном погашении суммы долга в материалы дела не представлены, суд рассматривает исковое заявление по заявленным требованиям и исходя из представленных доказательств.
Вместе с тем, из представленного Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) постановления № 205S04160054774 от 21.11.2016 г. о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов следует, что задолженность Некрасовой В.М. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 2 061,33 руб., пенсии по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 815,44 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 29,73 руб. взысканы, а кроме того данное постановление обращено к взысканию предъявлением в МОСП по г.Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам 24.11.2016 г. (л.д.17,19,)
Исполнительное производство № 93801/16/24016-ИП от 24/11/2016 г. о взыскании с Некрасовой В.М. задолженности в сумме 2 906,50 руб. окончено 06.12.2016 г. в соответствии с п.4 ч.1 ст.46 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с невозможностью установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества (л.д.24).
Таким образом, данная недоимка взыскана с ответчика как с индивидуального предпринимателя во внесудебном порядке посредством принятия соответствующего решения органом контроля в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (№ 205S04160054774 от 21.11.2016 г.), являющегося исполнительным документом согласно подпункту 4.1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и подлежащего исполнению в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Поскольку постановление № 205S04160054774 от 21.11.2016 г. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Ачинске не признано не подлежащим исполнению, удовлетворение требований административного истца приведет к повторному взысканию с ответчика задолженности по страховым взносам за 2014 год и пени.
Кроме того, суд не может признать обоснованным и подлежащим удовлетворению требование о взыскании пени по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии, заявленных ко взысканию свыше взысканной постановлением УПФ РФ суммы в размере 184,08 руб. (999,52 – 815,44) и пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 21,24 руб. (50,97 – 29,73), так как административным истцом не представлены доказательства наличия пени в указанном размере.
Решением Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Ачинске Красноярского края (межрайонное) было установлено, что за ответчиком по состоянию на 05.10.2016 годаимеется задолженность по пени именно в размере 845,17 руб., которая и была взыскана постановлением № 205S04160054774 от 21.11.2016 г. (л.д.18).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что предъявляемая сумма страховых взносов и пеней, в общей сумме 2 906,50 руб., уже взыскана постановлением УПФ РФ № 205S04160054774 от 21.11.2016 г., пени в сумме 205,32 руб. признаны не доказанными ко взысканию, у суда отсутствуют основания для взыскания спорной недоимки по страховым взносам и пени, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований МИ ФНС России №4 по Красноярскому краю отказать.
Руководствуясь ст. ст. 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Красноярскому краю к Некрасовой В. М. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья подпись Е.П. Матушевская