Дело №88-2193/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 11 февраля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чаус И.А.
судей Зориной С.А., Малоедовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3922/2019 по иску Василенко Сергея Николаевича к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о признании решения комиссии незаконным, возложении обязанности принять на учет для предоставления единовременной социальной помощи,
по кассационной жалобе Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 сентября 2020 года,
Заслушав доклад судьи Чаус И.А. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю Маслоченко О.Д., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Василенко С.Н. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю о признании незаконным решения комиссии от 14 марта 2019 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; о возложении обязанности поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в составе семьи 5 человек с 18.03.2019г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является сотрудником ГУФСИН России по Пермскому краю, имеет выслугу более 15 лет, проживает с семьей в составе 5 человек в жилом помещении, площадью 60,6 кв.м, в постановке на учет ему было отказано по тому основанию, что его семья была участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и 21.10.2015 был выдан сертификат на получение денежных средств, что считает незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 16 октября 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 февраля 2020 года, в удовлетворении требований отказано.
Определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 июля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 10 февраля 2020 года отменено, гражданское дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 февраля 2020 года, решение суда отменено, решение комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от 14 марта 2019 г. признано незаконным, на учреждение возложена обязанность поставить на учет Василенко С.Н. с составом семьи 5 человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18 марта 2019 года.
В кассационной жалобе ГУФСИН России по Пермскому краю ставит вопрос об отмене апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении и неправильном применении норм материального права. Настаивает на том, что истец не имеет оснований для восстановления на учете, поскольку ранее ему была предоставлена субсидия согласно целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». Полагает, что улучшение жилищных условий независимо от формы содействия может быть оказано сотруднику за счет средств федерального бюджета только один раз, чем и воспользовался Василенко С.Н.
В возражениях на кассационную жалобу Василенко С.Н. полагает апелляционное определение законным и обоснованным, а доводы жалобы – подлежащими отклонению.
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание суда кассационной инстанции истец Василенко С.Н. не явился, представил письменные возражения.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, приходит к следующему.
В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, а доводы жалобы не могут повлечь отмену или изменение обжалуемых постановлений в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Василенко С.Н. является капитаном внутренней службы, проходит службу в уголовно-исполнительной системе в должности инспектора отдела режима и надзора ФКУ Пермская ВК ГУФСИН России по Пермскому краю, продолжительность службы в календарном исчислении составляет 15 лет 02 месяца.
18.12.2018 Василенко С.Н. обратился к ответчику с заявлением (рапортом) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (материалы учетного дела).
14.03.2019 года решением комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Василенко С.Н. отказано в приеме на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании ч.1 ст.4 Федерального закона №283-Ф3 в связи с тем, что ранее Министерством социального развития Пермского края Василенко С.Н. в составе семьи 5 человек, являющейся участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015гг., выдано свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, и согласно разъяснениям Минстроя России №25/1-01-155 от 30.01.2019г. у заявителя и членов его семьи отсутствуют основания на повторное улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета (л.д.5).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что истцом уже было реализовано право на участие в целевой программе по обеспечению жильем молодых семей, оснований для приема его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты, не имелось.
Суд апелляционной инстанции, при новом рассмотрении гражданского дела после отмены апелляционного определения судом кассационной инстанции, с выводами суда не согласился, отменил решение суда и удовлетворил требования.
При этом, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Василенко С.Н. имеет общую продолжительность службы в государственном учреждении более 10 лет, за период службы жилым помещением за счет государственного жилищного фонда не обеспечивался, денежные средства на приобретение или строительство жилья не получал, руководствуясь положениями Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что Василенко С.Н. имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решение комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю от 14.03.2019 об отказе в постановке на соответствующий учет, является незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не находит.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 этого закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
На основании части 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и пункта 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Согласно 21 Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФТС России от 18.06.2013 N 1111, при решении вопроса о постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты Комиссия на основании документов, представленных сотрудником, членами семей и гражданином, уволенным со службы в таможенных органах, проверяет наличие условий, необходимых для их постановки на учет, наличие установленной Правилами общей продолжительности государственной службы и наличие в письмах соответствующих государственных органов и учреждений информации о том, что сотрудник, члены семей и гражданин, уволенный со службы в таможенных органах, не получал единовременную социальную выплату.
Отказ в постановке сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной Комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки сотрудника, членов семей, гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты ( пункт 24 Порядка).
Из приведенных нормативных положений следует, что сотрудник имеет право один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, получить единовременную социальную выплату, предоставленную ему в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, и при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты должен информировать о не предоставлении ему ранее во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждения и органах, единовременных выплат (субсидий) в целях приобретения (строительства) жилого помещения.
Подпрограммы « Обеспечение жильем молодых семей» федеральных целевых программ «Жилище», реализация которых осуществлялась в разные периоды (2002-2010 годы, 2011-2015 годы,2015-2020 годы), в настоящее время вошли в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050.
В соответствии с положениями подпрограмм целью их реализации является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Предоставление молодым семьям- участникам подпрограмм социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома осуществляется путем выдачи свидетельств о праве на получение социальной выплаты.
Исходя из цели и задач подпрограмм, требований к их участникам, а также положений о ресурсном обеспечении подпрограмм предоставление социальной выплаты в рамках подпрограмм не связано с прохождением государственной службы, основными источниками финансирования подпрограмм являются средства федерального бюджета, предоставляемые в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограмм, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, личные денежные средства граждан.
Положениями Федерального закона № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и «Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам..» не предусмотрено предоставление сотрудником сведений о ранее полученных им либо членами его семьи социальных выплатах для приобретения жилого помещения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и не связанных с прохождением ими государственной службы, в том числе в рамках подпрограмм, как и не предусмотрена проверка комиссией информации о том, что сотрудник получал выплату для приобретения жилого помещения, не связанную с прохождением государственной службы.
Установив, что истец является нуждающимся, имеет необходимый стаж службы и ранее не реализовал право на улучшение жилищных условий в местах прохождения государственной службы, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным решения комиссии ГУФСИН России по Пермскому краю об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и о возложении такой обязанности на ответчика с момента обращения.
Суд апелляционной инстанции, исходя из положений вышеприведенных норм, пришел к обоснованному выводу о том, что получение истцом субсидии в соответствии с действующими государственными программами, направленными на улучшение жилищных условий молодых семей, не может ограничивать право истца на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставляемых в соответствии с установленным Порядком.
По указанным выше основаниям не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы об отсутствии у истца права по получение единовременной выплаты в связи с полученной ранее социальной выплаты по подпрограмме « Обеспечение жильем молодых семей».
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судебной коллегии в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи