Дело №2 -359/2023
(соед. с №2-360/2023- №2-363/2023)
УИД 75RS0031-01-2023-000757-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре А.А. Каменскас,
с участием старшего помощника прокурора района А.В. Минковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки <адрес>, администрации муниципального района «<адрес>», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки <адрес>, администрации муниципального района «<адрес>», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в МБОУ «Ясногорская СОШ» при начислении заработной платы, выплаты стимулирующего характера, в частности надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет.
В ходе проверки установлено, что Банщикова Л.Н. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителя математики.
Битюкова С.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Истомина Л.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Гудкова А.С. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Коротокова Е.Н. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ приняты на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителей начальных классов. Согласно заключенным трудовым договорам работа истцов в МБОУ «Ясногорская СОШ» является основным местом работы.
В соответствии с дополнительным соглашением заключенным с Банщиковой Л.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного стимулирующего характера, в том числе за выслугу лет – 25%.
В соответствии с дополнительным соглашением заключенным с Битюковой С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, Истоминой Л.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, Коротковой Е.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, работнику устанавливается должностной оклад (за 18 часов) в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты компенсационного стимулирующего характера, в том числе за выслугу лет – 25%., северная и районный коэффициент.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы
по соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.
Согласно п.4 Положения, надбавка за выслугу лет исчисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и стимулирующих выплат) составляет 25% к должностному окладу при стаже работы от 15 и более лет.
Согласно тарификационного списка на 2021-2022 учебные года ФИО1 установлена учебная нагрузка, которая с ДД.ММ.ГГГГ тарифицирована в объеме 27 часов в неделю, на 2022 в объеме 24 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 руб.
Битюковой С.В. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 37 часов в неделю, на 2022 в объеме 40 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 руб.
Истоминой Л.В. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 32 часов в неделю, на 2022 в объеме 33 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 руб.
Гудковой А.С. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 31 часов в неделю, на 2022 в объеме 22 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 10% надбавки за выслугу лет – 947,13 руб.
Коротковой Е.Н. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 31 часов в неделю, на 2022 в объеме 31 часа в неделю. При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 руб.
Из расчетных листов Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Коротковой Е.Н., за период с марта 2022 года по март 2023 следует, что надбавка за выслугу лет ей начислялась в размере 2367,81 руб., Гудковой А.С. надбавка за выслугу лет начислялась в размере 947,13 руб.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном региональном им местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведенных без учета объемов фактической учебной нагрузки педагогов.
Тем самым, начисление надбавки за выслугу лет исходя из нормы часов противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки. Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
Согласно произведенному расчету, размер недоначисленной невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с 01.03.2022 по 31.03.2023 Банщиковой Л.Н. составил 63426,97 руб., Битюковой С.В. – 50955,70 руб., Истоминой Л.В.-35679,13 руб., Гудковой А.С.- 12030,93 руб., Коротковой Е.Н.- 32043,33 руб.
Поскольку установлено, что начисление заработной платы Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. производилась в меньшем размере, соответственно, размер оплаты отпуска за период работы в 2021-2022 подлежат перерасчету.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что соответствует нормам законодательства и нарушает права истца, полагает необходимым возложение обязанности на образовательное учреждение производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки.
С учетом изложенного, погашение образовавшейся задолженности необходимо на Министерство образования и науки Забайкальского края возложить по выделению из бюджета Забайкальского края денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района «Оловяннинский район», а не администрацию муниципального района «Оловяннинский район» обязанность по финансированию МБОУ «Ясногорская СОШ» для выплаты невыплаченной Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. заработной платы, в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
Просит взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет за период с 01 марта 2022 по 31 марта 2023 в пользу Банщиковой Л.Н. в сумме 63426,97 руб., Битюковой С.В. в сумме 50955,70 руб., Истоминой Л.В. в сумме 35679,13 руб., Коротковой Е.Н. в сумме 32043,33 руб., в пользу Гудковой А.С. за период с 01.03.2022 по 31.03.2022 в сумме 12030,93 руб.,
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» произвести Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг.
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» в дальнейшем производить Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01 апреля 2023г.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной выплаты Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» на указанные цели.
Определением суда от 08.06.2023 соединены в одно производство гражданские дела: № 2-359/2023 по 2-362/2023 по искам заместителя прокурора Оловяннинского района в интересах Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Министерству образования и науки Забайкальского края, администрации муниципального района «Оловяннинский район», МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования МР «Оловяннинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет, для совместного рассмотрения и разрешения.
07.06.2023 от заместителя прокурора Оловяннинского района поступило уточнение исковых требований в отношении истца Гудковой А.С., где просит взыскать с МБОУ «Ясногорская СОШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и начисление квалификационной категории за период с 01 марта 2022 по 31 марта 2023 в пользу в пользу Гудковой А.С. за период с 01.03.2022 по 31.03.2022 в сумме 12030,93 руб.,
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» произвести Гудковой А.С. перерасчет и выплатить задолженность недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022гг.
Обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» муниципального района «Оловяннинский район» в дальнейшем производить Гудковой А.С. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01 апреля 2023г.
Обязать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» профинансировать МБОУ «Ясногорская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной Гудковой А.С., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Оловяннинский район» на указанные цели.
В судебном заседании старший помощник прокурора Оловяннинского района Минкова А.В. требования поддержала, просила удовлетворить.
Банщикова Л.Н., Битюкова С.В., Истомина Л.В., Гудкова А.С., Короткова Е.Н.в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия.
Директор МБОУ «Ясногорская СОШ» Шкляр О.Г. в судебном заседании участия не принимала, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика Министерство образования и науки Забайкальского края в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном отзыве просило об удовлетворении иска отказать, указывая, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Источником финансирования любых фондов оплаты труда муниципальных образовательных организаций являются средства учредителя, в данном случае, в соответствии с уставом МБОУ «Ясногорская СОШ»- администрации МР «Оловяннинский район». Министерство как главный распорядитель денежных средств, в полном объеме выполняет по отношении к муниципалитете свои обязательства. Задолженности перед бюджетом муниципального образования «Оловяннинский район» не имеет. Министерство не имеет обязательства. Задолженности перед бюджетом муниципального образования «Оловяннинский район» не имеет. Не имеет обязательств по финансированию непосредственно МБОУ «Ясногорская СОШ». Муниципалитет самостоятельно расходует средства субвенции на указанные цели, то есть распределяет средства субвенции по муниципальным образовательным учреждениям, в том числе направляет в Ясногорскую СОШ. Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС), не финансирует муниципалитет по недоначисленной и невыплаченной заработной плате, а доводит субвенции в муниципалитет на обеспечение реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организация, только в рамках и во исполнение закона, в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 №81, в соответствии с Методикой расчета норматива финансового обеспечения.
Источниками финансирования муниципалитета являются субвенции краевого бюджета по нормативам, установленным постановлением Правительства Забайкальского края от 02.03.2017 №81, в отношении только тех педагогов, которые реализуют программы общего образования.
Министерство не занимается начислением заработной платы работников МБОУ СОШ. Учреждение МБОУ «Ясногорская СОШ» Оловяннинского района Забайкальского края вправе своими правовыми актами улучшить положение работника в спорном вопросе – установить более высокие социальные выплаты и гарантии, в данном случае, начислив стимулирующие выплаты (за выслугу лет, за категорию). Однако Положение об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ» Оловяннинского района Забайкальского края, постановление администрации МР улучшений в спорном вопросе, а именно более высоких социальных выплат и гарантий не содержит.
Представитель администрации МР «Оловяннинский район» в судебном заседании участия не принимал о дате и времени рассмотрения дела извещен 30.05.2023.
Представитель МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования» в судебном заседании участия не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом ДД.ММ.ГГГГ.
Судом определено рассмотреть дело при данной явке.
Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав старшего помощника прокурора, пришел к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан, на основании обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со ст.8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
На основании части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда, доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В соответствии с абз. 4 части 1 статьи 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного горда и устанавливается локальным нормативным актом организации осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол №, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
В соответствии с разделом IХ Единых рекомендаций в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в организациях (отделениях, классах, группах) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением и по другим основаниям, следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Едиными рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены аналогичные особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования на 2023 год.
Согласно материалам дела Банщикова Л.Н. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителя математики. Согласно заключенному трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ работа по должности учителя математики является основным местом работы.
Битюкова С.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Истомина Л.В. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Гудкова А.С. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Коротокова Е.Н. на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ приняты на работу в МБОУ «Ясногорская СОШ» на должность учителей начальных классов.
Согласно заключенным трудовым договорам с Банщиковой Л.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ, Битюковой С.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, Истоминой Л.В. № от ДД.ММ.ГГГГ, Гудковой А.С. № от ДД.ММ.ГГГГ, Коротковой Е.Н. б/н от 12.01.2015 работа по должности учителя начальных классов является основным местом работы.
В соответствии с дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору заключенному с Банщиковой Л.Н., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 16837 руб. за 32 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 29,5 ч, за классное руководство- 10%, за заведование кабинетом- 5%, за работу с детьми с ОВЗ -20,22, надбавка за выслугу лет-25%, северная надбавка и районный коэффициент-70%;
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору заключенному с Битюковой С.В., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 17363,96 руб. за 32 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 27 ч, за классное руководство- 25%, за заведование кабинетом- 2,5%,квалификационная категория 10%, надбавка за выслугу лет 25%, руководство МО 5%, северная надбавка и районный коэффициент-70%;
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору заключенному с Истоминой Л.В., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 15785,42 руб. за 30 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 17 ч, за классное руководство- 25%, за заведование кабинетом- 2,5%, квалификационная категория 15%, почетное звание -5%, надбавка за выслугу лет 25%, надбавка за работу с детьми ОВД 153,67, доплата за работу с детьми на дому 20% от 10ч., северная надбавка и районный коэффициент-70%.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору заключенному с Коротковой Е.Н., работнику устанавливается должностной оклад в размере 9471 руб., состоящий из базового оклада 7497 руб., 25% от базового оклада за работу в сельской местности и 100 руб. за методическую литературу. Кроме того, предусмотрено начисление оплаты за часы в размере 10523,61 руб. за 20 час., а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, за проверку тетрадей -10% от 17 ч, за классное руководство- 25%, за заведование кабинетом- 2,5%,квалификационная категория 10%, работа с детьми с ОВЗ – 68,74, надбавка за выслугу лет 25%, северная надбавка и районный коэффициент-70%.
В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы
по соответствующим профессиональным квалификационным группам квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп, компенсационные и стимулирующие выплаты.
Положением об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе надбавки за выслугу лет.
Согласно указанного Положения, часть средств на оплату труда, формируемых за счет средств ассигнований бюджета <адрес> и бюджета муниципального района «<адрес>» направляется учреждениями на выплаты стимулирующего характера, на обеспечение системы премирования. Объем средств на указанные выплаты определяется в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом эффективности и результативности деятельности учреждения.
Оклады (должностные оклады) педагогических работников образовательных учреждений, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), повышаются на 25% в соответствии с законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования».
Данная доплата образует новый оклад.
В оклады (должностные оклады) педагогических работников (за исключением руководителей) включается ежемесячная компенсация на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб.
Стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
Работника учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за специфику работы, надбавка за выслугу лет, надбавка молодым специалистам и т.д.
Размеры, условия и порядок выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет к должностному окладу работникам учреждения утверждается локальным актом в соответствии с номами действующего законодательства.
Порядок начисления стимулирующей выплаты за стаж работы начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
Надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.
Согласно тарификационного списка на 2021-2022 и 2022-2023 учебные года:
Банщиковой Л.Н. установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 27 часов в неделю, на 2022 в объеме 24 часа в неделю;
Битюковой С.В. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 37 часов в неделю, на 2022 в объеме 40 часа в неделю;
Истоминой Л.В. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 32 часов в неделю, на 2022 в объеме 33 часа в неделю;
Гудковой А.С. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 31 часов в неделю, на 2022 в объеме 22 часа в неделю;
Коротковой Е.Н. за 2021-2022 установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована в объеме 31 часов в неделю, на 2022 в объеме 31 часа в неделю.
При этом оклад за норму часов в неделю (18 часов) Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Коротоковой Е.Н. составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 25% надбавки за выслугу лет – 2367,81 руб., Гудковой А.С. оклад за норму часов в неделю (18 часов) составляет 9471 руб., исходя из которого исчисляется размер 10% надбавки за выслугу лет – 947,13 руб.
Из расчетных листов Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Коротковой Е.Н., за период с марта 2022 года по март 2023 следует, что надбавка за выслугу лет ей начислялась в размере 2367,81 руб., Гудковой А.С. надбавка за выслугу лет начислялась в размере 947,13 руб.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и соответствие занимаемой должности начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
По существу порядок начисления надбавки за соответствие занимаемой должности и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников МБОУ «Ясногорская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и соответствие занимаемой должности, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно произведенному расчету прокурором, размер недоначисленной невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с 01.03.2022 по 31.03.2023 Банщиковой Л.Н. составил 63426,97 руб., Битюковой С.В. – 50955,70 руб., Истоминой Л.В.-35679,13 руб., Гудковой А.С.- 12030,93 руб., Коротковой Е.Н.- 32043,33 руб.
Суд, проверив представленный расчет заместителем прокурора и МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования», признает правильным расчет МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования», и принимает за основу решения.
Исходя из принятого судом расчета, установлено, что заявленная сумма прокурором в отношении истцов Банщиковой Л.Н., Гудковой А. меньше, чем должна быть на самом дела.
На основании ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях предусмотренных федеральным законом.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 основанием иска являются фактические обстоятельства, указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судьей вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела.
В соответствии со ст. 131 ГПК РФ истец обязан указать, в чем заключается нарушение его прав, а также основания, на которых он основывает свои требования. Закон не обязывает истца ссылаться на конкретную правовую норму, точно так же как ссылка в исковом заявлении на определенную статью не связывает суд при правовой оценке фактических обстоятельств дела и установлении правоотношений между сторонами.
Заместителем прокурора заявлены требования о взыскании задолженности по оплате труда в части стимулирующей выплаты за выслугу лет и за определенный период. Тот факт, что в расчете допущена ошибка и указанная им в расчете сумма заработной платы за выслугу лет неверна, не является основанием для взыскания судом такой ошибочной, неверной суммы, и не является выходом за пределы исковых требований.
В связи с чем, размер недоначисленной невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет за период с 01.03.2022 по 31.03.2023 в пользу Банщиковой Л.Н. составил 64917,84 руб., Битюковой С.В. – 50044,62 руб., Истоминой Л.В.-35679,28 руб., Гудковой А.С.- 12216,82 руб., Коротковой Е.Н.- 31582,39 руб.
Поскольку установлено, что начисление заработной платы Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. производилось в меньшем размере, соответственно, размер оплаты за период отпуска в 2021-2022 г. подлежит перерасчету.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» производить начисление названных стимулирующих выплат от фактического объема учебной нагрузки.
Требования истца о возложении обязанности в дальнейшем производить Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01.04.2023 подлежат удовлетворению.
Требования истца о возложении обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края, как на главного распорядителя бюджетных средств приведенную обязанность, суд считает удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12.3.2. Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192, Министерство в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных, образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного к бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ №273) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1,4 ч. 1 ст. 9 ФЗ №273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 ФЗ № 273 предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания услуг государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 8 ФЗ № 273, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере образования включает в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другу работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
Так при рассмотрении дела факта ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет МР «Оловяннинский район» не установлено, в связи с тем, что правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство не имеется, то требования о возложении обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края по выделению из бюджета Забайкальского края денежных средств в виде субвенций в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» следует отказать.
При этом требования о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Оловяннинский район» для выплаты невыплаченной Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. заработной платы, в случае их недостаточности у образовательного учреждения следует удовлетворить.
На основании вышеизложенного требования заместителя прокурора в интересах Банщиковой Л.Н., Битюковой С.В., Истоминой Л.В., Гудковой А.С., Коротковой Е.Н. подлежат удовлетворению частично с учетом уточнений требований.
Поскольку истцы по трудовому спору освобождены от уплаты государственной пошлины, суд присуждает государственную пошлину к взысканию с ответчика МБОУ «Ясногорская СОШ» (неосвобожденного от уплаты государственной пошлины) в размере 5088,82 руб. (194440,79-100000*2%+3200руб.). Сумма государственной пошлины подлежит зачислению в бюджет муниципального района «Оловяннинский район».
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7515003703) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░ 2022 ░░ 31 ░░░░░ 2023 ░ ░░░░░░:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ 64917 ░░░. 84 ░░░.;
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ 50044 ░░░. 62 ░░░.;
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ 35679 ░░░. 28 ░░░.;
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ 12216 ░░░. 82 ░░░.;
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (№) ░ ░░░░░ 31582 ░░░. 39 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7515003703) ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7515008275) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2021-2022░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7515003703) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 01 ░░░░░░ 2023░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7515002604) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7515003703) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №); ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░ 7515003703) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ 5088 ░░░. 82 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 08.06.2023.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░