Решение по делу № 2-3677/2016 от 27.07.2016

Дело № 2-3677-2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 сентября 2016 года г.Учалы РБ

Учалинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Мухаметкильдина Ф.М., с участием помощника Учалинского межрайонного прокурора- Ахметова А.Р., представителя СП Поляковский сельсовет MP Учалинский район- Киреева Г.Р.

при секретаре Давлетшиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Учалинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации СП Поляковский сельсовет MP Учалинский район о возложении обязанности разработать проект зоны санитарный охраны скважин,

у с т а н о в и л:

Учалинский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Учалинской межрайонной прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства при добыче общераспространенных полезных ископаемых в деятельности администрации СП Поляковский сельсовет МР Учалинский район. В ходе проверки было установлено, что в целях организации водоснабжения населения сельского поселения администрацией СП Поляковский сельсовет осуществляет добычу подземной воды из 5 скважин на основании лицензии

- водозабор <адрес>

<адрес>

Уставом сельского поселения Поляковский сельсовет предусмотрено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельского поселения. Между тем, эксплуатация скважин в <адрес> и <адрес>, принадлежащих СП Поляковский сельсовет, осуществляется в отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны скважины, что создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.

Прокурор просит признать незаконным бездействия СП Поляковский сельсовет MP Учалинский район РБ в части непринятия мер по обеспечению разработки и согласования проекта организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин <адрес> и обеспечению организации зон санитарной охраны водозаборов и обязать СП Поляковский сельсовет MP <адрес> РБ в течение одного года со дня вступления в силу решения суда обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин: <адрес> в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 и обеспечить организацию зон санитарной охраны водозаборов.

Представитель ответчика – глава администрации СП Поляковский сельсовет МР Учалинский район Киреев Г.Р. исковые требования прокурора признал в полном объеме, о чем представил заявление о признании иска.

Суд выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела приходит к следующему.

    В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Указанный Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (ст. 1 ФЗ "Об охране окружающей среды").

    Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10. 01. 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. (ст. 34 Федерального закона от 10. 01. 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10. 01. 2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Аналогичные гарантии установлены статьей 8 Федерального закона от 30. 03. 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30. 03. 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 введены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2. 1. 4. 1110-02".

Настоящие Правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Их соблюдение является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. п. 1. 2, 1. 3).

Согласно требований п. 1. 4 Правил зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п. 1. 5 Правил).

Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (п. 1. 6 Правил).

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1. 11 Правил).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1. 13 Правил).

На основании п. 1.15 Правил санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта ( ч. 3 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

Как установлено в судебном заседании и данные обстоятельства подтверждены материалами дела, СП Поляковский сельсовет на праве собственности принадлежат: артезианские скважины, <адрес>

В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о недрах и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации источников подземного водоснабжения на территории СП Поляковский сельсовет МР <адрес> выявлено отсутствие проектов зон санитарной охраны мест водозабора - скважин <адрес>, а также отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Кодексом.

В силу пунктов 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06. 10. 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу требований ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями по решению вопросов местного значения наделяется местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

Установленные в судебном заседании нарушения в организации и содержании скважин могут привести к угрозе ухудшения состояния экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории СП Поляковский сельсовет, в связи с чем обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны скважины, по обустройству и содержанию зон санитарной охраны лежит на собственнике - Администрации СП Поляковский сельсовет.

В силу требований ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель ответчика Администрации СП Поляковский сельсовет МР Учалинский район Киреев Г.Р. в судебном заседании исковые требования прокурора признал. Суд принимает признание представителем ответчика исковых требований прокурора, поскольку данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В связи, с чем требование прокурора подлежит удовлетворению.

    В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

    Согласно ст.107 ГПК РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные федеральным законом. В случаях, если сроки не установлены федеральным законом, они назначаются судом.

    При установлении срока исполнения решения суда, суд исходит из требований разумности и объективной возможности исполнения решения суда. В частности, учитывая, что исполнение решения суда по разработке проекта зон санитарной охраны скважин <адрес>, а также получения санитарно-эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны скважин должно осуществляться в рамках действующего законодательства, с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", суд считает возможным установить ответчику срок один год со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:


Исковое заявление Учалинского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействия СП Поляковский сельсовет MP <адрес> в части непринятия мер по обеспечению разработки и согласования проекта организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин <адрес> и обеспечению организации зон санитарной охраны водозаборов.

Обязать СП Поляковский сельсовет MP Учалинский район а течение года со дня вступления в силу решения суда в силу обеспечить разработку и согласования проекта организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин <адрес> и обеспечению организации зон санитарной охраны водозаборов в установленном в законом порядке в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4 1110-02 обеспечению организации зон санитарной охраны водозаборов.

Взыскать СП Поляковский сельсовет MP Учалинский район госпошлину в местный бюджет <***> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Учалинский районный суд РБ в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Мухаметкильдин Ф.М.

2-3677/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Учалинская МРП
Ответчики
Администрация СП Поляковский сельсовет
Суд
Учалинский районный суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
uchalinsky.bkr.sudrf.ru
27.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2016Передача материалов судье
01.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.08.2016Подготовка дела (собеседование)
22.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2016Судебное заседание
26.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее