Решение по делу № 33-5526/2024 от 19.02.2024

Судья Панфилова А.А.                                УИД 16RS0040-01-2023-004049-94

Дело № 2-3809/2023

№ 33-5526/2024

Учет № 069г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 марта 2024 года                                                                        город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Муртазина А.И.

судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А.

при ведении протокола помощником судьи Нигматзяновой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе З.А.Э. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2023 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований З.А.Э. к НФП «Волга-Капитал» о восстановлении срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений после смерти родственника Д.А.М., умершего <дата> года – отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца З.А.Э. - ФИО15 в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

З.А.Э. обратилась в суд с иском к акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд «Волга-Капитал» (далее НПФ «Волга-Капитал») о восстановлении срока для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений после смерти дяди - Д.А.М.., умершего <дата> года.

В обоснование исковых требований указала, что <дата> умер её дядя Д.А.М. Единственным наследником после смерти являлась его мать Д.Н.Г.., приходящаяся ей бабушкой. Бабушка фактически приняла наследство после смерти сына, но не оформила свои наследственные права.

<дата> года её бабушка - Д.Н.Г.. умерла. Она является наследником после смерти бабушки.

15 марта 2021 года она также оформила свидетельство о праве на наследство по закону в отношении имущества, принадлежащего дяде Д.А.М.

Д.А.М.., не уведомив своих родственников, при жизни перевёл все своим пенсионные сбережения в НПФ «Волга-Капитал».

В связи с изложенным, ссылаясь на то, что шестимесячный срок для обращения к ответчику в связи с незнанием о наличии у дяди пенсионных накоплений, учтённых на пенсионном счете накопительной пенсии в НПФ «Волга-Капитал», истец просила восстановить срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений в НПФ «Волга-Капитал» после смерти её родственника Д.А.М.., <дата> года рождения, умершего <дата> года.

Представитель истца, в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в адрес наследников не поступало уведомления из пенсионного фонда о наличии накоплений.

Ответчик своего представителя в суд первой инстанции не направил, представил письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что истец не является правопреемником умершего застрахованного лица Д.А.М.., заявление застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений Д.А.М.. не подавалось.

Суд исковые требования оставил без удовлетворения и принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, пояснив что является единственным наследником по закону всего имущества своего дяди Д.А.М.

Представитель истца в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение – об удовлетворении исковых требований.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу НПФ «Волга-Капитал» считает решение суда законным и обоснованным. При этом ссылается на то, что истец не относится к числу лиц, которые в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ имеют право на получение выплаты накопительной пенсии умершего застрахованного лица, так как является племянницей умершего Д.А.М.., в то время как племянники в перечне правопреемником не поименованы.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке является неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

    Согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 36.5 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 № 75-ФЗ (далее Федеральный закон №75-ФЗ) года договор об обязательном пенсионном страховании прекращается в случае смерти застрахованного лица.

    В случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании в связи со смертью застрахованного лица, фонд обязан в порядке, установленном указанным Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной части пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, включая доход от их инвестирования.

    В силу пункта 3 статьи 36.21 Федерального закона №75-ФЗ выплата средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, производится правопреемникам умершего застрахованного лица при условии обращения за указанной выплатой в фонд в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

    Срок обращения за выплатой правопреемника умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке.

    К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в части 7 статьи 7 Федерального закона «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ (далее Федеральный закон № 424-ФЗ) (абзац 3 статьи 3 Федерального закона № 75).

    Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона № 424-ФЗ в случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

    В силу статьи 5 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ средства пенсионных накоплений, в том числе включенные в выплатной резерв, являются собственностью Российской Федерации.

    Следовательно, средства пенсионных накоплений не включаются в состав наследственной массы умерших застрахованных лиц, а переходят к их правопреемникам в порядке, установленном положениями Федерального закона № 75-ФЗ, Федерального закона № 424-ФЗ, Правил и договора об обязательном пенсионном страховании.

    Как видно из материалов дела следует, <дата> года умер Д.А.М..

    Из материалов наследственного дела № ...., находящегося в производстве нотариуса Зеленодольского нотариального округа Республики Татарстан К.., открытого после смерти Д.А.М.., умершего <дата> года, следует, что <дата> года с заявлением о принятии наследства после его смерти обратилась наследник первой очереди по закону – его мать Д.Н.Г..

    Свидетельства о праве на наследство по закону никому выданы не были.

    <дата> Д.Н.Г. умерла.

    Таким образом, Д.Н.Г.. фактически приняла наследство, но документально своего права не оформила.

    После её смерти нотариусом Зеленодольского нотариального округа Республики Татарстан К. было заведено наследственное дело № ...., на основании заявления ее внучки З.А.Э. Других наследников не имелось.

    З.А.Э.. были выданы свидетельства о праве на наследство на денежные вклады, земельные участки, квартиру, комнату.

    Из материалов дела видно, что Д.А.М. был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования под № ...., что подтверждается сведениями АО «НПФ «Волга-Капитал».

    Сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица Д.А.М.., составляет 201330 рублей 19 копеек. прилагается.

    Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что З.А.Э.. не является лицом, которому подлежат распределению средства пенсионных накоплений Д.А.М.., поскольку к числу лиц из числа родственников умершего, которые в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона № 424-ФЗ имеют право на выплату пенсионных накоплений, З.А.Э.., приходящаяся племянницей умершему не относится.

    Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, который, по её мнению, сделан без достаточных на то оснований.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 710 утверждены Правила выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии (далее - Правила).

    В соответствии с пунктом 5 указанных Правил, выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результата их инвестирования), производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенном фондом и застрахованным лицом в соответствий с Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

    При отсутствии в договоре указания о распределении средств между правопреемниками выплата средств пенсионных накоплений производится правопреемникам, указанным в заявлении о распределении пенсионных накоплений.

    При отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений выплата средств пенсионных накоплений производится правопреемникам, указанным в законе первой очереди - дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг) и родители (усыновители), а при их отсутствии - правопреемникам второй очереди - братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки.

    Как видно из материалов дела, Д.Н.Г.., бабушка истца, <дата> года подала заявление Нотариусу Зеленодольского нотариального округа Республики Татарстан К.. о принятии по всем основаниям наследования наследства, оставшегося после смерти Д.А.М.. Таким образом, она фактически полностью приняла наследство после умершего сына.

    В силу вышеуказанных положений Федерального закона № 424-ФЗ пенсионные накопления Д.А.М. после его смерти перешли к Д.Н.Г.., приходящейся ему матерью.

    14 сентября 2017 года Д.Н.Г.. умерла.

    В силу положений статьи 1112 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Таким образом, пенсионные накопления Д.А.М.. фактически вошли в наследственную массу после смерит его матери – Д.Н.Г..

    Истцом <дата> года было подано заявление Нотариусу Зеленодольского нотариального округа Республики Татарстан К.. о принятии по всем основаниям наследования наследства, оставшегося после смерти Д.Н.Г..

    <дата> года <дата> года, <дата> года                   З.А.Э. выданы свидетельства о праве на наследство по закону после смерти Д.Н.Г.. (л.д. 119-124).

    Таким образом, истец наследует имущество после смерти бабушки Д.Н.Г.., а не дяди Д.А.М.

    При указанных обстоятельствах, с учётом того, что иного способа для защиты нарушенного права у З.А.Э.. не имеется, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены принятого по делу решения и принятии нового решения о удовлетворении исковых требований.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 15 декабря 2023 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования З.А.Э. о восстановлении срока на обращение за выплатой пенсионных накоплений после смерти Д.А.М.., умершего <дата> года удовлетворить.

Восстановить З.А.Э. срок на обращение за выплатой пенсионных накоплений после смерти Д.А.М.., умершего <дата> года в НПФ «Волга-Капитал».

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме                4 апреля 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-5526/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зиновьева Алина Эдуардовна
Ответчики
НПФ Волга-Капитал
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
19.02.2024Передача дела судье
28.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Передано в экспедицию
28.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее