Дело № 2-3163/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2024 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Тесля Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балакиной К.С.,
при участии – помощника прокурора Величко С.В., представителей ответчиков Фарышева В.А., Панибог В.А.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению <адрес> к Департаменту городского хозяйства <адрес>, Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Парки и Скверы», о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с иском к Департаменту городского хозяйства <адрес>, Государственному бюджетному учреждению <адрес> «Парки и Скверы» о понуждении к исполнению требований федерального законодательства в сфере безопасности.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму при эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей установлено, что в нарушение подпункта "б" пункта 23 пункта 30 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, объекты: «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>» не оборудованы системой видеонаблюдения; на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы» не обеспечено хранение информации с камер видеонаблюдения не менее 30 суток; на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы», «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер на набережной парка Победы», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>» не установлена система оповещения и управления эвакуацией. Указанные места массового пребывания людей отнесены к объектам, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования антитеррористической защищенности. Данные обстоятельства явились основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГБУ <адрес> «Парки и скверы» представления об устранении нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены.
С учетом установленных нарушений прокурор просит обязать Департамент городского хозяйства <адрес> в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование, а ГБУ «Парки и Скверы» после выделения денежных средств Департаментом осуществить выполнение мероприятий: по установке системы видеонаблюдения на объектах: «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>»; по обеспечению хранения информации с камер видеонаблюдения не менее 30 суток на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы»; по установке системы оповещения и управления эвакуацией на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы», «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер на набережной парка Победы», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>».
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУ «Парки и скверы», поддержав письменные возражения, в судебном заседании просил суд в удовлетворении требований отказать, поскольку Учреждением осуществляются мероприятия, направленные на выполнение требований законодательства: по объектам «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы» по обеспечению хранения информации с камер видеонаблюдения был проведен электронный аукцион и, в случае подписания сторонами контракта, оборудование будет поставлено. Также ДД.ММ.ГГГГ был заключен контракт на поставку систем оповещения, который должен быть исполнен в течении 40 рабочих дней с момента заключения контракта.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства <адрес> в судебном заседании, поддержав письменные возражения, просил суд в удовлетворении требований иска отказать, пояснив, что работы ведутся, в случае наличия денежных средств, мероприятия будут проведены, а при отсутствии финансирования – это невозможно осуществить.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму при эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей в деятельности ГБУ <адрес> «Парки и скверы», по результатам проведения которой установлено, что в нарушение Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 272 объекты: «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>» не оборудованы системой видеонаблюдения; на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы» не обеспечено хранение информации с камер видеонаблюдения не менее 30 суток; на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы», «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер на набережной парка Победы», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>» не установлена система оповещения и управления эвакуацией.
В силу статьи 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии, терроризму" противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципе обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), а также осуществляется в целях предупреждения (профилактики), борьбы с терроризмом, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272, установлен порядок организации и проведении работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 21 Требований антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
Пунктом 22 Требований установлено, что срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, в том числе по оборудованию его инженерными техническими средствами охраны, устанавливается комиссией исходя из степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий за счет средств соответствующего бюджета из средств внебюджетных источников и не может превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования места массового пребывания людей.
Постановлением Правительства Севастополя от 11.12.2017 № 923-ПП утвержден Перечень мест массового пребывания людей на территории города федерального значения Севастополя.
Так, пунктом 23 Требований предусмотрено, что все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией;
в) системой освещения.
Согласно п. 29. Требований места массового пребывания людей 1 и 2 категории оборудуются информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.
В соответствии с п. 30 Требований система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно- программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
В силу п. 32 Требований система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.
Количество оповещателей и их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории места массового пребывания людей.
В ходе проведения проверки в отношении объекта «Сквер им. Астана Кесаева» установлено, что он оборудован камерами видеонаблюдения, однако в нарушение п. 30 Требований архивирование и хранение данных осуществляется менее 30 суток.
Кроме того, на указанном объекте отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, что является нарушением п. 236, 32 Требований.
Также установлено, что объект «Парк Победы» оборудован камерами видеонаблюдения, однако в нарушение п. 30 Требований не обеспечивается непрерывное наблюдение за состоянием обстановки всей территорией места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных осуществляется менее 30 суток. Не все установленные видеокамеры в рабочем состоянии. Система оповещения находится в нерабочем состоянии, что является нарушением п. 32 Требований.
Кроме того, отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, что является нарушением п. 236, 32 Требований.
В отношении объекта «Сквер Севастопольских курсантов» установлено, что в нарушение п. 236, 32 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, в нарушении п.23а Требований отсутствует система видеонаблюдения.
В отношении объекта «Сквер на набережной парка Победы» установлено, что в нарушение п. 236, 32 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией.
В отношении объекта «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>» установлено, что в нарушение п. 236, 32 Требований отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, в нарушении п. 23 а Требований отсутствует система видеонаблюдения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес ГБУ «Парки и скверы» вносилось представление по устранению допущенных нарушений в сфере противодействия терроризму при эксплуатации объекта с массовым пребыванием людей, однако указанные нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О противодействии терроризму" одним и основных принципов противодействия терроризму является приоритет мест его предупреждения.
В силу положений статьи 5.2 указанного Закона, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и руководствуясь положениями законодательства об антитеррористической защищенности, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований о возложении на ответчиков обязанности обеспечить объекты системой видеонаблюдения, оповещения и надлежащего хранения информации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении и решать вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Отсутствие видеонаблюдения, а также системы оповещения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования для этих целей не может служить основанием для освобождения собственника или иного законного владельца от исполнения обязанности, возложенной на него законом по выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, надлежащим способом защиты нарушенного права неопределенного круга лица, в защиту которых прокурором подан настоящий иск, будет возложение обязанности обеспечить объекта с массовым пребыванием людей системой видеонаблюдения, оповещения и надлежащего хранения информации в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить.
Обязать Департамент городского хозяйства города Севастополя (ОГРН № в течении двух месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда обеспечить финансирование ГБУ «Парки и Скверы» на осуществление мероприятий:
– по установке системы видеонаблюдения на объектах: «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>»;
- по обеспечению хранения информации с камер видеонаблюдения не менее 30 суток на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы»;
- по установке системы оповещения и управления эвакуацией на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы», «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер на набережной парка Победы», «Сквер у административного здания, <адрес> революции <адрес>».
Обязать Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Парки и Скверы» (ОГРН №) в течении трех месяцев со дня выделения денежных средств Департаментом городского хозяйства <адрес> осуществить выполнение мероприятий:
– по установке системы видеонаблюдения на объектах: «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер у административного здания, <адрес> революции, <адрес>»;
- по обеспечению хранения информации с камер видеонаблюдения не менее 30 суток на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы»;
- по установке системы оповещения и управления эвакуацией на объектах: «Сквер им. Астана Кесаева», «Парк Победы», «Сквер Севастопольских курсантов», «Сквер на набережной парка Победы», «Сквер у административного здания, <адрес> революции <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение принято 04 октября 2024 года.
Председательствующий Ю.В. Тесля