Решение по делу № 2а-1736/2018 от 12.12.2017

Дело № 2а-1736/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург                                                         27 марта 2018 года

Красносельский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Асмыковича В.А. при секретаре                     Жармухамбетовой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Карнаухова Дениса Евгеньевича к военному комиссару Санкт-Петербурга Качковскому С.В. и ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным бездействия военного комиссара Санкт-Петербурга,

УСТАНОВИЛ:

Карнаухов Д.Е. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к военному комиссару Санкт-Петербурга Качковскому С.В. и ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» о признании незаконным бездействия военного комиссара Санкт-Петербурга, выразившегося в не проведении действий по планомерному накоплению и систематизации сведений о состоянии здоровья Карнаухова Д.Е. и физическом развитии, психологических и морально-деловых качествах, образовании, профессиональной подготовке, а также иных действий, объединенных понятием «изучение граждан, подлежащих призыву на военную службу» в период с 16.07.2017 по 10.09.2017.

В обоснование своих требований административным истцом указано, что оспариваемое бездействие повлекло за собой нарушение его права на освобождение от военной службы и создает угрозу нарушения права на освобождение от призыва на военную службу.

Представители административного истца Козелько А.П. и Мещеров Р.Ш. в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили административный иск удовлетворить, обязав ответчиков устранить допущенные нарушения.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Санкт-Петербурга» Касьянова Е.Ю. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении требований административному истцу отказать, поскольку доказательств наличия бездействия со стороны военного комиссара не представлено.

Поскольку в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка лиц, участвующих в деле об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации и лица, наделенных государственными и иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела, суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца Кранаухова Д.Е. и военного комиссара Санкт-Петербурга, не явившихся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения дела извещенных надлежащим образом.

Исследовав материалы дела и доводы административного искового заявления, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 53-ФЗ от 28.03.1998 (ч. 3 ст. 1 указанного закона).

При этом граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу (ч. 4 ст. 1 указанного закона).

Согласно ч. 6 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

При этом в силу ч. 2 указанной статьи, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только по достижении ими возраста 18 лет (ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007                № 400 утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе (далее - Инструкция).

В п. 1 названной Инструкции указано, что она определяет функции штабов военных округов, Балтийского флота (далее именуются - штабы военных округов), военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имеющих статус городского поселения, городского округа, внутригородских территорий городов федерального значения, муниципального района, и объединенных военных комиссариатов нескольких муниципальных образований по подготовке и проведению призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе, а также порядок подготовки и проведения призыва граждан на военную службу.

Подготовка к проведению призыва граждан на военную службу включает в себя, в том числе, изучение граждан и проведение их предварительного отбора для комплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Согласно п. 22 и п. 23 Инструкции, изучение граждан проводится в целях обеспечения призывных комиссий объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них решения о призыве на военную службу и рациональном распределении их по видам, родам войск Вооруженных Сил, другим войскам, воинским формированиям и органам или иного решения, предусмотренного Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». По результатам изучения граждан в установленном порядке производится их отбор для комплектования воинских частей.

Граждане изучаются в ходе планомерного накопления и систематизации сведений о состоянии их здоровья и физическом развитии, психологических и морально-деловых качествах, образовании, профессиональной подготовке, семейном положении путем:

анализа документов, содержащих сведения о гражданине, представленных им и полученных от организаций, где работает (учится) гражданин, от медицинских учреждений и учреждений федеральной медико-социальной экспертизы, органов внутренних дел, органов дознания, органов предварительного следствия и федеральных судов, органов записи актов гражданского состояния, общественных организаций, в которых проводится подготовка граждан к военной службе, от организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, и образовательных учреждений, в которых проводится подготовка граждан по военно-учетным специальностям;

индивидуальных бесед с гражданином, его родителями (другими законными представителями), представителями администрации организации (преподавателями образовательного учреждения), в которой он работает (учится);

социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

К изучению граждан по решению военного комиссара привлекаются военнослужащие военного комиссариата, а также гражданский персонал из числа офицеров запаса и в отставке.

Изучение проводится непосредственно по месту жительства и работы (учебы) гражданина, а также путем вызова его и приглашения родителей (других законных представителей) в военный комиссариат (п. 24 Инструкции).

Согласно п. 25 Инструкции, изучение граждан проводится военным комиссариатом с момента первоначальной постановки их на воинский учет и до отправки к месту прохождения военной службы под личным руководством военного комиссара в два этапа:

первый этап - изучение всех граждан, признанных по состоянию здоровья годными к военной службе, в том числе с незначительными ограничениями, с момента первоначальной постановки на воинский учет до начала мероприятий, связанных с призывом их на военную службу (до достижения гражданами 18-летнего возраста).

Изучение граждан на этом этапе проводится по плану, который разрабатывается в военном комиссариате не позднее 15-дневного срока после завершения плановой первоначальной постановки граждан на воинский учет. Им определяются должностные лица военного комиссариата и лица, привлекаемые для реализаций мероприятий плана, категории граждан, подлежащих изучению, методы и сроки изучения, порядок обобщения и представления результатов изучения. Данным планом, как правило, за должностным лицом, проводящим изучение, закрепляются граждане, проживающие компактно или обучающиеся в одном образовательном учреждении. К плану прилагаются именные списки граждан с указанием должностных лиц, которые их должны изучить, места жительства и учебы (работы). В ходе данного этапа изучения необходимо выявить граждан, которых можно будет призвать на военную службу в очередном году, и предварительно определить, в какие команды они могут быть предназначены при призыве на военную службу, тех лиц, которые не будут подлежать призыву на военную службу, будут иметь основания для освобождения от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. В итоге изучения граждан определяется общая численность тех из них, которые могут быть призваны на военную службу в очередном году, и на них строится картотека личных дел призывников к очередному призыву;

второй этап - изучение граждан, которые в соответствии с документированными результатами первого этапа изучения подлежат призыву на военную службу и не имеют права на освобождение от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу, на отсрочку от призыва на военную службу, осуществляемое в период подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом их на военную службу.

Второй этап изучения граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу, проводится по плану, который разрабатывается в военном комиссариате по завершении предшествующего призыва граждан на военную службу и построения картотеки личных дел призывников к очередному призыву. К плану прилагаются именные списки призывников с указанием должностных лиц, которые их должны изучить, места жительства и работы (учебы), команды, в которые предварительно предназначены призывники. В плане отражаются основные мероприятия по изучению граждан, проводимые военным комиссариатом с участием должностных лиц организаций, в которых граждане работают или учатся, организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, общественных организаций, в которых проводится подготовка граждан к военной службе, образовательных учреждений, в которых проводится подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, органов внутренних дел. Планом также определяется, какому должностному лицу какую категорию призывников надлежит изучить, методы и сроки изучения, порядок обобщения и представления результатов изучения.

Изучение призывников должно проводиться без раскрытия их предназначения.

Как указано в п. 26 Инструкции, в процессе изучения выявляются граждане, подлежащие призыву на военную службу, при этом годные по морально-деловым качествам и по состоянию здоровья для исполнения специальных обязанностей военной службы, годные для подготовки по военно-учетным специальностям в учебных воинских частях, а также ранее привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся или находившиеся под следствием и судом, состоящие на учете в органах внутренних дел за правонарушения, состоящие или состоявшие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах и других медицинских учреждениях, а также имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежащие ему по различным основаниям.

При этом от гражданина истребуются документы, подтверждающие его право на отсрочку или освобождение от призыва, которые (копии которых) приобщаются к материалам личного дела призывника.

Копии документов, подшиваемых в личное дело призывника, после сверки их с подлинниками заверяются военным комиссаром или лицом, его замещающим.

Граждане, предъявившие в ходе изучения жалобы на состояние здоровья (а также при наличии соответствующего заявления их родителей), до начала работы призывной комиссии могут быть в установленном порядке направлены военным комиссаром или лицом, его замещающим, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. При необходимости уточнения диагноза на медицинское обследование до начала призыва могут быть направлены граждане, признанные при первоначальной постановке на воинский учет не годными, ограниченно годными или временно не годными к военной службе по состоянию здоровья.

Согласно п. 27 Инструкции, по итогам проведенного изучения должен быть объективно оценен каждый призывник. Результаты изучения документов, характеризующих гражданина, бесед с ним и его родственниками, социально-психологического изучения отражаются в листе изучения призывника (приложение N 6 к настоящей Инструкции).

Изучение гражданина должно быть завершено не позднее 20 дней до начала очередного призыва, вызову на который этот гражданин подлежит.

На основании материалов изучения гражданина военный комиссар в листе изучения призывника (приложение N 6 к настоящей Инструкции) и разделе IV учетной карты призывника (приложение N 8 к настоящей Инструкции) делает заключение о предварительном предназначении его в определенный вид, род войск Вооруженных Сил, в другие войска, воинские формирования и органы, команду (перечень команд устанавливается Генеральным штабом (Главным организационно-мобилизационным управлением) или о необходимости освобождения его или предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу и в последующем выносит это заключение на рассмотрение призывной комиссии для принятия окончательного решения (п. 28 Инструкции).

Из материалов личного дела призывника Карнаухова Д.Е. усматривается, что он принят на воинский учет отделом военного комиссариата Санкт-Петербурга по Красносельскому району 28.02.2013.

Решением призывной комиссии от 26.11.2014 № 28 Карнаухову Д.Е., достигшему призывного возраста 23.11.2014, предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 23-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» - как гражданину, обучающемуся по очной форме обучения, на срок до 30.06.2016.

Решением призывной комиссии от 23.11.2016 № 16 Карнаухов Д.Е. призван на военную службу.

В учетной карте призывника Карнаухова Д.Е. имеется запись об отмене 30.12.2016 решения о призыве от 23.11.2016 в связи с направлением в отношении него материалов в органы Следственного комитета Российской Федерации.

По результатам медицинского освидетельствования в период весеннего призыва 2017 года Карнаухову Д.Е. была предоставлена отсрочка от призыва на срок до 27.10.2017.

В период осеннего призыва 2017 года решение о призыве Карнаухова Д.Е. принято не было в связи с необходимостью дополнительного медицинского обследования.

При этом в материалах личного дела призывника Карнаухова Д.Е. представлены документы о его месте жительства (справка Ф9), месте учебы (характеристика, выданная Экономико-технологическим колледжем питания, и справка об обучении – срок обучения истец 30.06.2016), результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Результаты изучения призывника Карнаухова Д.Е., в том числе, результаты бесед с ним и его родителями, отражены в листе изучения призывника от 23.11.2016, в котором военным комиссаром дано заключение о его предварительном предназначении.

Таким образом, изучение призывника Карнаухову Д.Е. проводилось в период весеннего и осеннего призыва 2016 года.

Отсутствие сведений об изучении Карнаухова Д.Е. в период между весенним и осенним призывами 2017 года при отсутствии решения о призыве указанного гражданина на военную службу по причине невозможности вынесения заключения о его годности к военной службе, не свидетельствует о нарушении права указанного лица на освобождение от призыва на военную службу либо об угрозе нарушения такого права.

Каких-либо доказательств, подтверждающих сведения о нарушении прав административного истца, суду не представлено.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Карнаухову Денису Евгеньевичу в удовлетворении административных исковых заявлений.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                        В.А. Асмыкович

Решение в окончательной форме принято 02.04.2018.

2а-1736/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карнаухов Денис Евгеньевич
Карнаухов Д. Е.
Ответчики
ФКУ "Военный комиссариат СПб"
Военный комиссар СПб
Другие
Козелько Александр Петрович
Суд
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга
Судья
Асмыкович Вячеслав Александрович
Дело на сайте суда
ksl.spb.sudrf.ru
12.12.2017Регистрация административного искового заявления
13.12.2017Передача материалов судье
15.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2018Предварительное судебное заседание
20.02.2018Предварительное судебное заседание
27.03.2018Судебное заседание
02.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2020Регистрация административного искового заявления
11.04.2020Передача материалов судье
11.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Предварительное судебное заседание
11.04.2020Судебное заседание
11.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее