Решение по делу № 8Г-17853/2022 [88-18358/2022] от 04.08.2022

                                                               73RS0004-01-2020-006771-26

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                      Дело№ 88-18358/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

01 сентября 2022 года                                                                 г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ившиной Т.В.,

судей Федотовой Е.В., Тураевой Т.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 06 апреля 2022 г. по гражданскому делу № 2-4278/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о признании права на выплаты стимулирующего характера, возложении обязанности направить заявку на предоставление выплат стимулирующего характера.

Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что с 01 ноября 2016 г. работает в государственном учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) (далее ГУЗ ГКБ № 1) в должности операционной медицинской сестры операционного блока № 1 с 01 ноября 2016 года. В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору п.2, она переведена в акушерское обсервационное отделение с 11 апреля 2020 года на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19. В рамках реализации распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 07 апреля 2020 года №743-р «О временной маршрутизации беременных женщин, рожениц и их новорожденных в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» в ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр) развернуто обсервационное отделение по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, больным новой коронавирусной инфекцией, по профилю «акушерство и гинекология». Полагает, что имеет право на выплату вознаграждения в виде выплат стимулирующего характера, осуществляющихся медицинским и иным работникам за труд, установленных Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», которое до настоящего момента ГУЗ ГКБ № 1 не выплачено.

Уточнив исковые требования, ФИО1 окончательно просила признать за ней право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», возложить на ответчика обязанность направить в Министерство Здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении ФИО1, операционной медицинской сестры в операционном блоке № 1, за период с 01 июня 2020 года по 31 октября 2020 года, в общей сумме 250 000,00 рублей, на финансирование выплат стимулирующего характера, как лица, непосредственно участвовавшего в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на основании Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объёме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID- 19».

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 января 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 года, в удовлетворении требований ФИО1 было отказано.

С 11 июня 2021 года наименование ответчика государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» (Перинатальный центр) изменено на государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного».

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23 сентября 2021 года решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 28 января 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 мая 2021 года отменены; дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 15 декабря 2021 года, исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» о признании права на выплаты стимулирующего характера, возложении обязанности направить заявку на предоставление выплат стимулирующего характера, удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 апреля 2022 года решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 15 декабря 2021 года изменено. На Государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» возложена обязанность направить в Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении ФИО1 на финансирование выплат стимулирующего характера на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июля 2022 г. решение Заволжского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 15 декабря 2021 г. (в неизменённой части), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 06 апреля 2022 г. оставлены без изменения, кассационная жалоба ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» - без удовлетворения.

В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда апелляционной инстанции, просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого по делу апелляционного определения, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела ответчик является многопрофильным стационаром, который оказывает медицинскую помощь женщинам и детям.

В структуру Учреждения входит родильный дом, где оказывается экстренная и плановая медицинская помощь по профилю «акушерство и гинекология», в том числе в Учреждении ответчика функционирует обсервационное отделение.

С 1 ноября 2016 года ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ГУЗ ГКБ на основании трудового договора от 1 ноября 2016 года № 236. В соответствии с условиями договора истец принята на работу в операционный блок № 1 на должность операционной медицинской сестры.

19 апреля 2020 года между ГУЗ ГКБ и ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, по условиям которого: операционная медицинская сестра переводится на работу в акушерское обсервационное отделение с 19 апреля 2020 года на период организации госпитальной базы для оказания медицинской помощи пациентам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 и с признаками респираторной инфекции, новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Дополнительным соглашением определено, что работнику устанавливается повременная система оплаты труда (пункт 4.1). Заработная плата состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (пункт 4.1.1). Должностной оклад работника устанавливается в размере 11 625 руб. (пункт 4.1.2).

Согласно пункту 4.1.3 работнику в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями работодателя производятся: выплаты компенсационного характера в процентном отношении к должностному окладу (выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда - 25%; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных - 90%); выплаты стимулирующего характера (выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет).

Пунктом 4.1.4 дополнительного соглашения установлено, что оплата производится за фактически отработанное время.

В соответствии с пунктом 4.2 дополнительного соглашения в качестве поощрения за особые условия труда и дополнительную нагрузку при оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции, работнику устанавливаются выплаты стимулирующего характера в соответствии с приказом ГУЗ ГКБ № 330 от 17 апреля 2020 года «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией», приказом ГУЗ ГКБ № 331 от 20 апреля 2020 года «О мерах поддержки работников медицинской организации в условиях угрозы новой коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области».

Приказом ответчика от 19 апреля 2020 года № 326 ФИО1 была переведена с должности операционной медицинской сестры операционного блока № 1 на время работы госпитальной базы на должность операционной медицинской сестры в акушерское обсервационное отделение.

Приказом ГУЗ ГКБ от 18 июля 2020 года № 585 истец была переведена постоянно из акушерского обсервационного отделения с должности операционной сестры на время работы госпитальной базы в операционный блок № 1 на должность медицинской сестры.

В спорный период ФИО1 получала в составе заработной платы выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией» и указом Губернатора Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 42 «О мерах поддержки работников медицинских и иных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Ульяновской области».

Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что отказ работодателя в признании за истцом права на выплаты стимулирующего характера за период с 1 июня 2020 года по 31 октября 2020 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в связи с оказанием медицинской помощи гражданам с неблагополучным эпидемиологическим анамнезом по COVID-19 в рамках исполнения своих профессиональных обязанностей, ущемляет права медицинского работника на получение установленных и гарантированных государством выплат стимулирующего характера.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что в соответствии с распоряжениями Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года № 861-р и от 28 мая 2020 года № 300-пр в ГУЗ ГКБ с 11 апреля 2020 года главным врачом Учреждения ответчика было утверждено и Министерством здравоохранения Ульяновской области согласовано временное штатное расписание в связи с созданием госпитальной базы для беременных и рожениц с подозрением на наличие у них новой коронавирусной инфекции COVID-19.

30 апреля 2020 года между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) на основании распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 24 апреля 2020 года № 858-р, постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 976-р было заключено соглашение № 4/вып.стим.рф. о предоставлении субсидии ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) на иные цели.

Данное соглашение было расторгнуто сторонами (ГУЗ ГКБ № 1 (Перинатальный центр) и Министерством здравоохранения Ульяновской области) 24 августа 2020 года.

Из установленных фактических обстоятельств дела следует, что в период работы ФИО1 в июне-июле 2020 года в акушерском обсервационном отделении там была создана госпитальная база для беременных и рожениц с подозрением на наличие у них новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 21 мая 2020 года № 16-3/И/1-6965 разъяснено, что стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и(или) часов, в том числе за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

Так же судом установлено, что в июне-июле 2020 года в акушерском обсервационном отделении находились беременные и роженицы, у которых была установлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

На основании чего, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что ФИО1, состоявшая в штате акушерского обсервационного отделения Учреждения ответчика в период с 19 апреля по 17 июля 2020 года, выполнявшая там в условиях госпитальной базы свои должностные обязанности, в том числе по оказанию медицинской помощи беременным и роженицам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, то есть в условиях названного выше «риска», имеет право на выплаты стимулирующего характера в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 за период с 1 июня по 31 июля 2020 года.

Вместе с тем, признание судом первой инстанции за истцом права на спорные стимулирующие выплаты, за период, когда ФИО1 не состояла в штате акушерского обсервационного отделения, то есть, не находилась постоянно в условиях «риска» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией, а привлекалась в отдельные дни и часы для оказания медицинской помощи, в том числе лицам с диагнозом «коронавирусная инфекция», суд апелляционной инстанции признал несостоятельным.

Суд второй инстанции принял во внимание, что согласно материалами дела в период после перевода ФИО1 из акушерского обсервационного отделения в операционный блок № 1 с 18 июля 2020 года она привлекалась для оказания медицинской помощи лицам с диагнозом «коронавирусная инфекция COVID-19» только в отдельные дни и часы, а именно: 24 и 31 июля; 3, 6, 17 августа; 13, 21, 23, 30 октября (участие в операциях в обсервационном отделении); 1, 16, 30 сентября (участие в операциях в физиологическом отделении). За указанные дни ФИО1 получила выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, что следует из материалов дела.

С учётом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что предусмотренные законом основания для признания за истцом права на стимулирующие выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484, за период с августа по октябрь 2020 года, на чем настаивала истец и ее представитель, отсутствуют.

Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании частей 1,2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Министерство здравоохранения Российской Федерации приказом от 19 марта 2020 года N 198н утвердило Временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (далее - Временный порядок), в соответствии с которым руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья организуют оказание медицинской помощи лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, лицам с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 (далее - COVID-19) в амбулаторных условиях и в стационарных условиях, а также бригадами скорой медицинской помощи, в том числе специализированными.

При этом руководитель медицинской организации утверждает временное штатное расписание медицинской организации и осуществляет перераспределение функциональных обязанностей медицинских работников на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам, заключаемых в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, локальным актом медицинской организации должен быть утвержден перечень структурных подразделений медицинской организации и перечень должностей медицинских работников структурных подразделений медицинской организации, которые участвуют в оказании первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи в стационарных условиях пациентам с симптомами ОРВИ и внебольничной пневмонии, подозрением на COVID-19, пациентам с установленным диагнозом COVID-19.

Постановлением Правительства Российской от 12 апреля 2020 года № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Согласно подпункту «б» пункта 11 Правил выплаты стимулирующего характера осуществляются оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.

Таким образом стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 полагаются медицинским работникам стационаров, в которых непосредственно оказывалась медицинская помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19.

Суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у истца права на получение выплат в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 484 за период с августа 2020 г. по октябрь 2020 г., так как ФИО1 с 18 июля 2020 г. переведена из акушерского обсервационного отделения, где производилось оказание помощи больным коронавирусом COVID-19, в операционный блок № 1.

Доводы кассационной жалобы, что суд апелляционной инстанции не дал полную оценку всем представленным доказательствам в материалы дела, между тем судом первой инстанции было достоверно и объективно установлено, что истица действительно непосредственно принимала участие в период с августа по октябрь 2020 года в оказании специализированной медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 в стационарных условиях на базе учреждения ответчика, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.

Вопреки доводам жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судом апелляционной инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

кассационную жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председательствующий                                Т.В.Ившина

Судьи                                                                     Е.В. Федотова

                                                                                Т.Е. Тураева

8Г-17853/2022 [88-18358/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Гузий Оксана Васильевна
Ответчики
ГУЗ Городская клиническая больница № 1
Другие
Министерство здравоохранения Ульяновской области
ГУ-УРОФСС
УФК по Ульяновской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
01.09.2022Судебное заседание
01.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее