№ 2-984/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Арсеньев 05 декабря 2017 года
Арсеньевский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Понуровского В.Н., при секретаре Мартыненко Ю.А., с участием истца Пономаревой Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева ГП к администрации Арсеньевского городского округа о признании права собственности на самовольно реконструированный жилой дом,
у с т а н о в и л:
Пономарева Г.П. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что она является собственником земельного участка площадью 958 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. В течение 2016г. с целью улучшения жилищных условий, она проводила реконструкцию жилого <адрес> в г. Арсеньеве, в результате которой, площадь дома увеличилась за счет увеличения площади веранды. В результате проведенной реконструкции существующий объем старой части дома дополнен туалетом, ванной, кладовой и прихожей. С целью получения разрешения на реконструкцию принадлежащего ей на праве собственности жилого дома, она обратилась с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства администрации Арсеньевского городского округа. 03.03.2017г. она получила отказ в выдаче разрешения на реконструкцию жилого <адрес> в г. Арсеньеве. Считает, что ею предприняты попытки легализации проведенных работ по реконструкции жилого дома, а проведенные работы обладают признаками самовольной постройки, так как проведены без получения разрешения. Полагает, что ее жилой дом, как реконструированный объект недвижимости не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозу жизни и здоровья граждан, что подтверждается строительно-технической экспертизой объекта недвижимости. Согласно данной экспертизы, проведенным исследованием установлено, что принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, после проведенной реконструкции является завершенным строительством и соответствует требованиям градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, в связи с чем, жилой дом не будет представлять угрозу и опасность для жизни и здоровья людей и не повлечет вреда имуществу третьих лиц. Иным путем, кроме обращения в суд, она лишена возможности признания права собственности на самовольную постройку, просит сохранить в переустроенном виде и признать за ней, Пономарева ГП, право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, общей площадью 75,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика - администрации Арсеньевского городского округа, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации, против удовлетворения требований истца не возражал.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестр» по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении слушания дела не заявляли.
При таких обстоятельствах и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица - ФГБУ «ФКП Росреестр» по Приморскому краю.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (ч.1).
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 222 ГК РФ Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Частью 3 ст. 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с разъяснениями п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Исходя из смысла приведенных правовых норм, возможность легализации самовольной постройки в судебном порядке является исключительным способом признания права собственности на вновь возведенный объект недвижимости и может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд с таким иском, по независящей от него причине лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь возведенный объект в установленном законом порядке.
В силу пункта 1 статьи 263 ГК РФ и п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положениями статьи 40 Земельного кодекса РФ также предусмотрено, что собственник имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела следует, что Пономаревой Г.П. на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку, общая площадь 958 кв.м., местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (л. д. 7). На указанном земельном участке возведен объект недвижимости - жилой дом, общей площадью 49,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, который на праве собственности принадлежит истице (л.д. 6).
На основании Постановления администрации Арсеньевского городского округа №-па от 26.01.2017г. утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером № от 17.01.2017г. местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Адрес ориентира: <адрес> (л.д. 9-13).
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектами капитального строительства являются - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения является реконструкцией. Строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, установленных п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что в 2017 году по заданию Пономаревой Г.П. ООО "РСП Мастер" выполнило проект реконструкции индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Впоследствии реконструкция данного жилого дома была выполнена в соответствии с указанным проектом.
Указанные обстоятельства также подтверждаются заключением ООО " РСП Мастер " N 05:403:002:000037810 об оценке выполненной реконструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, согласно выводам которого объект является завершенным строительством, снижение прочностных характеристик несущих конструкций не выявлено, выполненные работы по реконструкции вышеназванного жилого дома соответствуют требованиям градостроительным, строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам. Выполненные работы по реконструкции жилого дома угрозы безопасности конструкций всего жилого дома, жизни и здоровью людей не создают (л.д. 32-47).
Пономарева Г.П. предприняла меры к легализации самовольно реконструированного жилого дома, в частности жилой дом поставлен на учет в реестр жилищного фонда отделения № 4 Филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Приморскому краю, на него изготовлен технический паспорт, которым подтверждается год реконструкции жилого дома 2017(л.д.19-27).
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства в совокупности с указанными требованиями действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Пономаревой Г.П. о признании за ней права собственности на объект недвижимости, поскольку установлено, что жилой дом расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 25:26:030307:25, который принадлежит Пономаревой Г.П. на праве собственности; земельный участок относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку, а сохранение постройки в реконструированном виде не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о возможности сохранения дома в реконструированном состоянии.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Пономарева ГП удовлетворить.
Признать за Пономарева ГП, право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, общей площадью 75,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Жилой дом, общей площадью 75,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сохранить в переустроенном виде.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Понуровский В.Н.
В окончательной форме решение изготовлено 07.12. 2017 года.