дело №2-2174/2024
УИД 48RS0002-01-2024-002139-70
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 июля 2024 года г. Липецк
Октябрьский районный суд г. Липецка в составе
председательствующего судьи Пешковой Ю.Н.,
при секретаре Болотской М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» к Петракову Александру Сергеевичу о взыскании социальной выплаты,
установил:
Областное бюджетное учреждение «Центр социальной защиты населения Липецкой области» (ОБУ «ЦСЗН») обратилось в суд с иском к Петракову А.С. о взыскании социальной выплаты в размере 350 000 рублей. В обоснование заявленных требований ссылалось на то, что 17.05.2023 года между сторонами был заключен социальный контракт, по условиям которого получателю предоставлено единовременное пособие в размере 350 000 рублей на организацию собственного дела (самозанятость) – ремонт электронной техники. На основании решения № от 12.05.2023 года денежные средства были перечислены Петракову А.С. в указанном размере. Ответчик не является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. Согласно программы социальной адаптации и бизнес концепции на открытие собственного дела направлением деятельности обозначено заявителем как «ремонт электронной техники». Петраков А.С. не представил отчет по целевому использованию денежных средств, выплаченных в рамках социального контракта, также отсутствует информация о предоставлении ежемесячной отчетности о полученном доходе. С этого момента ответчик на связь не выходит, информацию об уважительных причинах невыполнения программы социальной адаптации в учреждение социальной защиты не представил. Неоднократно по сотовому номеру телефона ответчика 89290121202 осуществлялись телефонные звонки сотрудником центра, однако ответчик не отвечал. 27.10.2023 года по адресу Петракова А.С. направлено уведомление о необходимости предоставления отчета по целевому использованию денежных средств. 02.11.2023 года ответчик явился с центр социальной защиты и сообщил о том, что его обокрали, представил при этом протокол допроса. 06.11.2023 года сотрудниками учреждения в составе комиссии осуществлен выезд по адресу <адрес> установлено Петраков А.С. заявленную в программе адаптации деятельность не ведет. Повторно направлено уведомление о необходимости предоставления отчета по целевому использованию денежных средств. Петраков А.С. также проигнорировал получение уведомления, на телефонные звонки не ответил и необходимые сведения не представил. Комиссия вновь выехала по заявленному адресу ведения деятельности <адрес> и по месту жительства ответчика <адрес>, дверь никто не открыл. Приказом № от 01.02.2024 года социальный контракт, заключенный с Петраковым А.С. расторгнут. 28.02.2024 года ответчику направлено уведомление о расторжении социального контракта в одностороннем порядке с требованием о возврате 350 000 рублей в срок до (дата) До настоящего времени ответчиком не были представлены отчеты о целевом использовании выделенных денежных средств, не представлены сведения о причинах невыполнения программы социальной адаптации, не возвращены денежные средства в размере 350 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Агаев С.В. заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске, просил удовлетворить требования, поскольку ответчик не выполнил взятые на себя обязательства, должен был выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, активно принимать действия по выходу из трудной жизненной ситуации, ежемесячно предоставлять информацию по использованию денежных средств, встать на налоговый учет. По адресу ответчика неоднократно направлялись письма с предложением представить подтверждающие документы и причины неисполнения мероприятий программы социальной адаптации. Однако, ответчик никаким образом не отреагировал на полученные уведомления, денежные средства не возместил.
Ответчик Петраков А.С. в судебном заседании исковые требования не признал, не отрицал, что действительно им получены денежные средства по социальному контракту для организации собственного дела по ремонту электронной техники. Объяснил, что получив денежные средства в сумме 350 000 рублей в отделении Сбербанка по <адрес>, он шел по улице в сторону дома. По дороге зашел в отдел полиции № на ул. Стаханова для выяснения вопроса какие меры приняты по его заявлению о снятии с автомобиля камеры. После того как он вышел из отдела полиции, в районе <адрес> или ул. Стаханова, рядом с отделом его ограбили. Деньги и телефон лежали у него в куртке. Какой-то мужчина приставил ему к шее что-то острое и потребовал отдать деньги, Видимо незнакомый мужчина увидел что деньги лежат в кармане, когда он разговаривал по телефону. Со своей стороны он обратился в отдел полиции с заявлением по данному факту, было возбуждено уголовное дело, его допрашивали, какие приняты меры по розыску и результат рассмотрения ему неизвестны. В центр социальной защиты приходил и объяснял о произошедшем случае, приносил копию протокола допроса. Просил отказать в удовлетворении требований, так как его ограбили и соответственно открыть собственное дело он не мог. Кроме того, указал, что при заключении социального контракта он указывал о необходимости траты денег для приобретения товара, а не за аренду помещения в котором необходимо осуществлять деятельность по ремонту электронной техники. По его мнению, ведение деятельности возможно по месту жительства.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 этого кодекса.
На основании ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Бремя доказывания этого юридически значимого по делу обстоятельства в силу п. 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагается на приобретателя имущества, то есть ответчика по делу.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ним и иными нормативным и правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и проживающим на территории Липецкой области осуществляется на основании Закона Липецкой области от 29.03.2005 №179-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Закона Липецкой области от 29.03.2005 года № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на реализацию мероприятий, в том числе по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (п.2 ч.2 ст.4.2 Закона Липецкой области от 29.03.2005 года № 179-ОЗ).
Согласно п.п.3,4 ч.6 ст.4.3 Закона Липецкой области от 29.03.2005 года № 179-ОЗ социальный контракт досрочно расторгается в одностороннем порядке в случае предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта получателем; в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не указанным в части 7 настоящей статьи.
Согласно ч.7 статьи 4.3 указанного Закона уважительными причинами неисполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации являются:
1) состояние здоровья (болезнь получателя и (или) члена семьи, подтвержденная листком нетрудоспособности или медицинской справкой (заключением));
2) временное отсутствие получателя по месту жительства (подтвержденное документально осуществление ухода за тяжелобольным близким родственником, проживающим в другом муниципальном образовании, смерть близкого родственника, проживающего в другом муниципальном образовании, выезд получателя в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения обучения по очно-заочной и заочной формам обучения, командировка, прохождение военных сборов);
3) непреодолимая сила и (или) чрезвычайное, непредотвратимое обстоятельство (подтвержденные документально пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения), введение ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
4) документально подтвержденное отсутствие у поставщиков товара и (или) услуг, необходимых для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности или личного подсобного хозяйства.
Частью 8 статьи 4.3 названного Закона установлено, что учреждение социальной защиты населения по месту жительства осуществляет ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта в порядке, установленном нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения.
Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, учреждение социальной защиты населения по месту жительства прекращает предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе в период действия социального контракта, выплаченная сумма подлежит возврату получателем в добровольном порядке путем перечисления денежных средств на единый счет областного бюджета в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.
В случае отказа получателя от добровольного возврата указанных средств учреждение социальной защиты населения по месту жительства обеспечивает их взыскание в судебном порядке.
Судом установлено, что на основании приказа областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения» № от 12 мая 2023 года в целях реализации Закона Липецкой области от 29.03.2009 года №179-ОЗ «О государственной социальной помощи», в соответствии с протоколом заседания межведомственной комиссии по утверждению программы социальной адаптации в целях предоставления социальной помощи на основании социального контракта от 11 мая 2023 года, Петракову А.С. назначена государственная социальная помощь в виде социального контракта гражданам, согласно списку (приложение №1), выплачено единовременное социальное пособие на организацию собственного дела (самозанятость) ремонт электронной техники. Решением № от 12 мая 2023 года ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» Петракову А.С. назначено единовременное социальное пособие на осуществление предпринимательской деятельности в размере 350 000 рублей.
(дата) между областным бюджетным учреждением «Центр социальной защиты населения» (ОБУ «ЦСЗН Липецкой области, учреждение социальной защиты населения) и Петраковым А.С. был заключен социальный контракт на оказание социальной помощи, предметом которого является сотрудничество между учреждением социальной защиты населения и получателем по представлению государственной социальной помощи на основании социального контракта (социальная помощь) и реализации программы социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью контракта, в соответствии с Законом Липецкой области от 29 марта 2005 года №179-ОЗ «О государственной социальной помощи» в целях максимальной социальной адаптации получателя (и членов его семьи) и выхода на самообеспечение. По условиям указанного социального контракта учреждение обязуется для лиц, заключающих социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с программой социальной адаптации выплатить получателю единовременную денежную выплату в размере 350 000 рублей; оказывать содействие получателю в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности; возместить получателю расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной получателю в рамках контракта. Петраков А.С. (получатель) обязался выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; взаимодействовать с социальным работником, осуществляющим сопровождение контракта и ежемесячно представлять в учреждение социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения мероприятия программы социальной адаптации; представлять в учреждение социальной защиты населения информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на представление социальной помощи, в том числе: о наличии уважительных причин невыполнения мероприятия программы социальной адаптации – не позднее 10 календарных дней с момента возникновения данных обстоятельств; наличии оснований для продления контракта с заявлением установленной формы – не позднее 20 календарных дней до окончания срока контракта; наличии оснований для долгосрочного прекращения контракта – не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем появления основания; предоставить в учреждение социальной защиты населения сведения о доходах получателя (семьи получателя) за 3 месяца, следующие за месяцем окончания срока действия контракта, - до 25 числа четвертого месяца с окончания срока действия контракта; предоставлять по запросу учреждения информацию об условиях жизни получателя (семьи получателя) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия контракта;
для лиц, реализующих мероприятия по осуществлению предпринимательской деятельности: встать на учет в территориальном налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; предоставить в учреждение социальной защиты населения документы, подтверждающие расходование средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; при необходимости в период действия контракта в соответствии с условиями контракта основные средства, материально-производственные запасы, получить лицензии на программное обеспечение и (или) осуществление отдельных видов деятельности, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и предоставить в учреждение подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока контракта.
Согласно заявлению от 24.05.2023 года сформированному в электронном виде Петракову А.С. на основании заявки начислена на июнь 2023 года выплата суммы в заявленном размере 350 000 рублей.
В соответствии со сметой планируемых расходов на май 2023 года Петраков А.С. должен был приобрести материально-производственные запасы необходимые для осуществления индивидуально-предпринимательской деятельности, а именно заявлены к приобретению: ноутбук, станок для разборки сенсорных модулей, органайзер для хранения телефонов, набор для вскрытия, пинцет Механик А 12, пинцет Механик АА15, пинцет вакуумный, станция паяльная, монтажный коврик для пайки, пинцет АТ 15, комплект пресс + машинка для спайки, пресс машина для дисплеев, микроскоп бинокулярный, рабочий стол, кресло офисное, флюс герметик для проклейки, клей герметик, флюс для пайки, всего на сумму 350 000 рублей.
Программа социальной адаптации является неотъемлемой частью социального контракта в соответствии с Законом Липецкой области от 29 марта 2005 г. № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи». Программой социальной адаптации ответчика Петракову А.С. разработан план мероприятий по социальной адаптации.
Согласно подпункту «а» пункта 26 «Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296» гражданин, с которым заключен социальный контракт, обязан ежемесячно представлять в орган социальной защиты населения документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации.
По условиям программы социальной адаптации ответчик на протяжении всего срока действия контракта ежемесячно должен был предоставлять истцу отчеты по пунктам, указанным в программе. Однако, ответчик не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя либо самозанятого, не поставлен на учет в налоговом органе, план мероприятий по социальной адаптации им не выполнен, денежная сумма в размере 350 000 рублей у ответчика осталась не освоенной (ответчик ни разу не предоставил справку о состоянии расчетов (доходов) по налогу на профессиональный доход, а также сведения, подтверждающие осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности). Все это указывает на то, что ответчик не занимался деятельностью, прописанной в экономическом обосновании, чем нарушил п.3.2 Контракта, следовательно, выделенные ответчику денежные средства были использованы не по назначению.
На основании п. 2.1 Контракта учреждение социальной защиты вправе прекращать предоставление социальной помощи в случае нарушения получателем условий контракта с месяца, следующего за месяцем возникновения указанных обстоятельств.
В силу абз.2 п.21 «Правил предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта, утв. Постановлением администрации Липецкой области от 13 января 2020 г. № 16 «О реализации Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. № 179-ОЗ «О государственной социальной помощи» в случае выявления нецелевого расходования средств Учреждение в течение десяти календарных дней со дня выявления факта письменно уведомляет получателя о необходимости возврата денежных средств на единый счет областного бюджета с указанием причины и суммы денежных средств подлежащих возврату.
В соответствии со ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации указывается, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
27 октября 2023 года, 10 ноября 2023 года, 09 января 2024 года Петракову А.С. были направлены письма с требованием предоставления подтверждающих документов уважительной причины неисполнения мероприятий программы социальной адаптации, отчета о выполнении программы социальной адаптации. После получения указанных писем ответчик также не предоставил отчеты о выполнении программы социальной адаптации.
Сотрудники ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» в составе комиссии 06 ноября 2023 года выезжали по месту ведения деятельности Петраковым А.С. по адресу <адрес>В, было установлено деятельность не ведется, по данному адресу помещения по ремонту электронной техники не найдено, что подтверждается актом обследования места ведения деятельности от (дата).
Также, сотрудники ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» в составе комиссии (дата) выезжали по месту ведения деятельности Петраковым А.С. по адресу <адрес>В, было установлено деятельность не ведется, по данному адресу помещения по ремонту электронной техники не найдено. Заявитель по адресу <адрес> дверь не открыл, по номеру телефона 8 (929) 012 12 02 не отвечает, что подтверждается актом обследования места ведения деятельности от (дата).
(дата) учреждением в адрес ответчика Петракова А.С. направлено уведомление о досрочном расторжении в одностороннем порядке социального контракта, заключенного с ним 17 мая 2023 года. Учитывая, что Петраковым А.С. не представлены документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адапатции и ведения деятельности, изложена просьба о возврате денежных средств в размере 350 000 рублей в срок до 15 марта 2024 года.
В период всего срока действия контракта, в нарушение п.3.2 Контракта, ответчиком не исполнены обязательства по выполнению программы социальной адаптации в полном объеме, не приняты активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, не был поставлен на учет в территориальном налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный налог; не приобретены в соответствии с условиями контракта основные средства, необходимые для осуществления деятельности и не представлены подтверждающие документы, отчеты об использовании выделенных денежных средств, ответчиком не дано объяснение с указанием уважительных причин, объясняющих невыполнение мероприятий программы социальной адаптации.
Поскольку судом установлено, что ответчик Петраков А.С. нарушил условия соглашения, не занимался деятельностью, предусмотренной социальной программой, использовал выделенные ему денежные средства не по целевому назначению, вследствие чего социальный контракт, заключенный с ним, расторгнут истцом в одностороннем порядке, социальное пособие до настоящего времени не возвращено, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить и взыскать с Петракова А.С. в пользу Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» денежные средства в размере 350000 рублей, выплаченные ему в качестве пособия на организацию собственного дела (самозанятость) по ремонту электронной техники.
Изложенная ответчиком Петраковым А.С. позиция о том, что он не должен нести ответственность по возмещению единовременного пособия в связи с обращением в отдел полиции с заявлением по факту нападения и хищения у него денежных средств 13.06.2023 года у <адрес>, не может быть принята во внимание судом и не имеет правового значения, так как указанные доводы не освобождают ответчика от выполнения взятых на себя обязательств и возмещения истцу денежных средств в случае нарушения условий социального контракта. Ответчик, давая объяснения в ходе судебного разбирательства, не отрицал получение денежных средств в размере 350 000 рублей, ознакомившись с условиями социального контракта и получив экземпляр программы социальной адаптации, он должен был зарегистрироваться в качестве самозанятого, выполнить перечень мероприятий программы социальной адаптации и бизнес концепции на открытие собственного дела обозначенного им самим как ремонт электронной техники, что им не сделано.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6700 рублей в доход бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» к ФИО10 о взыскании социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с Петракова Александра Сергеевича (дата) года рождения, уроженец <адрес>, паспорт 4204 2020464 выдан Юго-Западным отделением милиции УВД <адрес> (дата)) в пользу Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» единовременное социальное пособие, выплаченное по программе социальной адаптации в размере 350 000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 700 рублей, а всего 356 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Пешкова Ю.Н.
Мотивированное решение изготовлено (дата).
«КОПИЯ ВЕРНА»
Судья Пешкова Ю.Н.
Секретарь ФИО2
Решение не вступило в законную силу.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № Октябрьского судебного района <адрес> УИД 48RS0№-70
Секретарь ФИО2