Решение по делу № 33а-13358/2019 от 28.11.2019

Судья Кухта А.В. Дело № 33а-13358

25RS0015-01-2019-001692-53

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 декабря 2019 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Гончарова А.А.

судей Судницыной С.П. и Туктамышевой О.В.

при секретаре Сылко Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Губернатора Приморского края Кожемяко О.Н. к депутату Думы Дальнегорского городского округа Приморского края Тарабарину И.Н. о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края по апелляционной жалобе Тарабарина И.Н. на решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено. Прекращены досрочно полномочия депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края Тарабарина И.Н. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав Тарабарина И.Н. и его защитника Лапшина Н.Н.. поддержавших доводы жалобы, возражения представителя Губернатора Приморского края Макаренко В.В., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Губернатор Приморского края обратился в суд с названным иском, указав, что согласно решению территориальной избирательной комиссии города Дальнегорска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении списка избранных депутатов Думы Дальнегорского городского округа» Тарабарин И.Н. зарегистрирован избранным депутатом Думы Дальнегорского городского округа Приморского края. На основании приказа Губернатора Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в отношении Тарабарина И.Н. проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных им за отчетный период 2017 год. В ходе проверки установлено, что Тарабариным И.Н. в справке о доходах на супругу за отчетный период 2017 года представлены недостоверные сведения о её доходе по основному месту работы, неполные сведения о наличии счетов в банках и иных кредитных организаций, а также в справке о доходах на себя представлены недостоверные сведения о доходе по основному месту работы и неполные сведения об иных доходах, то есть не исполнена обязанность, установленная Федеральным законом № 273-Ф3, Федеральным законом №131-Ф3 и законом Приморского края № 122-КЗ.

Просит прекратить досрочно полномочия депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края Тарабарина И.Н. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Губернатор Приморского края в судебное заседание не явился, представитель административного истца ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель заинтересованного лица - департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования Губернатора поддерживал.

Административный ответчик Тарабарин И.Н. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск, согласно которым декларация им была подана в установленные законом сроки. Он не располагал и не мог располагать полной информацией о действительном размере доходов своей супруги Тарабариной Е.В. за 2017 год, а также о наличии банковских счетов в ПАО СКБ «Примсоцбанк», открытых на ее имя и хранящихся на этих счетах денежных средствах, поскольку доступа к получению такой информации он не имеет. Подготовку декларации о доходах за 2017 года и справок о доходах за 2017 год он поручил специалисту (бухгалтеру), которая оформляла соответствующие документы. Считает что указанные нарушения, выразившиеся в некорректном оформлении справок о доходах за 2017 год, не являются существенными нарушениями при исполнении обязанности, установленной федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-Ф3. Денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территорий Российской Федерации, не имеет и никогда не имел, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами. Полагает, что административным истцом пропущен срок обращения с административным исковым заявлением в суд. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, ограничиться вынесением предупреждения.

Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился Тарабарин И.Н., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Губернатора Приморского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 названного закона в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ, вступившего в законную силу 4 ноября 2015 года, лица, замещающие муниципальную должность, включая депутата, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом о противодействии коррупции и другими федеральными законами.

Согласно приведенному законоположению полномочия депутата, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом о противодействии коррупции, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В силу предписаний Федерального закона о противодействии коррупции лица, замещающие в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1 Федерального закона о противодействии коррупции).

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559, утвердившим Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Положение), органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться названным указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Пунктом 3 названного Положения установлен срок предоставления указанных сведений - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Федеральный закон о противодействии коррупции в части 4 статьи 5 предусматривает, что органы местного самоуправления, как и федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения федеральный законодатель отнес к вопросам местного значения городского поселения (пункт 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).

Установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, федеральный законодатель указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом № 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Закона № 131-ФЗ).

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ, вступившим в силу 15 апреля 2017 года, статья 40 Закона № 131-ФЗ дополнена частями 7.2 и 7.3, предусматривающими, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), названное должностное лицо вправе обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Данные изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции и предоставление возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления (подпункт «д.1» пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), ставить вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов не только перед органом местного самоуправления, но и перед судом.

На территории Приморского края порядок проведения проверки лицами, замещающими муниципальную должность депутата представительного органа муниципального образования сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) установлен в Законе Приморского края от 25 мая 2017 года №122-КЗ.

Согласно статье 3 названного краевого закона (в редакции действующей, на момент возникших правоотношений) проверка осуществляется по решению Губернатора Приморского края.

Основанием для проведения проверки является достаточная информация, свидетельствующая о несоблюдении указанными лицами ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, связанных с противодействием коррупции, представленная в письменной форме, в том числе правоохранительными и налоговыми органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Проверка осуществляется уполномоченным органом самостоятельно в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен Губернатором Приморского края до 90 дней.

По результатам проведения проверки уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней представляет Губернатору Приморского края доклад о результатах проведения проверки.

При выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Губернатор Приморского края обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Согласно решению территориальной избирательной комиссии города Дальнегорска от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении списка избранных депутатов Думы Дальнегорского городского округа» Тарабарин И.Н. зарегистрирован избранным депутатом Думы Дальнегорского городского округа Приморского края.

Тарабариным И.Н. представлены сведения о доходах, об имуществе принадлежащим ему и его супруге на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

На основании информации и.о. прокурора Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ «О выявленных нарушениях законодательства противодействии коррупции» Губернатором Приморского края издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении проверки в отношении Тарабарина И.Н.», согласно которому проведение проверки поручено департаменту по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края.

ДД.ММ.ГГГГ Тарабарину И.Н. направлено уведомление о проведении проверки.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края Губернатору края представлен доклад о результатах проверки соблюдения Тарабариным И.Н. обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Как следует из данного доклада Тарабариным И.Н. в представленной справке о доходах на супругу недостоверно отражен доход, полученный Тарабариной Е.В. в 2017 года от Департамента труда и социального развития Приморского края (... рублей вместо ...).

В справке о доходах на себя Тарабариным И.Н. недостоверно отражен доход, полученный им в 2017 году от ООО «Городская управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства» (... рублей вместо ...). Также не отражены доходы, полученные им от иных налоговых агентов: ООО «ГУО Плюс» в сумме ... рублей; ООО «Сервис ЖКХ» в сумме ... рублей; ООО «Сервис» в сумме ...; ООО «Коммуналавтотранс» в сумме ...; ТСЖ «Строительное» в сумме ....

Кроме того, в справке о доходах на супругу Тарабрин И.Н. представил неполные сведения о счетах, не отразив в ней наличие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ счетов, открытых в ПАО СКБ Приморья «Примсоцбанк».

В справке о доходах на себя Тарабарин И.Н. в разделе 3 «Сведения об имуществе» не отразил сведения о наличии у него автомобиля «Toyota Corolla», ... и мотоцикла «Урал ИМЗ», ....

Установленные в ходе проверки нарушения, изложенные в докладе с предложением о применении к Тарабарину И.Н. меры юридической ответственности в виде досрочного прекращения его полномочий как депутата Думы Дальнегорского городского округа послужили основанием для обращения Губернатора Приморского края в суд с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края Тарабарина И.Н. по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Тарабариным И.Н. были нарушены требования, содержащиеся в части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившиеся в предоставлении неполных и недостоверных сведений о своих доходах и об имуществе, а также неполных сведений о доходах своей супруги.

Указанный вывод суда, является верным, основанным на установленных по делу обстоятельствах.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательных имущественного характера, представленных Тарабариным И.Н. за отчетный период 2017 года проведена уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, права проверяемого лица в ходе проверки были соблюдены, результат проверки оформлен в соответствии с законом.

Доводы жалобы апелляционной о нарушении Губернатором Приморского края срока на обращение в суд с настоящим административным иском получили оценку в мотивировочной части решения и обоснованно отклонены судом как несостоятельные.

Утверждение административного ответчика и его представителя о том, что срок обращения в суд административным иском о прекращении полномочий депутата подлежит исчислению в даты поступления в Администрацию Приморского края информации и.о. прокурора Приморского края о нарушениях законодательства о противодействии коррупции, основаны на неправильном толковании норм Закона Приморского края № 122-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ.

Как указывалось выше, основанием для обращения Губернатора Приморского края в суд с настоящим административном исковым заявлением послужили результаты проверки, проведенные уполномоченным органом, изложенные в докладе.

В данном случае, как правильно установил суд первой инстанции, доклад о результатах проверки поступил Губернатору Приморского края ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление Губернатора Приморского края о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Дальнегорского городского округа Приморского края поступило в Дальнегорский районный суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах сроков, установленных статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Довод о том, что меры юридической ответственности в виде прекращения полномочий депутата были перемены судом к Тарабарину И.Н. за пределами шестимесячного срока, в течение которого, по мнению представителя административного ответчика, такие меры могут быть применены, подлежит отклонению как необоснованный.

Установленный в статье 3 Закона Приморского края № 122-КЗ шестимесячный срок относится к сроку проведения проверки, который подлежат исчислению с даты принятия Губернатором Приморского края решения о проведении проверки, а не к сроку обращения в суд.

Как следует из материалов дела решение о проведении проверки принято Губернатором Приморского края ДД.ММ.ГГГГ, доклад направлен Губернатору Приморского края ДД.ММ.ГГГГ, то есть установленные сроки.

Учитывая, что в данном случае заявление о прекращении полномочий депутата Губернатором Приморского края было направлено непосредственно в суд, ссылка административного ответчика и его представителя на положения части 11 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ, возлагающей обязанность на представительный орган муниципального образования принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования заявления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутата, судебной коллегией во внимание не принимается.

Доводы жалобы об отсутствии намерения скрыть или сообщить недостоверные сведения о доходах, отсутствии признака заведомости и коррупционности в действиях депутата, не могут служить основанием для ее удовлетворения, поскольку факт неисполнения Тарабариным И.Н. установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей установлен.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что за указанные нарушения к Тарабарину И.Н. могла бы быть применена мера ответственности в виде предупреждения отклоняются, поскольку не соответствуют материалам дела и установленным по делу обстоятельствам.

Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности.

Соответственно, выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, депутат принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими условиями деятельности ограничения, а потому возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий за несоблюдение соответствующих ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Оспариваемое решение суда принято с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, должного анализа обстоятельств, связанных с неисполнением Тарабариным И.Н. обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

При таком положении судебная коллегия считает решение суда законным, доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм материального права, несостоятельными и не влекущими отмену обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

о п р е д е л и л а:

решение Дальнегорского районного суда Приморского края от 24 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тарабарина И.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-13358/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчики
Тарабарину И.Н.
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Судницына Светлана Петровна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
29.11.2019Передача дела судье
02.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2020Передано в экспедицию
19.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее