№ 2а-310/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2018 года с. Выльгорт
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е. В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Республике Коми к индивидуальному предпринимателю Демяненко П. В. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Демяненко П. В. об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации. В обоснование требований указано, что Демяненко П. В. с 25.12.2007 состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми. Согласно сведениям налогового органа индивидуальный предприниматель Демяненко П. В. сведения по форме 2-НДФЛ в налоговый орган на наемных работников не предоставляет, что свидетельствует об отсутствии у плательщика работников. Индивидуальный предприниматель Демяненко П. В. с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя налоговую отчетность в налоговый орган не предоставляла, в связи с чем, плательщику страховые взносы начислены в порядке части 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». По состоянию на 18.12.2017 общая сумма задолженности административного ответчика составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, вместе с тем, меры по погашению задолженности административным ответчиком не предпринимаются, уважительные причины, не позволяющие исполнить указанные требования, у административного ответчика отсутствуют.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 27 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Между тем, в силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации указанное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту – Федеральный закон № 114-ФЗ) гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 114-ФЗ право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств, либо до достижения согласия сторонами.
На основании ч. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: 1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей; 2) требований неимущественного характера; 3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
Частью 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае неисполнения должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) превышает 10 000 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации с соблюдением правил, установленных частями 1 и 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве». На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит в порядке, предусмотренном настоящей статьей, постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
По существу положений приведенных норм следует, что ограничение права любого гражданина на выезд из Российской Федерации ставится законодателем в зависимость не только от наличия формальных оснований, но и от связанных с ними конкретных фактических обстоятельств.
Как следует из положений ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» применение такой меры воздействия на должника как ограничение на выезд за пределы Российской Федерации закон связывает с неисполнением должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.
При рассмотрении дела установлено, что индивидуальный предприниматель Демяненко П. В. с 25.12.2007 состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01.01.2017) (далее по тексту – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования») плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Статьей 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлен размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, согласно ч. 1 которого плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 11 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Статьей 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Индивидуальный предприниматель Демяненко П. В., являясь плательщиком страховых взносов, не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, Демяненко П. В. налоговую отчетность в налоговый орган не предоставляла.
В связи с непредставлением налоговой отчетности плательщику страховые взносы начислены в порядке ч. 11 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 администрирование страховых взносов передано налоговым органам.
В связи с отсутствием оплаты задолженности налоговым органом в порядке ст. 69 Налогового кодекса РФ в адрес плательщика направлены требования от 09.01.2017 с указанием срока добровольной уплаты образовавшейся задолженности как 22.06.2017.
В связи с отсутствием оплаты задолженности Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение от 03.07.2017 о взыскании задолженности в размере 167 824,09 руб. за счет денежных средств, а также электронных денежных средств на счетах в банках.
Требования налогового органа индивидуальным предпринимателем Демяненко П. В. не были исполнены, задолженность не уплачена.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми 03.10.2017 вынесено решение № и постановление № о взыскании задолженности в размере <данные изъяты> руб. за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Отделом судебных приставов по Сыктывдинскому району на основании акта органа, осуществляющего контрольные функции, 16.10.2017 возбуждено исполнительное производство №.
Указывая, что общая задолженность административным ответчиком не погашена, административный истец считает, что мера временного ограничения выезда из Российской Федерации соразмерна требованиям, содержащимся в исполнительном документе, в связи с чем, обратился с рассматриваемым административным иском.
Как следует из информации, предоставленной ОПС по Сыктывдинскому району задолженность Демяненко П. В. по исполнительному производству № по состоянию на 26.03.2018 составляет <данные изъяты> руб.
В рассматриваемом случае, приходя к выводу об удовлетворении заявленных Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми требований, суд исходит из того, что должником не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, при этом должником сведения об уважительности причин, не позволяющих эти требования исполнить, не представлены, при рассмотрении дела судом не установлены.
Ограничение выезда за пределы территории РФ является мерой воздействия на должника, уклоняющегося от исполнения обязательств, и может быть применено только в случае, виновного уклонения, носящего противоправный характер.
Учитывая, что в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о злостном уклонении должника от исполнения требований исполнительных документов, факт уклонения индивидуальным предпринимателем Демяненко П. В. от исполнения обязательств по уплате обязательных платежей без уважительных причин установлен, суд приходит к выводу, что имеются законные основания для ограничения её права на выезд из Российской Федерации.
С учетом положений ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ и п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. 175-180, 227, 292, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми удовлетворить.
Ограничить выезд из Российской Федерации индивидуальному предпринимателю Демяненко П. В., <данные изъяты>
Взыскать с индивидуального предпринимателя Демяненко П. В. в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Е.В. Щенникова