Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2015 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,
при секретаре ФИО19,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО11, представителя административного ответчика Калачёвой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным решения первой призывной комиссии Отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., признании незаконным действий по отказу медицинского освидетельствования и изменения категории годности к военной службе, обязании внести изменения в военный билет и личное дело призывника по категории годности, показателю предназначения и диагнозу,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» о признании незаконным решения первой призывной комиссии Отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., признании незаконным действий по отказу медицинского освидетельствования и изменения категории годности к военной службе, обязании внести изменения в военный билет и личное дело призывника по категории годности, показателю предназначения и диагнозу.
В обоснование своих требований указал, что состоит с ДД.ММ.ГГГГ на военном учете Военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении него было вынесено решение о признании по ст.24 п. «в» В-ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. Данное решение им в судебном порядке не было оспорено, поскольку в военном билете № указано категория В-ограниченно годен к в/ сл. Гр 1 ПП РФ 123-03 и расшифровки диагноза нет. Основанием для принятия решения призывной комиссии отдела явилось заключение ВВК (военно-врачебной комиссии), которое осуществлялось заочно, на медицинское освидетельствование его не вызывали, врачами не осматривался.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Военный комиссариат <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес> с письмом за исх. 2/1 о разъяснении диагноза, на основании которого была установлена категория годности.
В полученном ответе от ДД.ММ.ГГГГ № указывалось, что рядовой ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ВС РФ не служил, ДД.ММ.ГГГГг. ВВК Военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес> на основании протокола № был признан В- ограниченно годным к военной службе по ст. 24 «В»: ст. 24-сосудистые заболевания ФИО9, спинного ФИО10; «В»: незначительные нарушения функций, редкие транзиторные ишемии ФИО10, при наличии частых обмороков без признаков ФИО3 поражения центральной нервной системы.
С данным диагнозом он категорически не согласился, поскольку с указанным диагнозом на учете по месту жительства не состоял, не обращался и лечения у врача невролога в поликлинике № ОБАУЗ <адрес> не получал. Данный факт подтвержден справкой, выданной врачом данной поликлиники ФИО2.
С целью проверки установленного военно-врачебной комиссией диагноза он обратился к нескольким специалистам, обладающими соответствующими познаниями и имеющими лицензию на право осуществления медицинского освидетельствования и медицинского обследования.
1. Протокол обследования ОГАУЗ <адрес> ГИМДКБ КЭЭГ от ДД.ММ.ГГГГ. врача ФИО13- кандидата медицинских наук: ФИО20 ПАРОКСИЗМАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО, ДОСТОВЕРНЫХ ЭПИЛЕПТИФОРМНЫХ ГРАФОЭЛЕМЕНТОВ НЕ ВЫЯВЛЕНО.
2.Заключение врача ФИО14 по результатам магнитно-резонансной томографии от 20.01.15г. Центр компьютерной томографии <адрес>: ФИО3 ФИО10 НЕ ВЫЯВЛЕНО; СИНУСОПАТИЯ.
3.Заключение зав. лабораторией, кандидата медицинских наук ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ. по результатам ЭЭГ- видеомониторинг в течение 9 часов, в состоянии бодрствования, с записью ночного сна Клиники ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ Иркутского государственного медицинского университета Клиники нервных болезней им. Проф. ФИО24 Лаборатория клинической нейрофизиологии <адрес>, <адрес> КЛИНИЧЕСКИХ ФИО6 НЕ ОТМЕЧАЛОСЬ, ФИО4 ФИО21 ИХ ЭЭГ-ПАТТЕРНОВ НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО.
4. Консультативное заключение врача высшей категории, невролога- эпиолептолога, кандидата медицинских наук - ФИО17 ООО «Гомеопатическая практика», <адрес> результатам обследования: МРТ ФИО9 ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ. БЕЗ ФИО3. ЭПИЛЕПСИИ НЕТ.
Для повторного медицинского освидетельствования и изменения категории годности к военной службе он с вышеперечисленными документами, свидетельствующими об отсутствии спорного диагноза, обратился в Военный комиссариат <адрес>.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. № сообщалось, что представленные медицинские документы не являются основанием для проведения медицинского освидетельствования и изменения категории годности к военной службе. Более того, утверждалось, что данное заболевание находится в стадии стойкой ремиссии.
Поскольку у него отсутствует данное заболевание, у него нет периодов обострения и ремиссии, на которых настаивает Военный комиссариат <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №, вынужден обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения первой призывной комиссии Отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и <адрес> от 25.10.2010г., действий по отказу медицинского освидетельствования и изменения категории годности к военной службе, обязании внести изменения в военный билет и личное дело призывника по категории годности, показателю предназначения и диагнозу в целях устранения допущенных нарушений его прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО11, допущенная к участию в процессе на основании п. 5 ст. 57 КАС РФ, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» Калачёва М.С., по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования ФИО1 не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (часть 1). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (часть 2).
Согласно статьи 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» дела, находящиеся в производстве судов общей юрисдикции и не рассмотренные до 15 сентября 2015г. подлежат рассмотрению и разрешению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 23 и абзаца 4 пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому переосвидетельствованию граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, осуществляются военными комиссариатами.
В соответствии со ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
ФИО1 оспаривает решение первой призывной комиссии Отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. о признании его В - ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья.
Согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
Статьей 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что призыв граждан на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу (ч. 3 ст. 28 Закона).
Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (ч. 5 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе").
В силу п. 13 Положения призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (п. 15 Положения).
Медицинское освидетельствование призывников осуществляется в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (п. 5 Положения).
В 2010 году порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан был определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Правительством Российской Федерации "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" от 25 февраля 2003 года № 123.
Согласно п. 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 25.02.2003, предусмотрено, что для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.
В соответствии с п. 4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В соответствии с п. 9 Положения заключение военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) о категории годности к военной службе (летной работе), службе в органах, за исключением заключений о причинной связи увечий, заболеваний, действительно в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.
В соответствии с пунктом 10 Положения для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителями медицинских организаций по заявке военного комиссара, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и средний медицинский персонал.
Согласно пункту 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы.
Из материалов личного дела ФИО1 усматривается, что он принят на воинский учет отделом военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, при первоначальной постановке на воинский учет ему была выставлена категория годности - Г - временно не годен к военной службе на 6 месяцев, подлежит лечению (обследованию) и учету по ст. №(невролог на основании ст. 28 графы I Расписания болезней и ТДТ; терапевт на основании ст. 13г графы I Расписания болезней и ТДТ).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласно листу медицинского освидетельствования был признан В – ограниченно годным к военной службе (невролог – на основании ст. 24в графы I Расписания болезней и ТДТ).
Решением призывной комиссии отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом заседания призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 был признан В – ограниченно годным к военной службе (невролог – на основании ст. 24в графы I Расписания болезней и ТДТ), освобожден от призыва и передан в запас.
Рассматривая по существу требования ФИО1 об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к убеждению, что в данном случае при несогласии с результатами медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 имел право на проведение независимой экспертизы, порядок проведения которой установлен постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении положения о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в положение о военно-врачебной экспертизе».
Однако, как установлено в судебном заседании, своим правом ФИО1 не воспользовался.
Также представителем административного ответчика Калачёвой М.С. заявлено ходатайство о пропуске ФИО1 срока для обжалования решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ (действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Согласно части 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
В суд с требованием об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился только ДД.ММ.ГГГГ., то есть спустя более пяти лет.
Судом в судебном заседании выяснялись обстоятельства и причины пропуска срока обращения в суд административным истцом ФИО1
В ходе рассмотрения дела ФИО1 не представил суду обстоятельств, объективно препятствующих своевременному его обращению в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока.
Поэтому суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного истца ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> требования ФИО1 о признании незаконными действий ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» по отказу от его медицинского освидетельствования и изменения категории годности к военной службе, обязании внести изменения в военный билет и личное дело призывника по категории годности, показателю предназначения и диагнозу, суд приходит к выводу, что данные требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с п.1 ст.52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных сил РФ создается из числа граждан, в том числе, не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты (п.п. 1 ст. 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Из пункта 3 указанной статьи усматривается, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В соответствии с п.п. 1, 20, 21 п. 17 Положения о военных комиссариатах основными задачами военных комиссариатов являются:
1) организация и осуществление воинского учета граждан, оказание содействия федеральным органам государственной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в осуществлении воинского учета;
20) организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования;
21) проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий: по медицинскому освидетельствованию граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования, и граждан, пребывающих в запасе.
Согласно п. 50 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 20.08.2003г. № 200, на ВВК военного комиссариата субъекта Российской Федерации контроль за организацией и проведением освидетельствования граждан, пребывающих в запасе.
Согласно п. 51 указанной инструкции ВВК военного комиссариата субъекта Российской Федерации имеет право: выносить заключения в соответствии с Положением о ВВЭ, настоящей Инструкцией и положением о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации; проверять работу ВВК военных комиссариатов в субъекте Российской Федерации и давать им указания и разъяснения по вопросам ВВЭ; пересматривать или отменять собственные заключения и заключения подчиненных ВВК по результатам повторного освидетельствования; запрашивать из военных комиссариатов, от подчиненных ВВК, из военно-медицинских учреждений, территориальных органов управления здравоохранением, учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения, воинских частей, учреждений, училищ и военно-учебных заведений документы (сведения), необходимые для решения вопросов ВВЭ.
В соответствии с п. 16 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02.10.2007 № 400, На воинский учет решением комиссии по постановке граждан на воинский учет ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование. В отношении граждан, признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, комиссия принимает решение о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса о зачислении их в запас, а в отношении граждан, признанных не годными к военной службе, - о вынесении на рассмотрение призывной комиссии вопроса об освобождении их от исполнения воинской обязанности. В отношении граждан, направленных на медицинское обследование, решение о годности к военной службе принимается после прохождения ими медицинского обследования и повторного прохождения комиссии по постановке граждан на воинский учет.
В соответствии с п. 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением призывной комиссии отдела военного комиссариата <адрес> по Ленинскому и ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным протоколом заседания призывной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО1 был признан В – ограниченно годным к военной службе (невролог – на основании ст. 24в графы I Расписания болезней и ТДТ с диагнозом «СВД по ваготоническому типу, перманентно-пароксизмальное течение, эпилепсия по анамнезу с парциальными приступами (ремиссия с 2000г.)», освобожден от призыва и зачислен в запас.
Диагноз подтверждается представленными в материалы дела следующими документами: учетной картой призывника, имеющимися в личном деле призывника актом № исследования состояния здоровья от ДД.ММ.ГГГГ листом мед. освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно военному билету АН № ФИО1 призывной комиссией отдела военного комиссариата Ленинского и <адрес>ов <адрес> зачислен в запас, категория годности к военной службе «В», гр. 1 ст. 58 в, постановление Правительства РФ 123 -2003г.
Таким образом, в результате пройденного административным истцом ФИО1 медицинского освидетельствования в 2010г. ему установлена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе в связи с наличием заболевания.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к Военному комиссару <адрес> с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования в связи со снятием диагноза, представив протокол обследования ОГАУЗ <адрес> ГИМДКБ КЭЭГ от ДД.ММ.ГГГГ. с заключением, что локальной и пароксизмальной патологической активности не зарегистрировано, достоверных эпилептиформных графоэлементов не выявлено; заключение Центра компьютерной томографии <адрес> по результатам магнитно-резонансной томографии от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому ФИО3 ФИО10 не выявлено, синусопатия; заключение Клиники ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ Иркутского государственного медицинского университета Клиники нервных болезней им. Проф. ФИО16 (лаборатория клинической нейрофизиологии <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому клинических ФИО6 не отмечалось, ФИО4 приступов и их ЭЭГ-партнеров не зарегистрировано; консультативное заключение врача высшей категории, невролога-эпиолептолога ООО «Гомеопатическая практика», кандидата медицинских наук ФИО17, согласно которому МРТ ФИО9 ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ без ФИО3, эпилепсии нет. Тем самым утверждая, что результаты исследования показали, что в состоянии его здоровья произошли изменения, в подтверждение выданы заключения врачей, согласно которым эпилепсия не подтверждена.
Письмом Военного комиссариата <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в проведении повторного медицинского освидетельствования в связи с отсутствием оснований.
Полагая данный ответ Военного комиссариата <адрес> незаконным, административный истец обратился в суд с требованиями о признании его незаконным и обязании устранить нарушение прав путем проведения повторного медицинского освидетельствования.
Рассматривая по существу требования ФИО1, суд находит их подлежащими удовлетворению, а ответ Военного комиссариата <адрес> не соответствующим закону и нарушающим право административного истца на прохождение срочной военной службы в вооруженных силах РФ, которому на момент рассмотрения дела исполнилось 23 года.
Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013г. № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», вступившим в законную силу 01.01.2014г., а именно п.1 предусмотрено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы), во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения) в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе (далее - приравненная служба), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы (далее - причинная связь увечий, заболеваний), решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
Согласно п. 2 указанного положения следует, что для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии. В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование (далее - обследование) и лечение военнослужащих.
На военно-врачебную комиссию возлагаются проведение освидетельствования: граждан, поступающих на военную службу по контракту; граждан, поступающих на приравненную службу; военнослужащих (п. 3 положения).
Из п. 9 указанного положения усматривается, что для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на военных кафедрах (факультетах военного обучения) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на военных кафедрах (факультетах военного обучения) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию (далее - отдел военного комиссариата), военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - военный комиссар) выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
Таким образом, Положением о военно-врачебной экспертизе предусмотрена возможность прохождения медицинского освидетельствования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также повторное медицинское освидетельствование гражданина раньше установленного срока по его заявлению в случае наличия изменений в состоянии здоровья гражданина.
Обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу, граждан, прошедших приравненную службу, граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, а также граждан, призываемых на военные сборы регламентирован разделом 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013г. № 565.
В соответствии с п. 69 Положения Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья).
Согласно п.п. 84, 85, 87 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 настоящего Положения.
Организация освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (далее - граждане, ограниченно годные к военной службе), возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
Граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Таким образом, Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013г. № 565, а также действующее законодательство, регулирующее правоотношения, связанные с проведением медицинского освидетельствования, не устанавливают запрет на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья и возлагает обязанность по их организации на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
С учетом изложенного, суд полагает отказ военного комиссариата <адрес> в проведении повторного медицинского освидетельствования ФИО1, выраженного в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ., незаконным.
Из анализа медицинских документов ФИО1 судом установлено, что в состоянии здоровья истца произошли изменения, что подтверждается протоколом обследования ОГАУЗ <адрес> ГИМДКБ КЭЭГ от ДД.ММ.ГГГГ., заключением Центра компьютерной томографии <адрес> по результатам магнитно-резонансной томографии от ДД.ММ.ГГГГ., заключением Клиники ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ Иркутского государственного медицинского университета Клиники нервных болезней им. Проф. ФИО16 (лаборатория клинической нейрофизиологии <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ консультативным заключением врача высшей категории, невролога-эпиолептолога ООО «Гомеопатическая практика», кандидата медицинских наук ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку в 2015г. состояние здоровья ФИО1 изменилось в сторону улучшения, суд приходит к выводу о наличии у административного истца правовых и фактических оснований для прохождения повторного медицинского освидетельствования и обращения с соответствующим заявлением в Военный комиссариат <адрес>.
В соответствии с ч.4 ст.1 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.
Согласно п. «а» ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Таким образом, учитывая произошедшие в состоянии здоровья ФИО1 изменения, а также то, что административному истцу не исполнилось 27 лет, суд приходит к выводу, что истец имеет право на повторное медицинское освидетельствование с целью реализации конституционной обязанности по несению военной службы. Поскольку нахождение ФИО1 в запасе препятствует его призыву на срочную военную службу, вместе с тем не препятствует прохождению повторного медицинского освидетельствования.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Анализируя обжалуемый отказ на соответствие его нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд полагает, что отказ ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» не соответствует закону.
Таким образом, исковые требования ФИО1 в этой части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, у суда отсутствуют достаточные основания обязывать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» внести изменения в военный билет ФИО1 и личное дело призывника по категории годности, показателю предназначения и диагнозу, поэтому данные требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░1 ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>