Решение по делу № 2-274/2023 (2-2942/2022;) от 26.09.2022

Дело №2-274/2023

РЕШЕНИЕ

                                                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                (полный текст)

04 апреля 2023 года                                             г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Лемешко А.С.,

при секретаре – Стешенко О.А.,

с участием представителя истца – Майстренко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майстренко ФИО6 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государственной бюджетное учреждение города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» о признании права на приватизацию жилого помещения.

установил:

Истец Майстренко ФИО6. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просит признать за истцом право на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>, кадастровый номер . Требования обоснованы тем, что истец является нанимателем квартиры в государственном жилом фонде, своим правом на приватизацию ранее не пользовался, при этом, жилое помещение не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации. 22.07.2022 ответчик отказал истцу в предоставлении государственной услуги, ссылаясь на то, что жилое помещение передано в оперативное управление УГБ «ГОСЖИЛФОНД» и у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом. Департамент городского хозяйства города Севастополя также отказал истцу в предоставлении государственной услуги.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, воспользовался правом ведения дела через представителя. Представитель истца Майстренко А.Н. в судебном заседании на иске настаивала, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель Департамента капитального строительства г. Севастополя в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела без его участия, представил суду письменные возражения, в которых просил в иске отказать по основаниям, изложенным в решении Департамента об отказе в предоставлении истцу государственной услуги.

Третьи лица Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, ГБУС «Госжилфонд» в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Как разъяснено в п.13 Постановления Пленума ВС РФ от 31.10.1995 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище.

Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> с 14.11.2008. Истец вселен в жилое помещение на основании ордера.

Приказом №35 Фонда коммунального имущества СГС от 15.01.2010 общежитие по <адрес>, зачислено на баланс КП «Жилсервис-15». Жилое помещение не имеет статуса служебного помещения.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №700-РДИ от 15.03.2016, жилое помещение – комната <адрес> в г. Севастополе включено в Реестр собственности города Севастополя.

На основании договора социального найма жилого помещения №ДСН/17-975 от 24.03.2017, жилое помещение передано в постоянное пользование Майстренко ФИО6.

Решением №ОПР/22-236 от 29.04.2022 Департамент капитального строительства города Севастополя отказал истцу в предоставлении государственной услуги по заключению договора о передаче в собственность (приватизации) занимаемого жилого помещения, указав, что в соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 01.04.2021 №1675-РДИ «О закреплении недвижимого имущества – жилых помещения (комнат, квартир), включенных в Реестр собственности города Севастополя как имущества казны и расположенных в зданиях общежитий города Севастополя, за ГБУ города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» на праве оперативного управления», жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, ул. Арсенальная, д. 27 ком. 33, передано в оперативное управление ГБУ «Госжилфонд», учреждению, подведомственному Департаменту городского хозяйства города Севастополя. В связи с чем, у Департамента отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом.

ГБУ «Госжилфонд» Департамента городского хозяйства города Севастополя письмом от 23.09.2022 сообщило истцу, что исполнительным органом, предоставляющим государственную услугу «Заключение договора социального найма государственного жилищного фонда города Севастополя» является Департамент капитального строительства города Севастополя.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Часть 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации гласит, что жилищные права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу п. 2 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно ч.1 ст.62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Судом установлено, что истец постоянно проживает и зарегистрирован в указанном жилом помещении, вселен в жилое помещение на законных основаниях, пользуется квартирой по договору социального найма как наниматель, данная квартира включена в реестр и является собственностью города Севастополя.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2011 №4-П, нормы о договоре социального найма применимы к отношениям по пользованию жилыми помещениями и в том случае, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 01.03.2005 (после дня введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этого дня.

К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в Определении №305-ЭС21-10891 (2) от 06.10.2022 по делу №А41-85213/2016.

Жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

Жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду, который представляет собой совокупность жилых помещений государственного и муниципального жилфондов (п. 2 ч. 3 ст. 19, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ). Такие помещения предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Соответственно, договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения (ч. 1 ст. 94, ч. 2 ст. 105 ЖК РФ).

Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 №507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда город Севастополя», в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещении и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

По смыслу приведенной нормы граждане, проживающие в указанных жилых помещениях, в силу закона после передачи зданий муниципальному образованию считаются занимающими свою жилую площадь по договору социального найма, даже если с ними не был подписан документ, поименованный договором социального найма.

Соответственно, жилые помещения, указанные в названной статье Вводного закона, после передачи их в муниципальную собственность приобретают правовой режим жилья, используемого на условиях социального найма. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Жилищный кодекс Российской Федерации, урегулировав последствия отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), вместе с тем не урегулировал последствия сходных отношений по передаче в муниципальную собственность жилых помещении, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии переданных предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда.

Статьей 11 Закона РФ от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

По смыслу ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», право граждан на приобретение в порядке приватизации в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не может быть ограничено по мотивам нерешенности вопроса о передаче на балансовую принадлежность, возведенного на государственные средства жилья; право гражданина на приватизацию жилого помещения, при наличии независящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению процедуры приватизации, может быть реализовано им путем обращения в суд в порядке ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в РФ».

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24.08.1993 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как этим правом граждан наделила статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». В соответствии с п.8 указанного Постановления гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.

Основанием для приобретения жилого помещения в собственность в порядке приватизации по смыслу ст. 2 Закона «О приватизации жилого фонда в РФ» является документ, подтверждающий наличие у заявителя права пользования жилым помещением на условиях социального найма. В частности, таким документом является оформленный в установленном законом порядке письменный договор социального найма жилого помещения, либо иной документ, устанавливающий право пользования заявителя на жилое помещение на условиях договора социального найма, к числу которых относятся вступившие в законную силу судебные акты.

Судом установлено, что истец постоянно проживает и зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, пользуется помещением на основании договора социального найма, ранее право на приватизацию не использовал, как следствие, имеются основания для признания за истцом права на приватизацию указанного жилья.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

решил:

Исковое заявление Майстренко ФИО6 – удовлетворить.

Признать за Майстренко ФИО6 право на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес>, кадастровый номер .

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 апреля 2023 года.

Судья Нахимовского районного

суда города Севастополя                                                     А.С. Лемешко

2-274/2023 (2-2942/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Майстренко Вячеслав Николаевич
Ответчики
Департамент капитального строительства г.Севастополя
Другие
ГБУ "Госжилфонд"
Майстренко Анна Николаевна
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
26.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2022Передача материалов судье
30.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2022Подготовка дела (собеседование)
17.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2022Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
10.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее