№ 2-543/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ года
Красноармейский районный суд <адрес> в составе судьи Садовой С.А., при секретаре Банной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Григоращенко И. Н., Григоращенко Е. В., Григоращенко Н. В. к администрации <адрес> сельского поселения, Департаменту труда и социального развития <адрес> о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты. В обоснование своих доводов истцы указали, что Григоращенко И.Н. является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. По указанному адресу она проживает с <данные изъяты> – Григоращенко Н.В. и <данные изъяты> – Григоращенко Е.В.. Они совместно следят за состоянием жилого дома, проводят ремонты за свой счет, ведут общее совместное хозяйство, имеют общий бюджет, общие расходы на приобретение продуктов питания, пользуются бытовыми предметами, сажают огород на приусадебном участке. В период с 30 августа по ДД.ММ.ГГГГ в ходе продолжительных ливневых дождей их дом попал в зону чрезвычайной ситуации и был затоплен, в связи с чем, истцы являются пострадавшими и имеют право на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за повреждение имущества. Истцам отказано во включении в списки нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства. На момент чрезвычайной ситуации они имели постоянную регистрацию по адресу: <адрес>. Просят признать за ними: право на получение: разовой материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей на человека; обязать ответчика включить истцов в списки на получение указанных компенсационных выплат.
В судебном заседании истица Григоращенко И.Н. на иске настояла в полном объеме, суду показала, что с ДД.ММ.ГГГГ года она с семьей проживает в <адрес> в квартире принадлежащей ей на праве собственности, без регистрации. В период тайфуна ее огород затопило водой, в связи с чем пострадал урожай. Просила об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании истец Григоращенко Н.В. на иске настоял в полном объеме, суду показал, что с ДД.ММ.ГГГГ года они проживают в <адрес>. сажают огород, просил об удовлетворении заявления.
В судебное заседание истица Григоращенко Е.В., не явилась просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на иске настояла в полном объеме.
Представитель администрации <адрес> сельского поселения в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Представитель третьего лица - Департамента труда и социального развития <адрес> отдел по <адрес> муниципальному району, просил о рассмотрении дела в отсутствие, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Суд считает неявку представителя администрации <адрес> сельского поселения неуважительной и рассматривает дела в его отсутствие.
Свидетель ФИО, суду показал, что с истцами проживает по соседству более <данные изъяты> лет. Они проживают одной семьей, сажают огород. Во время тайфуна урожай пострадал, так как на придомовой территории была вода.
Свидетель ФИО, суду показала, что семья Григоращенко проживает в <адрес> более <данные изъяты> лет. Они проживают одной семьей, сажают огород.
Выслушав истцов, свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
В соответствии с пп. "г", "д" п. 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг, на территории <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера (далее - чрезвычайная ситуация) и установлен региональный уровень реагирования; определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Дальнегорского, Уссурийского городских округов, Кавалеровского, Анучинского, Дальнереченского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Ольгинского, Партизанского, Тернейского, Хасанского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов. Приняты меры по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации и организованы работы по ее ликвидации в соответствии с решениями комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N 34 "О мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации природного характера, возникших в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес>" и от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О внесении изменений в решение комиссии при <адрес> по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ N 34 "О мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации природного характера, возникших в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес>", планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планом взаимодействия в <адрес>.
Согласно п.1.1 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> 29-ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделяемых из краевого бюджета», граждане Российской Федерации, местом жительства которых по состоянию на 29 - ДД.ММ.ГГГГ являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях Дальнегорского, Уссурийского городских округов, Кавалеровского, Анучинского, Дальнереченского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Ольгинского, Партизанского, Тернейского, Хасанского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории <адрес> 29 - ДД.ММ.ГГГГ (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право на разовую материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда <адрес>, в целях частичного покрытия расходов, в том числе - в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке; а так же на единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
Согласно п. 1.2 указанного Постановления - выплата разовой материальной помощи, указанной в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления, производится департаментом труда и социального развития <адрес> (далее - департамент) в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, указанными в подпункте 2.1 пункта 2 настоящего постановления, представленных соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, и на основании решения <адрес>, принятого в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 252-па "Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда <адрес>".
Пунктом 2.2 указанного Постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления обеспечить формирование списков пострадавших граждан, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 настоящего постановления, на основании: - документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, указанных подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; -правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; -актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации; -актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 2 указанного Закона местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> 29-ДД.ММ.ГГГГ сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг на территории <адрес> введена чрезвычайная ситуация регионального характера.
<адрес> установлен порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории <адрес>.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории <адрес> 29 - ДД.ММ.ГГГГ.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Григоращенко И.Н. принадлежит часть жилого дома по адресу: <адрес>.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Григоращенко И.Н. принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки), общая площадь <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>.
Согласно материалам дела Григоращенко Е.В. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; Григоращенко Н.В. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ; Григоращенко И.Н. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратилась в администрацию <адрес> сельского поселения с заявлением о включении их в списки на оказании единовременной материальной помощи.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования утраченного имущества граждан, согласно которому, в результате наводнения погиб урожай: картофель – <данные изъяты> сот., овощи – <данные изъяты> сот..
Администрацией <адрес> сельского поселения Григоращенко И.Н. было отказано во включении в списки пострадавших и получении материальной помощи по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства.
Из представленных документов следует, что истцы на ДД.ММ.ГГГГ не имели регистрации по адресу: <адрес>, однако, фактически проживали по данному адресу более <данные изъяты> лет, что подтверждается показаниями свидетелей и актом администрации поселения. В связи с чем, суд считает, что истицы имеют право на получение компенсаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Учитывая изложенное, заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Григоращенко И. Н., Григоращенко Е. В., Григоращенко Н. В. к администрации <адрес> сельского поселения, Департаменту труда и социального развития <адрес> о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты, удовлетворить.
Признать за Григоращенко И. Н. право на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов в размере <данные изъяты> рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке по адресу: <адрес>.
Признать за Григоращенко И. Н., Григоращенко Е. В., Григоращенко Н. В. право на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере <данные изъяты> рублей на человека в качестве единовременной материальной помощи.
Обязать администрацию <адрес> сельского <адрес> муниципального района <адрес> включить Григоращенко И. Н. в списки на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов в размере <данные изъяты> рублей в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> 29-ДД.ММ.ГГГГ за счет средств, выделяемых из краевого бюджета».
Обязать администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> включить Григоращенко И. Н., Григоращенко Е. В., Григоращенко Н. В. в списки на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере <данные изъяты> рублей на человека, а всего <данные изъяты> рублей в качестве единовременной материальной помощи.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Красноармейский районный суд.
Судья: С.А. Садовая