УИД: 65RS0001-01-2022-012272-16
Дело № 2-2223/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Т.П. Матвеевой,
при секретаре судебного заседания – В.В. Нурмухаметовой,
с участием помощника прокурора – ФИО,
представителя ответчика – ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макаровского района в интересах ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, -
у с т а н о в и л:
11 декабря 2022 года прокурор Макаровского района, действуя в интересах ФИО, обратился в суд с исковыми требованиями к Государственному учреждению – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, компенсации морального вреда, в обоснование заявленных требований указав, что по обращению ФИО проведена проверка состояния законности исполнения федерального законодательства в сфере соблюдения прав инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, по результатам которой установлено, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №, ФИО должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации. Уведомлением от 01 апреля 2022 года № заявитель поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, вместе с тем, до настоящего времени ФИО не обеспечен таким средством, как протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии: 2 шт. 27 июня 2022 года прокурором Макаровского района в адрес Государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации внесено представление, однако ФИО средствами реабилитации обеспечен не был. Поскольку ФИО является инвалидом, и в силу своего возраста, медицинских показаний и образовательного уровня самостоятельно защищать свои права не может, прокурор Макаровского района обратился в суд в защиту его прав и законных интересов.
На основании изложенных обстоятельств, прокурор Макаровского района просит возложить на Государственное учреждение – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность предоставить ФИО технические средства реабилитации, а именно: протез голени модульный, в том числе при недоразвитии: 2 шт., взыскать с Государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Определением суда от 25 января 2023 года, в соответствии со статьей 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на надлежащего – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора города Южно-Сахалинска ФИО исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Истец ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Отделение) – ФИО, действующая на основании доверенности в деле, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия участвующих в деле лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного и неявившегося истца ФИО
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав собранные в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона, социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В силу абзаца 1 пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Согласно подпункту а) пункта 3 вышеуказанных Правил, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем, в том числе, предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Уполномоченным органом, на который возложены функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в Сахалинской области с 01 января 2023 года является Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области.
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется путем закупок этих средств в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, является инвалидом второй группы бессрочно.
В соответствии с Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, карта № к акту освидетельствования № от 12 февраля 2015 года, ФИО требуются: [<данные изъяты>
21 марта 2023 года ФИО обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для обеспечения его техническими средствами реабилитаций; согласно уведомлению Государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 01 апреля 2022 года № поставлен на учет.
27 июня 2022 года прокурором Макаровского района в адрес управляющего Государственного учреждения – Сахалинское региональное отделение Фонда социального страхования внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого 11 августа 2022 года предоставлен ответ о том, что в связи с отсутствием заключенных государственных контрактов в настоящее время у отделения фонда отсутствует возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела, истец средствами реабилитации в виде протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии: 2 шт. до настоящего момента не обеспечен, что не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного заседания.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец, являясь инвалидом, имеет право, которое предоставлено ему законом, на получение вышеуказанных технических средств реабилитации.
Доводы стороны ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление, о наличии большого количества нуждающихся в обеспечении техническими средствами реабилитации, правового значения для разрешения данного спора не имеют, поскольку действующим законодательством не предусмотрено ограничение прав инвалидов исходя из объемов финансирования и количества нуждающихся в средствах реабилитации.
При таких обстоятельствах суд признает требования Макаровского прокурора о возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО техническими средствами реабилитации, основанными на законе. Принимая во внимание, что по состоянию на дату рассмотрения дела в суде истец не обеспечен техническим средством реабилитации, суд считает необходимым требования прокурора удовлетворить и возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области обязанность обеспечить ФИО протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии: 2 шт.
Разрешая заявленные требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 руб., суд приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 1).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага (пункт 2).
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Нарушение ответчиком права истца на своевременное получение технических средств реабилитации нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, что порождает у истца право требовать с ответчика денежной компенсации причиненных ему данным нарушением нравственных страданий. Длительный период необеспечения ответчиком истца соответствующими техническими средствами реабилитации, причиняло истцу нравственные страдания, поскольку в этот период истец не мог полноценно передвигаться, был ограничен в общении с другими людьми.
С учетом всех обстоятельств дела и необеспечением истца средством реабилитации до настоящего времени, требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца 15 000 руб.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
Основания для взыскания государственной пошлины с ответчика, в соответствии с подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Макаровского района в интересах ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (№) обязанность обеспечить ФИО (<данные изъяты>) техническим средством реабилитации: протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии: 2 шт.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области (№)в пользу ФИО (<данные изъяты>) компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Т.П. Матвеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Т.П. Матвеева