Решение по делу № 2-794/2024 (2-5245/2023;) от 25.12.2023

Дело

УИД 61RS0-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2024 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд города Ростова-на-Дону

в составе председательствующего судьи Борзученко А.А.,

при секретаре Бакаловой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону к МБДОУ города Ростова-на-Дону "Детский сад ", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования города Ростова-на-Дону, Администрация г. Ростова-на-Дону, об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей,

установил:

Прокурор Первомайского района г.Ростова-на-Дону, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ города Ростова-на-Дону "Детский сад " об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей. В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка, в ходе которой выявлено ненадлежащее состояние здания МБДОУ г. Ростова-на-Дону «Детский сад », а именно фасад детского сада нуждается в капитальном ремонте.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ внесено представление руководителю учреждения, однако нарушения не устранены.. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что направлено информационное письмо в МКУ «Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону» с просьбой посодействовать в выделении дополнительных бюджетных ассигнований для проведения капитальных работ.

Также в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, на основании информации отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Первомайскому району отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ростову-на-Дону Главного управления МЧС России по Ростовской области установлено, что предписание контролирующего органа в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, нарушение пожарной безопасности имеются в учреждении и в настоящее время.

На объекте защиты руководитель организации при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем и при отсутствии информации изготовителя о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечил замену в установленном порядке.

С целью устранения выявленных нарушений в адрес ответчика прокуратурой района в августе 2023 года внесено представление, в ответе на которое указано, что в 2022 году составлена проектная документация «Автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре». В третьем квартале 2023 года ООО «Точка-Локации» составлен локальный сметный расчет монтажа автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации будут проведены после выделения финансирования.

На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Ростова-на-Дону «Детский сад », расположенное по адресу: <адрес> произвести капитальный ремонт фасада здания учреждения по <адрес>, в соответствии с выводами и рекомендациями технического отчета , проведенного <данные изъяты>» в апреле 2023 года, в срок не позднее одного календарного года с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Алиева Ю.И. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица- Администрации г.Ростова-на-Дону в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку в бюджете отсутствуют денежные средства для проведения ремонтных работ.

Представитель третьего лица Управления образования города Ростова-на-Дону, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отношении указанного лица, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на принципах приоритета жизни и здоровья человека.

Частью 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч.7 ст.28 Закона, несет образовательная организация.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В силу Устава образовательной организации учредителем и собственником МБОУ является муниципальное образование «город Ростов-на-Дону», функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет Управление образования г.Ростова-на-Дону, функции и полномочия собственника также осуществляет Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.

Исходя из пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

На основании части 1 статьи 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется, в том числе образовательными организациями.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Кроме того, в силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

При этом, исходя из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Приведенным выше нормам корреспондирует положение части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, предусматривающее, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее также – Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ) безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Одновременно, согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Первомайского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка, в ходе которой выявлено, что фасад здания МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад », расположенного по адресу: <адрес> нуждается в капитальном ремонте.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Первомайского района г.Ростова-на-Дону в отношении МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад » было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних.

До настоящего времени нарушения не устранены, доказательств обратному при рассмотрении дела представлено не было.

Поскольку выявленные нарушения не были устранены, прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском.

В ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на жизнь и охрану здоровья.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, при этом, в соответствии с ч. 2 данной статьи в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Целями государственной политики в интересах детей, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ, является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

На основании п. п. 12, 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений действующего законодательства на объектах социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детский сад, может привести к нанесению вреда жизни и здоровью граждан, и в первую очередь детей, что недопустимо.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности не исполняются надлежащим образом и в полном объеме, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (включая несовершеннолетних).

В условиях состязательности судебного процесса, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств необоснованности заявленных требований и/или невозможности их исполнения в случае удовлетворения иска.

Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Деятельность учреждения, как юридического лица, финансируется собственником имущества.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, капитальный ремонт фасада здания МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад » не произведен.

В подтверждение доводов о выявленных нарушениях, истцом в качестве доказательства по делу представлен технический отчет по обследованию здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, , выполненный <данные изъяты>». Согласно выводам и рекомендациям по результатам технического обследования установлено, что в условиях наличия неравномерных осадок, вызванных замачиванием грунтов оснований и фундаментов техногенными водами, привела к деформации и образованию дефектов в стенах здания. Основываясь на результатах, необходимо выполнить детальное инструментальное обследование, геологические изыскания и провести усиление грунтов основания в составе работ по капитальному ремонту здания. В наружных стенах здания присутствуют значительные трещины, до 20 мм. Причиной данных дефектов является отсутствие перевязки кирпичной кладки и просадка фундаментного основания. Данные стены оцениваются как ограниченно- работоспособные. При этом следует предусмотреть мероприятия: по усилению фундамента, усиления стен и простенков в местах раскрытия трещин, перекладку ветхих участков кирпичной кладки, а также мероприятия по устранению трещин, в составе работ по капитальному ремонту здания. Надоконные металлические перемычки, находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Для устранения их дефектов, необходимо предусмотреть усиление и проведение ремонтных работ по устранению прогибов и трещин. Состояние конструкций кровли не выявлено. Работы по благоустройству территории проведены в 2020 году. Состояние прилегающей территории отмостки здания оценивается как нормативное.

По итогам обследования, в составе проекта капитального ремонта необходимо выполнить комплекс конструктивных и технических мероприятий, включающих в себя: 1. Выполнить усиление грунтов основания. 2. Предусмотреть мероприятия по усилению стен и простенков в местах раскрытия трещин, перекладку ветхих участков кирпичной кладки, а также мероприятия по устранению трещин в стенах. 3. Водосточная система кровли требует восстановления и устройство организованного водостока. 4. Предусмотреть усиление перемычек и проведение ремонтных работ по устранению трещин. Иные работы по усилению и восстановлению несущих строительных конструкций выполнить согласно проведенному детальному обследованию здания и инженерно-геологическим изысканиям. Все работы по устранению вышеописанных дефектов следует производить согласно проекту, разработанному специализированной организацией.

При этом, доводы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора ввиду отсутствия в бюджете денежных средств, не могут быть приняты во внимание.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В силу п. п. 4, 5 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений отсутствие финансирования, не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних.

При этом вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.

С учетом изложенных обстоятельств, исковое заявление прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону к МБДОУ города Ростова-на-Дону "Детский сад ", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования города Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей,– удовлетворить.

Обязать МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад » произвести капитальный ремонт фасада здания учреждения по <адрес>, в соответствии с выводами и рекомендациями технического отчета проведенного <данные изъяты>» в апреле 2023 года, в срок не позднее одного календарного года с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Борзученко

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2024 года.

Дело

УИД 61RS0-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2024 года г. Ростов-на-Дону

Первомайский районный суд города Ростова-на-Дону

в составе председательствующего судьи Борзученко А.А.,

при секретаре Бакаловой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону к МБДОУ города Ростова-на-Дону "Детский сад ", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования города Ростова-на-Дону, Администрация г. Ростова-на-Дону, об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей,

установил:

Прокурор Первомайского района г.Ростова-на-Дону, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ города Ростова-на-Дону "Детский сад " об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей. В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой Первомайского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка, в ходе которой выявлено ненадлежащее состояние здания МБДОУ г. Ростова-на-Дону «Детский сад », а именно фасад детского сада нуждается в капитальном ремонте.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ внесено представление руководителю учреждения, однако нарушения не устранены.. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано, что направлено информационное письмо в МКУ «Отдел образования Первомайского района г. Ростова-на-Дону» с просьбой посодействовать в выделении дополнительных бюджетных ассигнований для проведения капитальных работ.

Также в ходе проверки, проведенной прокуратурой района, на основании информации отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Первомайскому району отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ростову-на-Дону Главного управления МЧС России по Ростовской области установлено, что предписание контролирующего органа в срок до ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, нарушение пожарной безопасности имеются в учреждении и в настоящее время.

На объекте защиты руководитель организации при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем и при отсутствии информации изготовителя о возможности дальнейшей эксплуатации не обеспечил замену в установленном порядке.

С целью устранения выявленных нарушений в адрес ответчика прокуратурой района в августе 2023 года внесено представление, в ответе на которое указано, что в 2022 году составлена проектная документация «Автоматическая система пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре». В третьем квартале 2023 года ООО «Точка-Локации» составлен локальный сметный расчет монтажа автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации будут проведены после выделения финансирования.

На основании изложенного, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Ростова-на-Дону «Детский сад », расположенное по адресу: <адрес> произвести капитальный ремонт фасада здания учреждения по <адрес>, в соответствии с выводами и рекомендациями технического отчета , проведенного <данные изъяты>» в апреле 2023 года, в срок не позднее одного календарного года с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора Алиева Ю.И. исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика возражала относительно удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица- Администрации г.Ростова-на-Дону в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку в бюджете отсутствуют денежные средства для проведения ремонтных работ.

Представитель третьего лица Управления образования города Ростова-на-Дону, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в отношении указанного лица, дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе на принципах приоритета жизни и здоровья человека.

Частью 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, нарушение их прав и свобод, в соответствии с ч.7 ст.28 Закона, несет образовательная организация.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В силу Устава образовательной организации учредителем и собственником МБОУ является муниципальное образование «город Ростов-на-Дону», функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет Управление образования г.Ростова-на-Дону, функции и полномочия собственника также осуществляет Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону.

Исходя из пункта 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

На основании части 1 статьи 21 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная деятельность осуществляется, в том числе образовательными организациями.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Кроме того, в силу пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

При этом, исходя из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Приведенным выше нормам корреспондирует положение части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, предусматривающее, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее также – Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ) безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Одновременно, согласно части 2 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ, параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что прокуратурой Первомайского района г.Ростова-на-Дону проведена проверка, в ходе которой выявлено, что фасад здания МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад », расположенного по адресу: <адрес> нуждается в капитальном ремонте.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Первомайского района г.Ростова-на-Дону в отношении МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад » было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних.

До настоящего времени нарушения не устранены, доказательств обратному при рассмотрении дела представлено не было.

Поскольку выявленные нарушения не были устранены, прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском.

В ст. ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплены права каждого на жизнь и охрану здоровья.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей, при этом, в соответствии с ч. 2 данной статьи в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Целями государственной политики в интересах детей, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 124-ФЗ, является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

На основании п. п. 12, 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ.

Дальнейшее несвоевременное устранение выявленных нарушений действующего законодательства на объектах социальной инфраструктуры для детей, к которым, в том числе, относятся детский сад, может привести к нанесению вреда жизни и здоровью граждан, и в первую очередь детей, что недопустимо.

Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, а также фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку возложенные на органы местного самоуправления обязанности не исполняются надлежащим образом и в полном объеме, что, в свою очередь, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц (включая несовершеннолетних).

В условиях состязательности судебного процесса, в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств необоснованности заявленных требований и/или невозможности их исполнения в случае удовлетворения иска.

Осуществление деятельности общеобразовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Деятельность учреждения, как юридического лица, финансируется собственником имущества.

Как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, капитальный ремонт фасада здания МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад » не произведен.

В подтверждение доводов о выявленных нарушениях, истцом в качестве доказательства по делу представлен технический отчет по обследованию здания детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, , выполненный <данные изъяты>». Согласно выводам и рекомендациям по результатам технического обследования установлено, что в условиях наличия неравномерных осадок, вызванных замачиванием грунтов оснований и фундаментов техногенными водами, привела к деформации и образованию дефектов в стенах здания. Основываясь на результатах, необходимо выполнить детальное инструментальное обследование, геологические изыскания и провести усиление грунтов основания в составе работ по капитальному ремонту здания. В наружных стенах здания присутствуют значительные трещины, до 20 мм. Причиной данных дефектов является отсутствие перевязки кирпичной кладки и просадка фундаментного основания. Данные стены оцениваются как ограниченно- работоспособные. При этом следует предусмотреть мероприятия: по усилению фундамента, усиления стен и простенков в местах раскрытия трещин, перекладку ветхих участков кирпичной кладки, а также мероприятия по устранению трещин, в составе работ по капитальному ремонту здания. Надоконные металлические перемычки, находятся в ограниченно-работоспособном состоянии. Для устранения их дефектов, необходимо предусмотреть усиление и проведение ремонтных работ по устранению прогибов и трещин. Состояние конструкций кровли не выявлено. Работы по благоустройству территории проведены в 2020 году. Состояние прилегающей территории отмостки здания оценивается как нормативное.

По итогам обследования, в составе проекта капитального ремонта необходимо выполнить комплекс конструктивных и технических мероприятий, включающих в себя: 1. Выполнить усиление грунтов основания. 2. Предусмотреть мероприятия по усилению стен и простенков в местах раскрытия трещин, перекладку ветхих участков кирпичной кладки, а также мероприятия по устранению трещин в стенах. 3. Водосточная система кровли требует восстановления и устройство организованного водостока. 4. Предусмотреть усиление перемычек и проведение ремонтных работ по устранению трещин. Иные работы по усилению и восстановлению несущих строительных конструкций выполнить согласно проведенному детальному обследованию здания и инженерно-геологическим изысканиям. Все работы по устранению вышеописанных дефектов следует производить согласно проекту, разработанному специализированной организацией.

При этом, доводы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора ввиду отсутствия в бюджете денежных средств, не могут быть приняты во внимание.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В силу п. п. 4, 5 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, с учетом вышеприведенных положений отсутствие финансирования, не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних.

При этом вопросы выделения бюджетного финансирования на соответствующие цели относятся к процедуре исполнения решения суда и не могут свидетельствовать о его незаконности и неисполнимости.

С учетом изложенных обстоятельств, исковое заявление прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Первомайского района г. Ростова-на-Дону к МБДОУ города Ростова-на-Дону "Детский сад ", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление образования города Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей,– удовлетворить.

Обязать МБДОУ г.Ростова-на-Дону «Детский сад » произвести капитальный ремонт фасада здания учреждения по <адрес>, в соответствии с выводами и рекомендациями технического отчета проведенного <данные изъяты>» в апреле 2023 года, в срок не позднее одного календарного года с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Борзученко

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2024 года.

2-794/2024 (2-5245/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Первомайского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
МБДОУ города Ростова-на-Дону "Детский сад №243"
Другие
Администрация г. Ростова-на-Дону
Управление образования города Ростова-на-Дону
Суд
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Борзученко Анна Александровна
Дело на сайте суда
pervomajsky.ros.sudrf.ru
25.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее