Дело № г. Дзержинск
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 марта 2023 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Юровой О.Н.,
при секретаре Ермаковой Е.С.,
с участием прокурора ФИО1, представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о признании незаконным бездействия, обязании устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области обратился в суд с иском к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области, мотивируя тем, что прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог муниципального значения. В ходе проведенного 02.11.2022 мониторинга соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что расположенный по адресу: <адрес>, нерегулируемый пешеходный переход, в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 не оборудован светофорами Т-7. В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным постановлением Администрации г. Дзержинска от 13.04.2012 №, рассматриваемый участок автомобильной дороги находится в собственности городского округа г. Дзержинска. Прокуратурой города совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Дзержинску 09.11.2022 проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения и соответствия государственным стандартам, в ходе которой установлено, что на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, выразившиеся в отсутствии светофоров Т-7. Поскольку участок автомобильной дороги используется неограниченным кругом лиц, непринятие Администрацией г. Дзержинска мер по установке светофоров Т-7 на указанном нерегулируемом пешеходном переходе, и, как следствие, невыполнение работ по надлежащему содержанию указанного участка автодороги, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могут в силу обстоятельств оказаться на указанном нерегулируемом пешеходном переходе, и угрожает безопасности дорожного движения.
Прокурор г. Дзержинска Нижегородской области просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Дзержинска, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушения п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, в виде отсутствия светофоров Т-7 на нерегулируемом пешеходном переходе: <адрес>, обязать Администрацию г. Дзержинска привести указанный участок автомобильной дороги в соответствие с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, оборудовав пешеходный переход пешеходными светофорами, установить Администрации г. Дзержинска трехмесячный срок для совершения вышеуказанных действий.
Помощник прокурора г. Дзержинска Нижегородской области – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Дзержинска по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ввиду отсутствия бюджетных средств пешеходные светофоры нам этом нерегулируемом пешеходном переходе будут установлены в сентябре 2023 г., просит суд установить срок исполнения решения по сентябрь 2023 г. включительно.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, УМВД России по г. Дзержинску в лице ОГИБДД явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения в части надлежащего содержания автомобильных дорог муниципального значения.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» содержит правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации (статьи 1, 5, 8, 10) определено, что в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий, которые финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст.1 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ безопасность дорожного движения выражается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Пунктом 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обесценению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация города Дзержинска (администрация городского округа) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления г. Дзержинска федеральными законами и законами Нижегородской области.
К вопросам местного значения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской федерации.
С учетом анализа вышеприведенных норм, Администрация города Дзержинска осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ГОСТ Р 52289-2019, техническими средствами организации дорожного движения являются, в том числе, дорожные светофоры.
Согласно ГОСТ Р 52289-2019 настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.
В ходе проведенного 02.11.2022 прокуратурой г. Дзержинска мониторинга соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что расположенный по адресу: <адрес>, нерегулируемый пешеходный переход, в нарушение п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 не оборудован светофорами Т-7.
Прокуратурой города совместно с сотрудниками ОГИБДД УМВД России по г. Дзержинску 09.11.2022 проведена проверка соблюдения требований безопасности дорожного движения и соответствия государственным стандартам, в ходе которой установлено, что на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, выразившиеся в отсутствии светофоров Т-7.
В соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденным постановлением Администрации г. Дзержинска от 13.04.2012 № 1472, рассматриваемый участок автомобильной дороги находится в собственности городского округа город Дзержинск.
Пунктом 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что светофоры Т 7 любых вариантов конструкции применяют для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов в случаях, если: интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.1; не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом; пешеходный переход расположен на участке дороги, проходящем вдоль территории детских учреждений; по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования с применением вызывной фазы для движения пешеходов на пешеходном переходе.
Поскольку участок автомобильной дороги используется неограниченным кругом лиц, непринятие Администрацией г. Дзержинска мер по установке светофоров Т-7 на нерегулируемом пешеходном переходе, расположенном по адресу: <адрес>, и, как следствие, невыполнение работ по надлежащему содержанию указанного участка автодороги, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, которые могут в силу обстоятельств оказаться на указанном пешеходном переходе, и угрожает безопасности дорожного движения.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что бездействие, о признании незаконным которого просит Прокурор г. Дзержинска, ответчиком не допущено.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Прокурора г. Дзержинска о признании незаконным бездействия Администрации г. Дзержинска, выразившегося в длительном непринятии мер по устранению нарушения п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 - в отсутствии светофоров Т-7 на пешеходном переходе, расположенном по адресу: <адрес>, обязании Администрацию г. Дзержинска привести данный участок автомобильной дороги в соответствие с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, - оборудовать пешеходный переход пешеходными светофорами подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок для оборудования пешеходного перехода пешеходными светофорами – до 01.10.2023.
Руководствуясь ст. 12, 56, 67, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора г. Дзержинска Нижегородской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации г. Дзержинска Нижегородской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушения п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019 - отсутствии светофоров Т-7 на пешеходном переходе, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать Администрацию г. Дзержинска Нижегородской области привести участок автомобильной дороги - пешеходный переход, расположенный по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п. 7.3.8 ГОСТ Р 52289-2019, - оборудовать пешеходный переход пешеходными светофорами.
Установить Администрации г. Дзержинска Нижегородской области срок для исполнения решения – до 01.10.2023.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья: п/п О.Н. Юрова
Копия верна.
Судья: О.Н. Юрова