Дело №12-19/2023
УИД: 04RS0003-01-2023-000565-03
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
село Бичура 11 декабря 2023 года
Бичурский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Шагдуровой Л.В., при секретаре Оленниковой Н.К., с участием представителя лица, привлеченного к административной ответственности, Перелыгина Ф.В. - Афанасьева С.М., действующего на основании доверенности, представителей РАЛХ РБ Мотовилова С.Г. и Недзельского А.Н., действующих на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Перелыгина Ф.В. – Афанасьева С.М. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении Перелыгина Ф.В.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением и.о. заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству РАЛХ РБ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ Перелыгин Ф.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей, а именно за то, что в период действия ограничения на пребывание граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, принадлежащих гражданам, введенного в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Бурятия Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 689 от 11.08.2023г., в период действия особого противопожарного режима, введенного на территории Республики Бурятия Постановлением Правительства Республики Бурятия от 04.04.2023г. № 175, Перелыгин В.В. в период с 14 часов 00 минут 31 августа 2023 года по 13 часов 00 минут 08 сентября 2023 года находился на лесном участке, расположенном в квартале № в выделе <данные изъяты> участкового лесничества Бичурского лесничества без разрешительных документов, с целью сбора кедровой шишки, что было выявлено ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель лица, привлеченного к административной ответственности Перелыгина Ф.В. – Афанасьев С.М. не согласившись с вышеуказанным постановлением, обратился в районный суд с жалобой на данное постановление, считая его подлежащим отмене и прекращению производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения мотивировав свои доводы тем, что Перелыгин имел право на нахождение на лесном участке <данные изъяты> участкового лесничества Бичурского лесничества в связи с наличием у него разрешения на добычу пушных животных с 22.05.2023 г. по 01.11.2023 г.
В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности Перелыгина Ф.В. – Афанасьев С.М. доводы жалобы поддержал, суду пояснив, что в случае, если суд придет к выводу о наличии состава правонарушения, просит суд учесть, что у Перелыгина на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей и применить к нему замечание.
Представитель РАЛХ Маняшин Р.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, направив в адрес суда отзыв на жалобу, в котором указывает, что Перелыгин, находясь на лесном участке, расположенном в квартале № в выделе № <данные изъяты> участкового лесничества Бичурского лесничества в период с 31.08.2023 г. по 08.09.2023 г. не осуществлял охотничью деятельность, при составлении протокола разрешение на добычу волка не представил. Кроме того, при задержании и составлении протокола об административном правонарушении Перелыгин пояснил, что разрешительных документов на нахождение в лесном фонде у него не имеется, в период с 31.08.2023 г. по 08.09.2023 г., находясь в лесном массиве, он занимался добычей кедрового ореха. Груженная кедровой шишкой в количестве 80 мешков автомашина <данные изъяты> зафиксирована с использованием фотосъемки и видео. Разрешение № на добычу пушных животных выдано ненадлежащим лицом - охотпользователем ООО «<данные изъяты>», в нарушение приказа Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц».
Представитель РАЛХ Мотовилов С.Г. с доводами жалобы не согласился, суду пояснив, что в ходе рейда в лесном массиве в выделе <данные изъяты> участкового сельского лесничества был обнаружен автомобиль <данные изъяты>, полностью загруженный 80 мешками с кедровой шишкой, в автомобиле находились 4 гражданина, в том числе Перелыгин. При опросе задержанных граждан те пояснили, что находились в лесном массиве в период действия особого противопожарного режима в лесном массиве с 31 августа по 8 сентября с целью добычи кедрового ореха, 12 сентября вывозили орех. На вопрос о том, имеются ли у них разрешительные документы, Перелыгин пояснил, что таковых не имеет. Дорога, на которой был задержан автомобиль, относится к специальной лесохозяйственной дороге, которая ведет в урочище «<данные изъяты>». На всех дорогах установлены аншлаги и баннеры, извещающие о запрете въезда. Задержанные пояснили, что они заехали 31 августа на мотоциклах, соответственно завезти электрическую мобильную станцию не могли. В лесном массиве электричество отсутствует. Добычей кедрового ореха указанные лица занимались на чужом участке, находились в лесном массиве длительный период времени. О наличии разрешения на добычу волка Перелыгин в ходе задержания ничего не говорил, также не говорил об этом при составлении протокола. ДД.ММ.ГГГГ в отношении Перелыгина он составил протокол об административном правонарушении, перед составлением протокола Перелыгину были разъяснены права, также он разъяснил Перелыгину, что составляется протокол за незаконное пребывание в лесном массиве в период ограничения посещения лесов.
Свидетель ФИО2 суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе совместного рейда в лесном массиве был обнаружен автомобиль, груженный кедровой шишкой. В автомобиле находились 4 граждан, которые после установления их личностей, пояснили, что добывали кедровый орех в период с 31 августа по 8 сентября 2023 года, то есть в период действия особого противопожарного режима. Кроме того, данные граждане пояснили, что документов, разрешающих нахождение в лесном массиве у них не имеется. О том, что у него имеется разрешение на добычу волка, Перелыгин не заявлял и понимал, что их остановили за незаконное нахождение в лесном массиве в период действия противопожарного режима.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 53.5 Лесного Кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 47 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. установлено, что пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 6 сентября 2016 г. N 457 утвержден "Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах" (деле - Порядок).
Согласно п. 2 указанного Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
В решении о введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах указывается, в том числе месторасположение лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименование участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков) (пп. "в" п. 5 Порядка).
Пунктом 7 Порядка определен порядок мероприятий: а) установка по границам территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов размером не менее 1 x 1,5 метра с указанием информации о введении соответствующего ограничения и периода его действия; б) перекрытие шлагбаумами лесных дорог; в) создание системы контрольно-пропускных пунктов; г) иные меры, направленные на обеспечение ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 04 апреля 2023 г. N 175 (действовавшем до 20.09.2023 г.) в границах муниципальных образований на территории Республики Бурятия, в том числе в Бичурском районе, введен особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима установлен запрет на разведение (использование) открытого огня на землях всех категорий, в том числе при подготовке и проведении развлекательных, праздничных, спортивных и иных мероприятий и выступлений, за исключением: приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях (мангалах, жаровнях и т.д.) на территории специально предусмотренных мест массового посещения граждан, установленных исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в сфере лесных отношений, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах компетенции и оборудованных в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Перечень указанных мест размещается на официальном сайте органа государственной власти Республики Бурятия в сфере лесных отношений и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в пределах компетенции;
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия от 11.08.2023 г. N 689 в период с 22 августа 2023 года по 10 сентября 2023 года включительно в связи с установлением особого противопожарного режима в лесах Республики Бурятия на территории всех выделов и кварталов лесных участков всех участковых лесничеств, расположенных, в том числе Бичурском лесничестве, ограничено пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств принадлежащих гражданам, за исключением сквозного проезда по дорогам общего пользования, посещения отдыхающими баз отдыха, детских оздоровительных лагерей, здравниц, турбаз, мест массового посещения граждан согласно приложению N 1 к настоящему приказу, а также мест заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, валежной древесины гражданами для собственных нужд согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Таким образом, Правилами пожарной безопасности в лесах, предусматривающими требования к пребыванию граждан в лесах, предусмотрена возможность запрета на пребывание граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности (п. 37) и такой запрет был введен в установленном порядке нормами, действующими на момент выявления вменяемого правонарушения.
В силу части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, 12.09.2023 г. в ходе патрулирования лесов <данные изъяты> лесничества сотрудниками Бичурского лесничества совместно с сотрудником ОМВД России по Бичурскому району Республики Бурятия ФИО2 на лесном участке, расположенном в местности «<данные изъяты>» в выделе № квартала № ТУ № СПК «<данные изъяты> сельского участкового лесничества Бичурского лесничества остановлен автомобиль <данные изъяты> с гос. per. №, в кузове которого находились мешки с кедровыми шишками. За управлением данного автомобиля находился гр. ФИО3, в автомобиле вместе с ним находились гр. Перелыгин Ф.В., ФИО4, ФИО5
Судом установлено, что в период с 14 часов 00 минут 31 августа 2023 года по 13 часов 00 минут 08 сентября 2023 года на лесном участке, расположенном в квартале № <данные изъяты> участкового лесничества Бичурского лесничества в период действия ограничения на пребывание граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, принадлежащих гражданам, введенного в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда на территории Республики Бурятия Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 689 от 11.08.2023г., в период действия особого противопожарного режима, введенного на территории Республики Бурятия Постановлением Правительства Республики Бурятия от 04.04.2023г. № 175, Перелыгин Ф.В. находился в вышеуказанном лесном массиве без разрешительных документов, занимался добычей кедровой шишки.
Географические координаты лесного участка, расположенного в выделе <данные изъяты> участкового лесничества Бичурского лесничества - № (местность «<данные изъяты>»).
Географические координаты лесного участка, расположенного в выделе <данные изъяты> сельского участкового лесничества Бичурского лесничества - N № (местность «<данные изъяты>).
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ выдел <данные изъяты> участкового лесничества Бичурского лесничества, а также выдел <данные изъяты> сельского участкового лесничества Бичурского лесничества не включены в перечень мест массового посещения (отдыха) граждан, расположенных на землях лесного фонда (Приложение № 1 к Приказу Республиканского агентства лесного хозяйства № 741 от 04.09.2023 г.), к перечню мест, начала сроков заготовки гражданами для собственных нужд пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, надежной древесины (Приложение № 2 к Приказу Республиканского агентства лесного хозяйства № 741 от 04.09.2023 г.). Согласно Приказу срок начала заготовки кедрового ореха - 12.09.2023 г.
Лесной участок в квартале 238 в выделе 15 Бичурского участкового лесничества Бичурского лесничества, относится к территориям, на которых вводится такое ограничение.
Данный лесной участок не включен в перечень мест, установленных Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства № 689 от 11.08.2023 г.:
массового посещения (отдыха) граждан, расположенных на землях лесного фонда.
заготовки гражданами для собственных нужд пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, валежной древесины;
Кроме того, указанным Приказом в границах Бичурского лесничества не определены сроки и места заготовки кедрового ореха, следовательно отсутствовало разрешение Республиканского агентства лесного хозяйства на сбор кедрового ореха.
Перелыгин Ф.В. не относится к перечню лиц, указанных в Приказе Республиканского агентства лесного хозяйства № 689 от 11.08.2023 г., на которых ограничение на пребывание граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, принадлежащих гражданам, не распространяется.
По пути следования Перелыгина Ф.В. к месту совершения правонарушения, на въезде в лесной массив, установлен предупредительный аншлаг с указанием информации о введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, въезд в лесной массив перекрыт шлагбаумом.
Приказом № 689 от 11.08.2023 г. в границах Бичурского лесничества в период времени с 22.08.2023 г. по 10.09.2023 г. разрешения на сбор кедрового ореха (шишки) не выдавалось.
Груженная кедровой шишкой автомашина ГАЗ 66 зафиксирована с использованием фотосъемки и видео.
Принимая во внимание, что Перелыгин Ф.В. находился в лесном массиве в течение длительного времени (с 31 августа 2023 г. по 08 сентября 2023 г.), в период действия особого противопожарного режима, куда прибыл на транспортном средстве, проживал в зимовье, которое не снабжено электричеством (в лесном массиве не проведены линии электропередач), в период проживания в лесном массиве занимался добычей кедровой шишки, суд приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Факт совершения Перелыгиным Ф.В. административного правонарушения подтверждается представленными доказательствами: нормативными актами, показаниями свидетеля ФИО2, пояснениями лесничего Мотовилова, ответами на запросы Бурприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ответом на запрос лесничего ОО и ОД Бичурского лесничества Недзельского А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ., заданием на патрулирование лесов, актом патрулирования лесов №) от ДД.ММ.ГГГГ. и фототаблицей к нему, протоколом об административном правонарушении № от 12.09.2023г., видеозаписью, данными схематического абриса с расположением границ.
Представленные доказательства в их совокупности соответствуют требованиями ст. 26.11 КоАП РФ и доказывают факт совершения Перелыгиным Ф.В. правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ.
Как следует из представленной фототаблицы, предупредительные аншлаги с указанием информации о введении соответствующего ограничения и периода его действия, были установлены, лесные дороги перекрыты шлагбаумами.
Факт нарушения Перелыгиным Ф.В. правил пожарной безопасности в лесах подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности Перелыгиным Ф.В. не предпринято, поскольку у последнего имелась возможность соблюдать установленные правила пожарной безопасности в лесах, однако Перелыгин Ф.В. не принял всех зависящих мер по их соблюдению.
В действиях Перелыгина Ф.В. должностным лицом на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела свидетельствуют, что рассматривая дело об административном правонарушении, должностное лицо не допустило нарушения норм процессуального права, правильно организовало и провело разбирательство по делу, разрешило все заявленные ходатайства, создало лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, в постановлении дало полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности Перелыгина Ф.В. в совершении административного правонарушения.
Оценив все исследованные доказательства, приведенные в обоснование вины Перелыгина Ф.В., должностное лицо обоснованно признало их достоверными, допустимыми и достаточными, в соответствии с которыми обоснованно пришло к выводу о его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку они подробны и согласуются друг с другом.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Порядок и срок давности привлечения Перелыгина Ф.В. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Доводы представителя заявителя Афанасьева о том, что Перелыгин Ф.В. имел при себе разрешение на охоту, которое давало право на нахождение в лесном массиве, суд считает несостоятельными, поскольку при задержании Перелыгин Ф.В. данное разрешение не предъявил, сообщив при этом, что разрешения не имеет, при составлении протокола об административном правонарушении об этом также не заявлял, а пояснял, что в лесном массиве занимался сбором кедровой шишки - паданки.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Перелыгин Ф.В. к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения ранее не привлекался, имеет на иждивении 2 малолетних детей.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного Перелыгиным Ф.В. административного правонарушения, в результате которого тяжких последствий не наступило, суд полагает возможным назначить Перелыгину Ф.В. административное наказание в виде предупреждения, что отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания, не усиливает и иным образом не ухудшает положение правонарушителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.8, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление и.о. заместителя начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству РАЛХ РБ ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении Перелыгина Ф.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ – изменить.
Назначенное Перелыгину Ф.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей заменить на административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня его вручения либо получения его копии, в порядке предусмотренном главой 30 КоАП РФ.
Судья Бичурского районного
суда Республики Бурятия Л.В. Шагдурова