Дело № 2а-908/2022
УИД 18RS0005-01-2022-000043-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Ижевск
Устиновский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Храмова А.В., единолично, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Устиновского района города Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Устиновского района г. Ижевска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на сайте https://izhevsk.texdk.ru, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требование мотивировано тем, что в ходе осуществления прокуратурой мониторинга сети «Интернет» выявлен указанный сайт, на странице которого по адресу: https://izhevsk.texdk.ru/, содержится информация о приобретении диагностической карты без фактического проведения технического осмотра. Вход на данный сайт является свободным и не требует регистрации или специального пароля. Таким образом, предоставление возможности доступа к информации по указанному в иске электронному адресу нарушает публичные интересы, сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения диагностической карты, побуждают неопределенный круг лиц к совершению административных правонарушений и способствуют их совершению, влекут негативные социальные и экономические последствия. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем, административный истец обратился в суд с указанным административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца - прокурора Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики, не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, при этом направил в адрес суда заявление о том, что заявленные прокурором Интернет-ресурсы в Едином реестре доменных имен указателей страниц сайтов в сети интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не значатся.
Поскольку лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ, ст.291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Рассмотрев материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается в ряде случав установление ограничений права на свободное получение информации в соответствии с федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборон страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в редакции от 28.07.2012 (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть "Интернет" является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ сайтом в сети "Интернет" признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет"; страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет".
Судом установлено, что прокуратурой Устиновского района г. Ижевска в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен Интернет-сайт: https://izhevsk.texdk.ru, на страницах которого размещена информация о возможности приобретения диагностических карт вне установленного законодательством порядка, без фактического проведения технического осмотра. Сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения диагностической карты, побуждают неопределенный круг лиц к совершению административных правонарушений и способствуют их совершению, влекут негативные социальные и экономические последствия. Вход на данный сайт является свободным и не требует регистрации или специального пароля.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра и скриншотом сайта, представленными в дело.
На основании ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 (далее – Закон), безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения.
В соответствии со ст. 17 указанного Закона, находящиеся в эксплуатации на адрес транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
Согласно ст. 4 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 170-ФЗ от 01.07.2011, основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами проведения технического осмотра. При этом ответственность операторов технического осмотра за выдачу диагностической карты в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за соблюдение иных требований, установленных настоящим Федеральным законом, является одним из принципов, на котором основывается проведение технического осмотра, что прямо предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 4 указанного закона
Из положений ст. 1 данного Закона следует, что диагностическая карта - документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на адрес и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами;
Статьей 17 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 170-ФЗ определены условия проведения технического осмотра, который проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места государственной регистрации транспортного средства.
Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы: документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства); свидетельствосвидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Аналогичные положения содержатся в п.п. 9-13 постановления Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434 "Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1090 от 30.12.2020, установлено техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения, которое должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по технической эксплуатации.
В соответствии с ч. 6 ст. 10 ФЗ N 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частями 3, 4 статьи 14.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выдачу диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и за передачу в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился.
Статьей 266 УК РФ предусмотрена ответственность за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо смерть.
В силу ст. ст. 9, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Использование размещенных на указанной Интернет-странице услуг нарушает общественные интересы.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.
По мнению суда, установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети интернет, запрещенной.
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено является основанием для включения страницы сайта в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Создание, формирование и ведение "Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" осуществляется Роскомнадзором. Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме. Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной регламентирована.
В связи с этим, требования административного истца основаны на законе и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распространение информации на странице сайта https://izhevsk.texdk.ru/ противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 265.5, 294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению не территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать, информацию, размещенную в сети "Интернет" на электронной странице по адресу https://izhevsk.texdk.ru, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для включения интернет-ресурса в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.
Судья А.В. Храмов