Дело № 33-6708/2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Хабаровский краевой суд
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего: Гвоздева М.В.,
судей: Овсянниковой И.Н., Моргунова Ю.В.,
при секретаре Цой М.С.,
рассмотрев 4 сентября 2019 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное Жилищно-Коммунальное Управление» Министерства обороны Российской Федерации на определение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 августа 2019 года об оставлении апелляционной жалобы без движения,
заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Определением судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5.08.2019 года в удовлетворении ходатайства ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России об освобождении от уплаты государственной пошлины отказано, апелляционная жалоба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России оставлена без движения.
Учреждению предложено в пятидневный срок с момента получения определения устранить указанные недостатки.
В частной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России просит определение судьи отменить, ссылаясь на его необоснованность и незаконность.
В силу правила ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ судом апелляционной инстанции дело по частной жалобе рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив предоставленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия основания для отмены определения суда не находит.
В соответствии с частью 4 статьи 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
По общему правилу в соответствии с действующим налоговым законодательством размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, в установленном законом размере (подпункты 3, 9 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 323 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным статьей 322 настоящего Кодекса, при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.
В случае, если лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление, выполнит в установленный срок указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба, представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд.
Причинами для оставления апелляционных жалобы, представления без движения, как это следует из пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2012 года N 13, могут быть отсутствие в апелляционных жалобе, представлении или в приложении к ним документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, когда уплата государственной пошлины предусмотрена законом.
Как следует из материалов дела, решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19.06.2019 года иск Ефремовой О.Е. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о возмещении ущерба, компенсации морального вреда удовлетворен частично.
29.07.2019 в адрес суда на указанное решение поступила апелляционная жалоба ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, при этом, ответчиком было заявлено ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины по основаниям, предусмотренным подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины по основаниям, предусмотренным подпунктом 1.1 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации судья исходи из того, что предусмотренные законом основания для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины отсутствуют.
На основании пункта 1.1 Статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств до 1 июля 2012 года освобождены от уплаты госпошлины за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных учреждений.
По смыслу указанной нормы права для бюджетных учреждений предусмотрены льготы по уплате госпошлины только при использовании указанных наименований, при этом право использования наименовании "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетании в наименованиях ответчика, что предметом рассмотрения в вышеуказанном гражданском деле не является.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты госпошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон) Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11.1 Закона предусмотрено, что управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального бюджетного учреждения.
На основании пункта 4 статьи 11.1 Закона управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве юридических лиц действуют на основании общих положений, утверждаемых Министром обороны Российской Федерации.
Согласно приложению N 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 7 сентября 2009 года N 935 "Об утверждении Типового общего положения о федеральном бюджетном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - Приказ) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации являются федеральными бюджетными учреждениями. В соответствии с приложением N 2 к Приказу войсковая часть создается в форме филиала федерального бюджетного учреждения.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно Указу Президента РФ от 21.05.2012 N 636, Общероссийскому классификатору органов государственной власти и управления - учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, не относятся к федеральным органам исполнительной власти, в связи с чем, бюджетные учреждения обязаны уплачивать государственную пошлину по ставке, установленной ст. 333.19 НК РФ.
Следовательно, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которое учреждено федеральным органом исполнительной власти - Министерством обороны Российской Федерации и, являясь федеральным бюджетным учреждением не освобождается от уплаты государственной пошлины, по основаниям, предусмотренным подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Кодекса.
В настоящем споре истец выступает как самостоятельный хозяйствующий субъект.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба не соответствует требованиям ст. 322 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи, с чем судья пришел к верному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, и, как следствие, для оставления жалобы без движения.
Таким образом, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого определения по доводам, изложенным в частной жалобе, которые выражают несогласие с выводами судьи, однако, по существу их не опровергают.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение судьи Хабаровского районного суда Хабаровского края от 5 августа 2019 года об оставлении апелляционной жалобы без движения оставить без изменения, частную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное Жилищно-Коммунальное Управление» Министерства обороны Российской Федерации без удовлетворения.
Председательствующий Гвоздев М.В.
Судьи Овсянникова И.Н.
Моргунов Ю.В.